ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 История формирования и развития молодежных субкультур
1.2 Сущность субкультуры, её основные элементы и особенности
Глава 2 ОБЗОР И АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1 Классификация современных и исчезнувших субкультур
2.2 Анализ взаимодействия современных молодежных субкультур и моды
2.3 Новейшие тенденции современных субкультур
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемо важным элементом современной цивилизации являются молодежные субкультуры. Субкультура (лат. sub «под» + cultura «культура»), подкультура – термин в социологии, антропологии и культурологии, обозначающий часть культуры общества, отличающуюся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Молодёжная субкультура создает предпосылки для осмысления возможностей, самореализации индивидов и ответственности. Благодаря ей растет уровень свободы выбора молодых людей, расширяется творческое пространство и рождается новая альтернативная реальность, предполагающая инновационные жизненные стратегии и содействующая развитию здорового самосознания всех будущих поколений.
Необходимость современного поколения в самореализации так значительна, что молодежные объединения формируются даже наперекор запретам. Нынешние субкультуры подражают Западу и высказывают свое противостояние современному обществу. Современное общество идет по дороге глобализации. Однако очень важно на этом пути не потерять свои национальные преимущества. Субкультуры же в некотором роде находятся вне национальных особенностей, определенные направления могут наблюдаться одновременно в разных странах и даже на разных континентах.
Субкультуры в современном обществе играют важную роль. Субкультура тесно связана с концептом моды, оба этих понятия являются составляющими культуры в целом. Мода проникает в современном мире во все сферы жизни. Преимущественно влиянию моды поддается молодежь.
Глава 1 МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 История формирования и развития молодежных субкультур
Слово «субкультура» произошло от латинского «sub» – под и cultura –культура. Другими словами, субкультура – это «подкультура», возникшая вследствие обстоятельств по отношению к более масштабной культуре. Чаще всего это слово применяется к молодежным группировкам. К понятию «молодежные субкультуры», несмотря на естественность и общеизвестность, многие авторы применяют разные значения [8, с. 4]. В сущности, субкультуры включают в себя всевозможный кругозор: от тенденций искусства и музыкальных стилей до политических взглядов и сексуальных привилегий [15, с. 17].
Социальной базой формирования субкультуры могут выступать возрастные группы (рокеры, панки, металлисты, роллинги, битломаны и другие). Правда, эти субкультуры образовались не только на основе возрастной общности, но и в силу тех или иных своих интересов.
На возникновение и развитие субкультур влияют изменения образа и уровня общества, крупные социальные события и потрясения. Возможны появление и активизация субкультуры при улучшении условий жизни какой-либо социальной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.д.). Второй тип субкультур можно назвать субкультурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения [13].
Социальной базой формирования субкультур могут быть и социальные слои (городское и сельское население). Это закрытые культурные образования, носители которых выделяются по внешнему облику, манере поведения, жаргону-сленгу, создающих особый тип субкультур на основе переработки официальной культуры общества.
Глава 2 ОБЗОР И АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1 Классификация современных и исчезнувших субкультур
В современности субкультур существует огромное множество, самых противоположных взглядов, стилей и отличительных черт. На данный момент исследователи выделяют три основных вида субкультур:
1. Музыкальные;
2. Имиджевые;
3. Политические и мировоззренческие.
Музыкальные субкультуры:
Рокеры – молодежная субкультура возникла в 50-х – начале 60-х годов в эпоху рок-н-ролла. Сплотила первых рокеров езда на мотоцикле, только потом возникло понятие стиль «рок». Как правило, езду на мотоцикле предпочитают в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках и белой бандане, которая имеет функцию защищать рот от переохлаждения. Многие обращались к теме рок-н-ролла за всю его долголетнюю историю. Одно из немногих движений, не требующих ничего, кроме положительного отношения к музыке [22, с. 4].
Обратная сторона рок-культуры – излишнее употребление алкоголя, сигарет и запрещенных препаратов. Рок-культуре присуще агитация отступления от несовершенного мира. Она построена на философских способах миропонимания, что можно услышать в текстах песен. Совершенный «рокер» – это остроумный и эрудированный человек, которых хорошо понимает общественные ситуации, умеет принимать решения и делать выводы, которые и описывает в своих текстах [28].
