ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЙ «ВЛЮБЛЁННОСТЬ» И «ЛЮБОВЬ» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛЮБВИ
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИИ ЛЮБВИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ В РАБОТЕ Э. ФРОММА «ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На нынешнем этапе развития общества происходит формирование новых жизненных ценностей, новых жизненных смыслов, которые еще не полностью укоренились в общественном сознании и поведении людей. Любовь – одна из этих ценностей.
На протяжении всей истории человечества любовь всегда была предметом внимания философов, психологов, писателей и поэтов, деятелей культуры и искусства. Все они видели любовь как нечто духовное, внеземное и иррациональное. И только с началом промышленной революции любовь стала предметом анализа в таких науках, как психология, философия, медицина и социология. Для этих наук главной целью было объяснить феномен любви не как «духовное» или «метафизическое» чувство, а с точки зрения рационалистического, научного подхода. Благодаря применению научных подходов, понимание любви приобрело определенный стереотип представления об этом явлении.
Феномен любви – это многоплановое, многогранное явление с чрезвычайно сложным и полифоническим содержанием. Любовь не только имеет универсальное, «общее» значение, но и является самым глубоким индивидуальным переживанием, исключительным событием в жизни человека.
Многие философы и психологи изучали это понятие и давали свои определения (З. Фрейд, Эриксон, Г. С. Салливан, И. В. Гребенников, Р. С. Немов и др.). Эрих Фромм в самом начале своей книги обозначил, что любовь – это искусство. А поскольку это искусство, то ему можно и нужно учиться.
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЙ «ВЛЮБЛЁННОСТЬ» И «ЛЮБОВЬ» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
На сегодняшний день не существует единого определения любви. Психологический словарь определяет любовь как интенсивное, интенсивное и устойчивое чувство субъекта, обусловленное сексуальными потребностями, которое проявляется в социально обусловленном желании быть полностью представленным личностными особенностями другого человека в его жизненной деятельности таким образом, чтобы у него возникало взаимное чувство той же интенсивности, напряжения и стабильности [2, с. 127].
В психологии любовь определяется в контексте социального бытия человека – она связана не только и не столько с потребностями организма, сколько с личностно значимыми чувствами, эмоциональными и ценностными отношениями человека [18, с. 204].
А.В. Петровский рассматривает любовь в двух значениях: в широком и узком смысле. В широком смысле любовь – это высокая степень эмоционального и позитивного отношения, которая, помимо прочего, отличает объект любви и ставит его в центр стабильных потребностей и интересов субъекта. В узком смысле любовь – это интенсивное, напряженное и относительно стабильное чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в желании быть полностью представленным его личными и важными характеристиками в жизни другого человека, чтобы пробудить у него потребность во взаимном чувстве той же интенсивности, напряженности и стабильности [11, с. 91].
Зарубежные психологи Педерсон и Шумейкер понимают любовь как сложное явление, которое включает в себя: совместимость – деятельность, осуществляемая только с романтическим партнером; самовыражение – вербальное и невербальное выражение (проявление) склонности и привязанности; намерение и общение – осознание проблем любовного партнера и умение обсуждать и решать эти проблемы; романтика – наличие идеализированного отношения к любовным отношениям, подчеркивающего возбуждение в присутствии любимого человека; чувственность и спонтанность.
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛЮБВИ
Выделяют несколько разновидностей любви. Э. Фромм, К. Изард и другие говорят о любви родителей к своим детям, детей к своим родителям, между братьями и сестрами, между мужчиной и женщиной, ко всем людям, любовь к Богу [14; 15].
Материнская любовь безусловна – мать любит своего ребенка за то, что он есть. Если материнская любовь, по Фромму, безусловна, то отцовская – обусловлена. Отец любит ребенка за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Зрелая настоящая любовь требует приложения определенных усилий, труда и воли [15, с. 13].
Э. Фромм называет один из видов любви – любовь к себе. Он приводит различия между эгоистом и человеком, любящего себя. Фромм считает, что эгоист из–за отсутствия созидательности не способен любить других, но точно также он не способен любить и самого себя [15, с. 12].
