Введение
Глава 1 Специфика международного и белорусского законодательства
Глава 2 Формирование белорусского и зарубежного брендов
2.1 Слуцкие пояса – национальное достояние Республики Беларусь
2.2 Этнические ковры ручной работы на примере Турции
2.3 Сравнительный анализ белорусского и зарубежного брендов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день в условиях быстро изменяющейся мировой экономики стремительно модифицируются подходы и принципы мирового производства, все большую роль приобретает составляющая высокотехнологичной инновационной продукции и нематериальных активов.
В результате чего, возрастает роль корпоративной символики производителя товаров и услуг, а именно товарных знаков, брендов, патентов и марок, поскольку они рассматриваются потребителем товаров и услуг не только как гарантия качества, но и как символ высокой деловой репутации фирмы.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствуют нормы для отражения бренда в составе имущества предприятия, т.к. в национальных учетных стандартах такой актив не предусматривается. В зарубежных странах компании активно их используют в финансовой отчетности для продвижения своих товаров, популяризации производственной деятельности и создания положительного имиджа компании. Бренды отечественных предприятий не находят отражения в белорусских стандартах. Отсюда в современных условиях управление и оценка бренда слабо развиты в белорусской теории управления и хозяйственной практике, нуждаются в дальнейших исследованиях и методических разработках
В политике нашей страны можно наблюдать стремление к интеграции в мировую экономику. Инновации, защищенные патентом, не только увеличивают конкурентоспособность, но и нередко являются основой успеха и развития фирмы. Даже у самого, на первый взгляд, неказистого и элементарного технического решения, которое отличается новизной и практической применимостью в производстве, есть шанс стать источником немалой прибыли.
Как следствие этих процессов современное управление осуществляется с учетом торговых аспектов интеллектуальной собственности и основывается на использовании инструментов охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности.
Задачи:
1. Раскрыть специфику международного и белорусского законодательства.
2. Провести анализ белорусского бренда на примере слуцких поясов.
3. Провести анализ зарубежного бренда на примере турецких ковров ручной работы.
4. Провести сравнительный анализ белорусского и зарубежного брендов.
Объектом исследования является бренд, предметом исследования – особенности белорусского и зарубежного законодательства в сфере брендирования.
ГЛАВА 1
СПЕЦИФИКА МЕЖДУНАРОДНОГО И БЕЛОРУССКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Международный опыт в сфере интеллектуальной собственности доказал необходимость и в тоже время действенность (работоспособность) принятых в современном мире, как международных, так и национальных законодательных норм, обеспечивающих регулирование отношения в области охраны и использования товарных знаков, изобретений, промышленных образцов, сортов растений, компьютерных программ, произведений науки, литературы и искусства и других объектов интеллектуальной собственности.
Республика Беларусь является участницей международных договоров, действующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ВОИС), а также членом Евразийской патентной организации (ЕАПО). Как показывает практика это позволяет отечественным и зарубежным субъектам обеспечивать охрану и использование результатов собственной интеллектуальной деятельности, получать дополнительную прибыль, конкурентные преимущества и гарантирует устойчивое и защищенное присутствие товаров и услуг на внутреннем и внешних рынках [2, с.153].
Вместе с тем, существующая в государстве система регистрации обеспечения охраны и т.д. в сфере интеллектуальной собственности не в полной мере отвечает современным международным стандартам, и требует дальнейшего развития.
Учитывая имеющиеся проблемные вопросы в указанной сфере целесообразно провести сравнительный анализ национального и международного законодательства. В качестве международных правовых актов в сфере защиты интеллектуальной собственности предлагается рассмотреть Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (1891 г.) [13] и Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности (1883 г.) [20].
Так, Мадридская система международной регистрации товарных знаков, а равно и брендов регулируется двумя юридическими актами:
– Мадридским соглашением, заключенным в 1891 г., пересмотренным в Брюсселе (1900 г.), Вашингтоне (1911 г.), Гааге (1925 г.), Лондоне (1934 г.), Ницце (1957 г.) и Стокгольме (1967 г.) и исправленным в 1979 г.,
- Протоколом к этому Соглашению, который был заключен в 1989 г. с целью придания Мадридской системе большей гибкости и ее приведения в соответствие с национальным законодательством стран- участниц [14].