Хип-хоп – (англ. hip hop) – молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в Нью-Йорке в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Эта субкультура очень разносторонняя и каждое направление достаточно самостоятельно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанного исследования были сделаны следующие выводы:
Изучив популярные субкультуры, мы пришли к выводу, что каждая из представленных субкультур может содержать свои интересы, политические убеждения, музыкальные предпочтения либо творческие процессы в искусстве. Они стремятся к оригинальности и отстранению от общепринятой культуры. Иногда протест массовой культуре может носить агрессивный, а изредка даже экстремистский характер. В мире огромное количество молодежных объединений, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении. Развиваясь, субкультуры начинают вырабатывать единый стиль одежды – «имидж», язык –«жаргон, сленг», атрибутику – «символику», также общее мировоззрение.
Принадлежность к определенной субкультуре предполагает увлечение конкретным видом досуговой деятельности. Можно отчетливо наблюдать тенденцию по созданию локальных коллективов, сочиняющих и исполняющих конкретную музыку. Направленность той или иной субкультуры побуждает некоторых людей на творчески активную деятельность, тем самым помогая самоутвердиться в обществе. Организовывая таким образом свой досуг внутри неформального сообщества, человек учится реализовывать свой творческий потенциал. Также в определенной степени развиваются социально значимые навыки и умения, которые подготавливают молодого человека к будущей взрослой жизни. Социализация, проходящая в рамках какого-либо неэкстремистского субкультурного формирования, не должна считаться отклоняющейся, уж тем более, губительной для становления личности. Вступление в субкультуру и самоутверждение молодого человека в рамках субкультуры – это своеобразный поиск того социального комфорта, который он не сумел отыскать в рамках массовой культуры.
1. Анализ молодежных субкультур в российском обществе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://works.doklad.ru.
2. Андреева, А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода / А.Ю. Андреева, Г.И. Богомолов. - Санкт-Петербург: Паритет, 2015. - 120 c.
3. Башкатов, И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И. П. Башкатов. - Москва: МПСИ, 2002. - 415 c.
4. Васильева, Р. Психология граффити: личность и субкультура / Р. Васильева. - Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 120 c.
5. Влияние молодежных субкультур на моду [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lektsii.com.
6. Гидденс, Э. Социология. / Э. Гидденс – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.
7. Гогуева, М. Психопрофилактика негативного влияния субкультур на личность подростка / М. Гогуева. - Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 260 c.
8. Грибанов, В. В. Инициативные самодеятельные молодежные движения / В.В. Грибанов. – Нижний Новгород: Диссертация, 1999. - 273 с.
9. Гришин, В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде / В. А. Гришин. – Москва: Общественные, самодеятельные движения, 2005. - 246 с.
10. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. – 352 с.
11. Карманова, А. В. Отчуждение и современные молодежные субкультуры / А. В. Карманова. - Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 172 c.
12. Кокшаров, Н. Культура и субкультура / Н. Кокшаров. - Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 172 c.
13. Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. / А.И. Кравченко – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001.
14. Кто такие хайпбисты? [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://pre-party.com. – Дата доступа: 05.05.2020.
15. Лисовский, В. Т. Неформальные группировки среди молодежи: причины возникновения и методы работы / В. Т. Лисовский. - Санкт-Петербург: Олимп, 1992. – 270 с.
16. Луков, В. А. Хип-хоп культура / В. А. Луков. – Москва: Знание. Понимание. Умение, 2005. – 151 с.
17. Молодежные субкультуры и мода [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://cinref.ru.
18. Направление современной моды [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hintfox.com.
19. Омельченко, Е.В. Молодежные культуры и субкультуры / Е. В. Омельченко. - Москва: Институт социологии, 2000. – 261 с.
20. Описание молодежной субкультуры хипстеров в контексте моды и потребления [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru.
21. Понятия о моде и субкультуре [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dic.academic.ru.
22. Разин, П. В. Феномен хаоса в пространстве рок-культуры. Методология формального анализа / П. В. Разин. – Москва: Общественные, самодеятельные движения, 2000. – 270 с.
23. Сайт журнал Мелонрич. Мода субкультур: тренды из прошлого. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://melonrich.ru.
24. Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. – СПб., 1996. – 335 с.
25. Сыромятникова, И. С. Иллюстрированная история моды и стиля / И.С. Сыромятникова. - Москва: Рипол Классик, 2011. - 248 c.
26. Топ 7 трендов из субкультур [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://geometria.ru.
27. Уличные модники класса люкс [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://miridei.com.
28. Характеристики субкультур. Сайт энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.psychologos.ru.
29. Чибисова, О. В. Взаимодействие молодежных субкультур / О. В. Чибисова. - Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 192 c.
30. Шабанов, Л. В. Молодёжная субкультура / Л.В. Шабанов. - Москва: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 308 c.
31. Щепанская, Т. Б. Система. Тексты и традиции субкультуры субкультуры / Т.Б. Щепанская. - Санкт Петербург: Наука, 2004. - 270с.