ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Характеристика системы ценностей
Глава 2. Сущность понятия «культура». Функции культуры
Глава 3. Анализ культуры как системы ценностей
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность этой темы определяется тем, что проблема ценностей всегда стоит на первом месте в переходные периоды общественного развития. Именно такое время сегодня испытывает наше общество с его нестабильностью и резкими социальными сдвигами. Каковы ценности, таковы личности и общества.
В исследованиях выдающихся ученых, таких как А.А. Родугина, Р.С. Немов, Б.С. Ерасов М.С. Каган и многих других, подчеркивается, что ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, поскольку именно ценности характеризуют реальный образ жизни человека, уровень отделения человека от животного мира. Особое значение имеет проблема ценностей в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования приводят к резкому изменению существующих в нем систем ценностей, что ставит перед людьми дилемму: либо поддерживать установленные, знакомые ценности или адаптироваться к новым, которые широко предлагаются, даже навязанным представителям различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы: что такое ценности; какова связь между ценностью и оценкой; какие ценности первичны для человека, а какие вторичны – сегодня жизненно важны.
Глава 1. Характеристика системы ценностей
В философской литературе существует несколько конкретных подходов к определению ценности:
1. ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;
2. ценность воспринимается как общее субъективное изображение или представление, имеющее человеческое измерение;
3. ценность является синонимом культурных и исторических стандартов;
4. ценность связана с типом «достойного» поведения, с конкретным образом жизни [9, с. 84].
Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в конкретной культуре, которая устанавливает модели и стандарты поведения и влияет на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Это фиксированная в человеческом уме характеристика его отношения к объекту [14, с. 28].
Ценности для человека – это объекты, которые дарят ему положительные эмоции: удовольствие, радость, удовольствие и т.д. Человеческий мир – это всегда мир ценностей. Культурная жизнь без ценностей невозможна. Через систему ценностей, накопленных в культуре, осуществляется регулирование человеческой деятельности. «Лишенные значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и как таковые составляют предмет биофизических наук», – отмечает В.А. Поляков [22, с. 171].
Существует множество классификаций ценностей, и они зависят от того, что именно заложено в фундамент.
Глава 2. Сущность понятия «культура». Функции культуры
Понятие «культура» используется многими науками. Различные аспекты культуры являются предметом изучения археологии, этнографии, истории, философии, социологии, истории искусств и других гуманитарных дисциплин. В каждом из них культура интерпретируется по-разному. Поэтому существует огромное разнообразие определений культуры. Эта концепция прошла долгий путь исторического развития, в ходе которого значение и содержание ее существенно изменились. В современной литературе существует много определений культуры. Их общее количество уже превышает 500. Конечно, невозможно и не нужно перечислять все ценности и интерпретации культуры, однако существующие определения можно классифицировать, выделив несколько важных групп:
– антропологический, в котором культура понимается как выражение сущности человеческой природы;
– деятельностный, когда культура объясняется как результат творческой деятельности человека;
– социологический, когда культура понимается как фактор организации общества;
– аксиологические (ценностные) определения культуры как системы ценностей, придающих различным явлениям культуры определенное значение;
– нормативный, когда культура объясняется как совокупность норм и правил, регулирующих жизнь человека и общества;
– функциональные, когда культура характеризуется через свои важнейшие функции в обществе: например, как система знаков, которые выполняют функцию общения между людьми [7, с. 64].
Глава 3. Анализ культуры как системы ценностей
Культура представляет своего рода вторую систему после природной.
Культура – это система, совместно используемая в определенном обществе. Это ценности, убеждения, закономерности и формы, присущие конкретному обществу. Культура – это некое программирование личности определенного человека. Культура характеризуется языком, религией, символами, изготовлением орудий труда, традициями и обычаями.
Социолог Н. Смелзер, относительно роли культуры в развитии личности и общества, сделал следующие выводы:
– культура передается, она представляет собой наследство или социальную традицию;
– культура – это то, что человек изучает;
– культура является общепринятой системой [25, с. 176].
Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом, а с другой – влияет на процесс социального взаимодействия людей. Культура включает в себя все достижения человека, которые сформировались в процессе его жизни.
Самым опасным является социокультурный кризис (например, падение Римской империи, распад СССР и постсоветский период).