ГЛАВА 2
ФОРМИРОВАНИЕ БЕЛОРУССКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО БРЕНДОВ
2.1 Слуцкие пояса – национальное достояние Республики Беларусь
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов. Считается неповторимым образцом декоративно-прикладного искусства, который стал не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси.
На сегодняшний день оригинальные слуцкие пояса – историческое наследие предков. В Беларуси хранятся единичные экземпляры и фрагменты. Во многих странах мира знают про слуцкие пояса – высокохудожественные произведения ручного ткачества. За рубежом коллекции слуцких поясов хранятся в Национальных музеях Варшавы, Кракова, Гданьска, Познани, в музее истории текстильного производства в Лодзи, в музеях Парижа и Нью-Йорка. Тем не менее, в нашей стране возрождены уникальные традиции изготовления слуцких поясов. Современные мастера делают их точные копии, аналоги и художественные стилизации, которые могут стать эксклюзивным сувениром из Беларуси [19, с.14].
Погружаясь в историю национального достояния понимаешь, что длинные широкие пояса с красивым рисунком и сложным плетением из драгоценных нитей получили распространение на белорусских землях еще в XVI–XVII веках, чему способствовали предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов [12, с.33].
В наряде магнатов пояс был символом принадлежности к элите, многовековых семейных традиций и, конечно, богатства. Дорогие пояса для шляхты привозили из восточных стран, но в ХVIII веке на белорусских землях сформировалось уникальное художественное явление – «слуцкий пояс». Белорусские ткачи создали свои неповторимые узоры и символичные мотивы, эксклюзивную технологию [12, с.35].
Мировую известность приобрели пояса Слуцкой персиарни – мануфактуры богатейшей и влиятельной династии Европы Радзивиллов. Первая персиарня возникла в Несвиже, но по распоряжению Михаила Казимира Радзивилла Рыбаньки в 1750-е годы ее перенесли в Слуцк, который издавна славился искусными ткачами. Во времена расцвета в Слуцке работало до 55 ткачей (только мужчины), столько же подмастерьев и прядильщиц. На 20-25 станках ежегодно выпускали около 200 поясов тончайшей работы. Очень скоро слуцкие пояса стали копировать на других мануфактурах: в белорусских Гродно, Слониме, Ружанах, Поставах, Кореличах, Шклове, польских Кобылках, Липкове, Кракове, Гданьске, французском Лионе, в Австрии. Но даже несмотря на знак «Меня сделал Слуцк», это не были настоящие слуцкие пояса. Производство оригиналов на самой мануфактуре Радзивиллов продолжалось до середины ХІХ века. Белорусские музеи хранят 11 слуцких поясов разных лет изготовления и разного состояния, а также многочисленные фрагменты [9, с.15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив белорусское и международное законодательство в сфере брендинга, можно сказать, что была проделана немаловажная работа со стороны белорусского государства. Подписаны международные договоры и соглашения, участником которых является Республики Беларусь, изданы кодексы и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления, а также нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления и другие.
Один из плюсов зарегистрированного бренда – успешный и узнаваемый, он будет приносить материальную выгоду владельцу не только напрямую, но и косвенным образом, ведь можно составить договор на использование товарного знака. Передача права на бренд в аренду, как правило, осуществляется за материальную компенсацию, что является, таким образом, еще одним источником дохода для фирмы-правообладателя. Для того чтобы обнаружить такие тождественные элементы и исключить их из регистрируемого знака, проводится предварительная проверка обозначения. Задуматься о проведении этой проверки нужно уже перед тем, как создавать обозначение, ведь не исключено, что схожий логотип уже существует и придется менять в готовом обозначении какие-либо элементы.
Компания, безусловно, может развивать и поддерживать свой бренд, при этом не регистрируя логотип или название в качестве товарного знака, но тогда нет никаких гарантий, что успехом и популярностью бренда не воспользуется кто-то другой.
Достаточно известный и успешный бизнес даже небольшого формата может стать мишенью для недобросовестных конкурентов. Если ознакомиться с подобными случаями в сфере защиты брендов, то можно с уверенностью сказать, что они отнюдь не редки.