В современной психологии любовь рассматривается как уравнение с тремя неизвестными: интимностью, сексуальностью и ответственностью. Так, Роберт Дж. Стернберг называет следующие принципы, действующие в рамках треугольника интимности, страсти и ответственности, согласно которым можно определить типологическую принадлежность любви:
- крайне выраженная интимность, душевное расположение, при отсутствии сексуальности и ответственности;
- крайне выраженная страстная любовь, когда индивид, минуя межличностные отношения, попадает в зависимость от другого человека при наличии сексуальности и отсутствии ответственности;
- крайне выраженная абсолютная ответственность, лишенная сексуальности и интимности [10, с. 133].
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИИ ЛЮБВИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Для большинства психологов "любовь" — это нормальное чувство адекватной личности. Например, Гринфилд считает, что любовь - это поведенческий комплекс, функция которого заключается в управлении индивидами" в обществе, выполняя определенную социальную роль. По словам Вальстера, любовь объясняется сильным физиологическим возбуждением. Теория социальных норм рассматривает эмоциональную зависимость человека, возникшую в обществе, как источник любви в обществе. Любовь полезна для сохранения гендера и поэтому должна поддерживаться в культурном плане [13, с. 195].
Представители гуманистической психологии считают, что важнейшим условием построения отношений истинной человеческой близости является развитие личных потенциальных партнеров. Характеризуя любовь реализованных личностей, А. Маслоу отмечает, что существует беззащитность. У пары нет секретов друг от друга, и они стараются не быть загадкой друг для друга. По мнению А. Маслоу, личная готовность к самолюбви движется в направлении позитивного, безусловного отношения, уверенности в себе и искреннего творчества, что выражается в активной борьбе за развитие и счастье любимого человека [6, с. 81].
Подлинная близость, или любовь – это глубинные отношения, исполненные доверия к себе и к другому, которые дают возможность обоим партнерам проявить себя наиболее полно, а также способствуют личностному развитию каждого [3, с. 59].
Теория любви Дж. Стернберга (треугольная любовь). Р. Дж. Стернберг называет свою теорию любви треугольной, считая, что любовь может быть понята при наличии трех компонентов, которые вместе могут быть рассмотрены как вершины равнобедренного треугольника [5, с. 184].
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ В РАБОТЕ Э. ФРОММА «ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ»
В 20 веке любовь неразрывно связана с сексуальностью, эта связь становится основой творчества Зигмунда Фрейда. Понятие любви Фрейда – это иррациональное понятие, из которого отнимается ум, а сексуальная энергия остается. Затем, основываясь на теориях Фрейда, в США зарождается неофрейдизм, лидером которого был Эрих Фромм.
Эрих Фромм родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Он был единственным ребенком родителей–евреев. Фромм вырос в двух разных мирах – православном иудейском и христианском, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом. Семья Фромма была далека от совершенства. Он назвал своих родителей «невротичными», а себя – «невыносимым невротиком».
Когда в Европе началась Первая мировая война, Фромму было 14 лет. Несмотря на то, что он еще слишком молод для борьбы, он был поражен человеческой иррациональностью и разрушительными тенденциями. Позднее он писал: «Я был очень озабоченным молодым человеком, которого мучил вопрос о том, как эта война возможна, а также желание понять иррациональность человеческих масс и страстное стремление к миру и взаимопониманию между народами. Отвечая на эти вопросы, можно увидеть огромное влияние работ Фрейда и Карла Маркса. Работа Фрейда помогла ему понять, что люди не понимают причин своего поведения. Читая Маркса, он узнал, что социальные и политические силы оказывают большое влияние на жизнь людей.