Многие ученые обращают внимание на глубокий духовный кризис, характерный для современных обществ как локально, так и глобально. Тем не менее, его причины и методы преодоления рассматриваются по-разному. Некоторые авторы связывают кризис духовности с кризисом сознания, они говорят о деинтеллектуализации современного общества. Другие считают, что страдает не интеллект, а мораль. Люди становятся более деловыми, умными, живут богаче, но теряют способность сопереживать, помогать друг другу и любить. Вся жизнь подчиняется рационализации, в поисках прибыли [1, с. 281].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура является духовной составляющей человеческой деятельности, как неотъемлемая часть и условие всей системы жизнедеятельности, обеспечивающей различные стороны человеческой жизни. Это означает, что культура вездесуща, но в тоже время в каждом конкретном виде деятельности она представляет только свою духовную сторону – во всем многообразии социально значимых проявлений.
В то же время культура также является процессом и результатом духовного производства, что делает ее неотъемлемой частью совокупного общественного производства и социального регулирования наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство обеспечивает формирование, поддержание, распространение и реализацию культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Культура не является важным компонентом совокупного производства и не сводится к непроизводительному потреблению или обслуживанию. Это обязательное условие для любого эффективного производства.
Человеческий мир – это мир культуры. Культура – это усвоенный и воплощенный опыт человеческой жизни. Любой исторический тип культуры по своей конкретности представляет собой неразрывное единство двух компонентов – реальной культуры и культуры накопленного или культурной памяти. На все вопросы, которые возникают перед ним, человек ищет ответ в изученной им культуре. Культура является уникальной характеристикой человеческой жизни и поэтому чрезвычайно разнообразна по своим специфическим проявлениям. Культура – это сложная система, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны.
1. Ахметова, С.А. Социология: Учебное пособие / С.А. Ахметова, В.А. Беляев, А.Г. Большаков; под ред. С.А. Ерофеева, Л.Р. Низамовой. – Казань: Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры, 2001. – 338 с.
2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 284 с.
3. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. – СПб., 2006. – 412 с.
4. Гуревич, П. С. Человек и культура / П.С. Гуревич. – М.: «Дрофа», 1998. – 264 с.
5. Доломатов, М.Ю. Проблемы социально фактора в эволюции Земли / М.Ю. Доломатов. – СПб., 2007. – 79 с.
6. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: часть 1 / Б.С. Ерасов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.
7. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. 2-е изд. / Б.С. Ерасов. – М., 2009. – 278 с.
8. Запесоцкий, А.С. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / А.С. Запесоцкий. – СПб., 2006. – 184 с.
9. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М., 2007. – 312 с.
10. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб., 2006.– 411 с.
11. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. – СПб., 2007. – 369 с.
12. Кравченко, А.И. Культурология. Раздел-2 / А.И. Кравченко. – М., 2009. – 294 с.
13. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания / Т.И. Лавренова. – М., 2007. – 84 с.
14. Левинас, Э. Философское определение идеи культуры. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Э. Левинас. – М.: Прогресс, 1999. – 114 с.
15. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры. Академия исследований культуры / К. Манхейм. – СПб.: Университетская книга, 2010. – 505 с.
16. Маркова, А.Н. Культурология / под ред. А.Н. Марковой. – М., 1998. – 381 с.
17. Матецкая, А.В. Социология культуры. Учебное пособие / А.В. Матецкая. – Ростов: РГПУ, 2006. – 317 с.
18. Мухамеджанова, Н.М. Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры / Н.М. Мухамеджанова. – Оренбург, 2010. – 146 с.
19. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов – М.: «Владос», 2008. – 482 с.
20. Окладникова, Е.А. Социология культуры: учебное пособие / Е.А. Окладникова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 312 с.
21. Поликарпов, В.С. Лекции по культурологи / В.С. Поликарпов – М.: «Гардарики», 1999. – 344 с.
22. Поляков, В.А. Ценностные ориентиры человечества / В.А. Поляков. – М., 2006. – 271 с.
23. Родугина, А.А. Культурология. Курс лекций / А.А. Родугина. – М.: «Центр», 1998. – 467 с.
24. Сапронов, П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов. – СПб., 2008. – 264 с.
25. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 2004. – 318 с.