Потратив большое количество времени и вложив значительные финансовые средства в раскрутку своего бренда, который является значимым инструментом для продвижения компании и ее продуктов, каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы защитить свой успешный бренд от копирования.
Увы, соблазн воспользоваться чьими-то достижениями для продажи товаров-подделок слишком высок. Ведь в таком случае можно воспользоваться чужими рекламными средствами и завоеванной лояльностью потребителей, преданных конкретной торговой марке и производителю. Для истинного правообладателя бренда такой подлог означает потерю прибыли, доли рынка и репутации.
1. Андреева, Р. А. Основы управления интеллектуальной собственностью / Р. А. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2010. – 215 с.
2. Годин, А. Брендинг / А. Годин. – М.: Дашков и К, 2013. – 184 с.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 18 декабря 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2019.
4. Дыжова, А.А. Международная охрана авторских прав и промышленной собственности / А. А. Дыжова. – Могилев: МГУП, 2009. – 15 с.
5. Евменова, Т. А. Промышленная собственность и ее правовая охрана: курс лекций / Т. А. Евменова. – Минск: БИП-С-Плюс, 2008. – 78 с.
6. Ермолов, И. В., Палладов, С., Левин, Л. М. Текстильные товары. Ковры / И.В.Ермолов, С.Палладов, Л.М.Левин. - М.: Экономика, 1965. – 206 с.
7. Запаско, Я. П. Ковроткачество / Я.П.Запаско // Очерки по истории декоративно прикладного искусства. — Львов, 1969. — С.66-73.
8. Карпова, С.В. Брендинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С.В. Карпова, И.К. Захаренко. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2014. – 430 с.
9. Кирюхин, Г.А. Слуцкие пояса / Г. А. Кирюхин. - Минск: Полымя, 1981. – 23 с.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
11. Кривцов, А.С. Объекты интеллектуальной собственности в правовом регулировании / А.С.Кривцов. – Могилев: МГУП, 2010. – 31 с.
12. Лазука, Б. А. Слуцкія паясы: адраджэнне традыцый / Б. А. Лазука. − Минск: Беларусь, 2013. – 126 с.
13. Левин, Л. М., Свердлин, В. Н. Ковры и ковровые изделия / Л.М.Левин, В.Н.Свердлин. - М.: Госторгиздат, 2010. — 143 с.
14. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года (пересмотренным в Брюсселе (1900 г.), Вашингтоне (1911 г.), Гааге (1925 г.), Лондоне (1934 г.), Ницце (1957 г.) и Стокгольме (1967 г.) и исправленным в 1979 г.) [Электронный ресурс] / Всемирная организация интеллектуальной собственности. – Режим доступа: https://www.wipo.int/treaties/ru/registration/madrid/summary_madrid_marks.html.
15. Макашева, З. М. Брендинг: учебное пособие / З.М. Макашева, М.О. Макашев. – Минск: БИП-С-Плюс, 2011. – 283 с.
16. Молчанова, Л. А. Материальная культура белорусов / Л. А. Молчанова. – Мн.: Наука и техника, 1968. – 231 с.
17. О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы: Закон Респ. Беларусь от 16 декабря 2002 г. №160-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 18 декабря 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. О товарных знаках и знаках обслуживания: Закон Респ. Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII с изм. и доп.: текст по состоянию на 27 октября 2000 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
19. Панкрухин А.П. Бренды и брендинг / А.П. Панкрухин // Практический маркетинг. - 2011. - № 4. - С. 4-15.
20. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (пересмотренная: в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и измененная 2 октября 1979 г.) [Электронный ресурс] / Всемирная организация интеллектуальной собственности. – Режим доступа: https://www.wipo.int/treaties/ru/ip/paris/summary_paris.html.
21. Рожков, И. Я. Брендинг : учебник / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. — М.: Юрайт, 2014. — 331 с.
22. Якунина, Л. И. Пояса слуцкие в собрании Государственного исторического музея / Л. И. Якунина. – М.: Наркомпрос РСФСР, Гос. ист. музей, 1941. – 16 с.