Введение
Глава 1. Определение понятия «мораль» в научной литературе
Глава 2. Моральные ценности и их роль в современном обществе
Глава 3. Роль и функции морали в развитии культуры
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных условиях развития общества, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей. Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего, следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.
Объект исследования: мораль как принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Предмет исследования: роль морали в развитии культуры.
Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор темы и актуальность исследования, посвященного роли морали в развитии культуры, в том числе современного общества.
Глава 1. Определение понятия «мораль» в научной литературе
На протяжении всей истории культуры с момента рождения человека как существа, «производящего, познающего, ставящего цели, общающегося, создающего», активно гармонизирующего свою среду, нравственное сознание общества, нравственные отношения и нравственное отражение связаны с мышлением о человеке, о границах его воли в этом мире, о его правах, обязанностях и ответственности перед своей судьбой и другими.
В современном обществе, сталкивающимся со многими проблемами духовного порядка, особенно актуально, во-первых, теоретическое изучение морали, во-вторых, научное обоснование нравственных норм и, в-третьих, выявление особенностей формирования нравственного сознания личности и общества [28, с.5-6].
Конечно, многие социальные проблемы человечества невозможно решить моральными средствами, но мораль позволяет нам определять направление цивилизованного существования, так как оно регулирует индивидуальное и социальное поведение.
Проблемы морали, сущности и ее специфика являются сложными и дискуссионными в современной науке и представляют собой многоплановое и продуктивное научное поле для выявления возможностей морали и моральных отношений, которые можно эффективно использовать в современных условиях для построения цивилизованного, духовного, демократического общества.
Согласно В. А. Кутыреву, мораль – это одна из древнейших форм общественного сознания, один из авторитетных социокультурных институтов, которые выросли из насущных потребностей древнего человека в выживании, потому что, как подчеркивает [18, с. 188].
В современной этической науке существует много определений морали, которые указывают на то, что среди исследователей до сих пор нет единого мнения о сущности этого явления, как подчеркивается во многих публикациях, «наиболее важным средством выживания человечества, одним из основные духовные ценности, определяющие возможности его дальнейшего развития» [25, с. 41].
Глава 2. Моральные ценности и их роль в современном обществе
Научная целостность и стремление к изучению нравственно-аксиологических проблем современного этапа развития российского общества обусловили необходимость авторского обращения к истории формирования учения о ценностях.
Аксиологический разрыв между старыми и новыми ценностями, происходящий сегодня в обществе, более остро и болезненно ощущается в области морали. Это происходит потому, что именно здесь встречаются расходящиеся, противоречивые, а иногда и взаимоисключающие моральные и ценностные парадигмы российского общества, содержание которых подвергается радикальному пересмотру и пересмотру.
Научная целостность и стремление понять суть современных морально-аксиологических проблем требуют обращения к истории и специфике нравственных ценностей.
Наиболее тщательная проблема ценностей была разработана баденской школой (У. Винделбанд, Г. Риккерт и др.). Его представители одними из первых создали систематическую теоретическую доктрину ценностей, основные положения которой сводились к следующим соображениям:
Во-первых, по словам Риккерта, только понятие «ценность» позволяет отличить культурные процессы от явлений природы. Мир не может быть объектом познания в силу своей иррациональности. Процесс, который делает возможным его относительное познание, определяется трансцендентным долгом – необходимостью, которая заставляет человека утверждать или отрицать что-либо по отношению к субъекту, делая ценностное суждение об этом. Во-вторых, ценность проявляется в мире как объективное значение, причем значение выступает в качестве своего рода посредника между бытием и ценностями.
Глава 3. Роль и функции морали в развитии культуры
Понятие морали сформулировано в римской культуре – от слова mos, означающего темперамент, характер, обычай, поведение, закон, наставление и даже моду, одежду. Появление морали относится к гораздо более древнему времени - эпохе племенной системы. В результате появления первых социальных различий внутри племени, усложнений, разделения деятельности, формирования новых форм общественного сознания в рамках единого ранее примитивного мышления меняется система регулирования отношений между людьми. Постепенно, чтобы отличить от ранних методов регулирования – ритуалы, обычаи, запреты, табу – появляются новые требования и концепции. зло), равенство, свое и чужое, дружба. Первые моральные понятия неоднозначны, моральные отношения эмоционально специфичны, передаются в совместных действиях. После поведения индивида начинают определять внутренний и внешний моральный контроль, требуя, чтобы действия и их результаты соответствовали принятым закономерностям, и чтобы они не вызывали осуждения со стороны других членов общества. По сути, рождение и формирование основ нравственной жизни людей, простых правил отношений, чувства общности, взаимной поддержки стало одним из важнейших достижений духовной культуры первобытнообщинного строя [7, с. 291].
Мораль примитивного образа очень ограничена, распространяясь только на представителей рода, объединенных кровью. Незнакомцы ассоциируются с враждебными и опасными и таким образом воплощают в себе злое начало. Первобытный человек не отделяет себя от мира природы и поэтому воплощает его силами добра и зла, передает ему моральные оценки. В целом его мышление сосредоточено на внешнем мире, и, оценивая мораль своего поведения, он обращается к внешним силам - традиции, дух предков и даже угрызения совести рассматриваются как преследование внешних сил (так, в древнегреческой философии говорится, что человек совершил преступление, преследуя существ, которые воплощают возмездие – Эрин).