В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, у Фромма не было медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию и в 1922 году получил степень доктора философии. Он получил базовую подготовку по психоаналитике в Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты, пытаясь спастись от нацистской угрозы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие любовь в самом широком смысле этого слова означает – чувство, присущее одному человеку, глубокую привязанность к другому человеку или предмету, чувство глубокой симпатии. Нельзя избежать социологического аспекта определения любви. Интерпретация феномена любви в социологии звучит так – эмоционально окрашенное отношение к тому или иному объекту, выраженное в необходимости отождествления с ним. В философии мы видим следующее: любовь – это интимное и глубокое чувство, тоска по другому человеку, человеческому сообществу или идее. Здесь мы видим некоторое сходство в интерпретации понятия в социологии и философии. В философской интерпретации любовь включает в себя волю и стремление к постоянству. В психологии и педагогике любовь – это высокая степень эмоционально позитивного отношения, отличающая ее объект от других и ставящая его в центр потребностей и интересов любящего человека. Если провести параллель между понятиями любви в философии, психологии и педагогике, а также в социологии, то все они говорят, что любовь – это определенное отношение одного человека к другому и высокая степень эмоциональной окраски данного явления.
В отличие от любви, влюбленность представляет собой непродолжительное эмоциональное состояние аффективного характера, которое делает субъект зависимым от объекта своего отношения. В основе влюбленности лежит половое желание. Основными характеристиками влюбленности являются: идеализация объекта влюбленности, затуманивание (сужение) сознания, влюбленная зависимость, прохождение зависимости.
1. Аронсон, Э., Уилсон, Т., Эйкерт, Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме /Аронсон, Э., СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2002. – 513 с.
2. Белик, А.В. Культурология: Антропологические теории культур / Белик, А.В. – М.: РГГУ, 1999 – 241с.
3. Борзенко, И.М., Кувакин, В.А., Кудишина, А.А. Основы современного гуманизма / Борзенко, И.М. Основы современного гуманизма – М.: Перспектива, 2002. – 389 с.
4. Букай, X. Любить с открытыми глазами / X. Букай, С. Салинас. – СПб.: ACT, 2013. – 512 с.
5. Быховской Б.Э, Митин М.Б. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. М.: Издательство «ЭКСМО ПРЕСС», 1999. – 1056 с.
6. Век, В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. Монография / В.В. Век. – Пермь: Издат. дом «Типография купца Тарасова», 2010. – 323 с.
7. Велкова Н.М. Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Издательство Просвещение,1991. – 396 с.
8. Выготский, Л. С. Психология искусства/ Л. С. Выготский. – Минск: современное слово, 1998. – 480 с.
9. Декарт. Р. Страсти души. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, – 1989, Т.1. 654 с.
10. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. М.: Издательство «ЭКОНОМ ПРЕСС», 1999. – 98 с.
11. Добреньков, В.И. Неофрейдизм в поисках «истины» (иллюзии и заблуждения Эриха Фромма) // Антология российского психоанализа: в 2 т.: Т.2 / Овчаренко, В. И., Лейбин, В. М. – М.,1999 – С.125–131.
12. Ивин А.А. Философия любви / А.А. Иван. – М.: Политиздат,1990. 425с.
13. Изард, К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
15. Кагарманов, Д.И. О различии любви, влюбленности и любовной зависимости / Д.И. Кагарманов // Инновационная наука. – 2016. – № 5. – С. 203–206.
16. Кернберг, О. Отношения любви: норма и патология / Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. – М.: Независимая фирма «Класс», – 2000. – 256 с.
17. Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / Перевод с нем. С. С. Папкова. – СПб.: Б.С.К., 1998. – 115 с.
18. Ли, С.М. Любовь как социальный феномен / С.М. Ли // Вестник Челябинского гос. ун–та. – 2010. – № 31. – С. 61–64.
19. Омарбекова, С.В. Любовь как экзистенциал человеческого бытия / С.В. Омарбекова // Известия Дагестанского пед. ун–та. – 2012. – № 1. – С. 41 –45.
20. Рюриков, Ю.Б. Типология любви // Психология и психоанализ любви / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «Бахрах–М», – 2002.
21. Фишер, Х. Почему мы любим: природа и химия романтической любви / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2003. – 312 с.
22. Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. / Пер. с анг. Л. А. Чернышевой. – Минск: Творч.–произв. центр «Полифакт», 1990, – 158 с.