Заключение
Таким образом, автором исследования были сформулированы выводы, в результате которых была выявлена роль морали в развитии культуры.
Сущность и специфика морали проявляются в наибольшей степени, когда акцент делается на ее поведенческо-практической основе. Ведь мораль – это, прежде всего, способ регулирования практической деятельности человека. Мораль выполняет свое регулирующее назначение особыми средствами (системой заповедей, заключенных в моральных нормах, принципах и мнениях) в зависимости от социально-экономической организации общества. Специфика морали заключается также и в том, что в моральной форме регулирования публичный субъект часто действует в интересах «другого», в конечном счете - на благо социального целого (интересы общества, класса и т. д.). На основе таких оценок возникает моральное сознание личности.
Моральные ценности, во-первых, являясь неотъемлемой частью системы ценностей, обладают «распространяющимся» свойством в том смысле, что выполняют в этой системе синтезированную, интегративную роль; во-вторых, не заменяют других типов ценностей, но оказывают на них значительное влияние; в-третьих, реализация нравственных ценностей ориентирована на формирование нравственной культуры человека и развитие его жизненной позиции.
1. Анисимов, С.Ф. Введение в аксиологию / С.Ф. Анисимов. – М.: Современные тетради, 2001. – 128 с.
2. Апресян, Р.Г. Этика. Энциклопедический словарь / Р. Г. Апресян, А.А. Гусейнов. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.
3. Багаутдинов, А.М. Проблемы взаимосвязи духовности и нравственности в историко-философской ретроспективе / А.М. Багаутдинов // Вестник Башкирского университета. – 2001. – №3. – С. 60-64.
4. Бакштановский, В.И. Социология морали: нормативно-ценностные системы / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Социологические исследования. –2003. – № 5. – С. 8-12.
5. Бачинин, В.А. Противоречия нового и старого в морали / В.А. Бачинин // Вопросы философии. – 1987. – №7. – С. 84-98.
6. Бачинин, В.А. Философия права. Краткий словарь / В.А. Бачинин, В.П. Сальников. – СПб.: Лань, 2000. – 400 с.
7. Бердяев, Н.А. О рабстве и свободе человека / Н.А. Бердяев. – М.: Гардарики, 2003. – 462 с.
8. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – 175 с.
9. Бессонов, Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже второго и третьего тысячелетий / Б.Н. Бессонов. – М.: Норма, 2006. – 302 с.
10. Василенко, В.А. Ценности и оценка / В.А. Василенко. – Киев: Научная мысль, 1964. – 160 с.
11. Власкин, А.Г. Мораль и традиции / А.Г. Власкин. – Л.: Знание, 1981. – 36 с.
12. Гартман, Н. Этика / Н. Гартман. – СПб.: Владимир Даль, 2002. – 708 с.
13. Гусейнов, А.А. Истоки нравственности / А.А. Гусейнов. – М.: Знание, 1970. – 32 с.
14. Дворецкий, И. Х. Латинско-русский словарь / И.Х. Дворецкий. – М.: Русский язык, 1976. – 1096 с.
15. Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов / О.Г. Дробницкий. – М.: Политиздат, 1967. – 351 с.
16. Дробницкий, О.Г. Философия и ценностные формы сознания / О.Г. Дробницкий, Б.Т. Григорьян, Б.П. Желтова. – М.: Наука, 1978. – 350 с.
17. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И.А. Ильин. – М.: Директ-Медиа, 2017. – 55 с.
18. Кутырев, В.А. Традиция и ничто / В.А. Кутырев // Философия и общество. – 1980. – №6. – С. 188-191.
19. Левицкий, С.А. Свобода и ответственность / С.А. Левицкий. – М.: Посев, 2003. – 464 с.
20. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский. – М.: Республика, 1995. – 400 с.
21. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
22. Матвеев, П.Е. Моральные ценности / П.Е. Матвеев. – Владимир: Изд-во Влад. гос. ун-та, 2004. – 58 с.
23. Петропавловский, Р.В. Современная цивилизация и моральные ценности / Р.В. Петропавловский. – М.: ИФАН СССР, 1982. – 150 с.
24. Риккерт, Г. Границы естественнонаучного образования понятий / Г. Риккерт. – СПб.: Наука, 1997. – 532 с.
25. Росенко, М.Н. Основы этических знаний / М. Н. Росенко. – СПб.: Лань, 1998. – 246 с.
26. Смоленцев, Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия / Ю.М. Смоленцев. – М.: МГУ, 1989. – 199 с.
27. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. – Л.: ЛГУ, 1968. – 487 с.
28. Фотиева, И.В. Современная концепция морали: проблемы онтологии / И.В. Фотиева. – Барнаул: БГПУ, 1998. – 96 с.
29. Фролов, И.Т. Человек. Философско-энциклопедический словарь / И.Т. Фролов. – М.: Наука, 2000. – 516 с.
30. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. – М.: Прогресс, 1973. – 344 с.
31. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. – М.: Гнозис, 1994. – 490 с.
32. Шердаков, В.Н. Иллюзия добра. Моральные ценности и религиозная вера / В.Н. Шердаков. – М.: Политиздат, 1982. – 288 с.
33. Юшманова, Н.Е. Роль морали в гармоническом развитии личности / Н.Е. Юшманова. – М.: Знание, 1982. – 64 с.