ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОНСОРСКОГО ПАКЕТА И СТАТУСА СПОНСОРСТВА
1.1. Определение и описание спонсорского пакета
1.2. Сущность понятия «спонсорство»
2. АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНОГО СПОНСОРСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение рыночных отношений способствовало распространению спонсорской практики. В начале XXI века спонсорство рассматривается как основная часть маркетинговой деятельности. Спонсорство развивается в Республике Беларусь сравнительно недавно, исследование спонсорства еще не завершено. Сфера спонсорской деятельности постоянно расширяется.
Опыт спонсорства – взаимовыгодного платного сотрудничества бизнеса и социальной сферы – в Беларуси уже более пятнадцати лет. В страну пришли западные стандарты социально-экономического взаимодействия, которые, конечно же, имеют множество особенностей, укорененных в отечественной практике. Интерес к спонсорству связан с повышением социальной ответственности представителей бизнеса, развитием идей социального партнерства, пониманием невозможности построения комфортной среды для предпринимательской деятельности в условиях острого социального отчуждения. Современные белорусские компании начали осознавать важность благоприятной социальной среды для успешного ведения бизнеса, а также тот факт, что создание такой среды требует усилий самого делового сообщества. Культура бренда активно развивается в Беларуси, а участие компании в социально значимых проектах вносит существенный вклад в ее продвижение и формирование бренда. Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор темы и актуальность исследований по данной проблематике.
Цель исследования: охарактеризовать спонсорский пакет и статус спонсорства. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретические аспекты изучения спонсорского пакета и статуса спонсорства.
2. Провести анализ наиболее успешного спонсорского сотрудничества в сфере культуры.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОНСОРСКОГО ПАКЕТА И СТАТУСА СПОНСОРСТВА
1.1. Определение и описание спонсорского пакета
Спонсорский пакет – это полный набор юридических, финансовых и программных документов, который позволяет потенциальным спонсорам выбирать состояние своего присутствия в проекте, понимать свои информационные и рекламные возможности и, самое главное, финансовые затраты. В спонсорский пакет входит:
1. Описание проекта и его идеи с акцентом на детали, наиболее важные для спонсора, оценка важности проекта для города (региона, страны) и социальных групп, необходимых спонсору.
2. Программа с информацией о месте и времени события, сценарий, расписание; список авторов, организаторов и участников проекта.
3. Инструкции по поддержке проектов от госструктур, известных институтов науки, культуры, благотворительных фондов, известных и уважаемых людей. Копии официальных решений, рекомендательных писем, жалоб и др.
4. Бюджет: максимальная и минимальная стоимость проекта, затраты организаторов (поэлементно) и затраты, которые должны покрываться спонсорскими взносами.
5. Статус спонсора: в зависимости от суммы поддержки для каждого проекта существует несколько категорий статуса спонсора и, следовательно, разные спонсорские пакеты.
6. Самая подробная часть спонсорского пакета – полный список рекламных и информационных возможностей, предоставляемых спонсору согласно выбранному статусу, в этой части спонсорский пакет должен включать медиаплан, требующий не менее тщательной проработки бюджета.
7. Ожидание спонсорского эффекта: потенциальное количество участников, посетителей, зрителей и т.д.; расчет прямого воздействия рекламы; медиа-аудитория; возможный социальный, культурный, политический резонанс; результат оценивается в сравнении с ранее поставленными целями.
2. АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНОГО СПОНСОРСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Корпоративный сектор как источник дополнительных средств в культуру играет сегодня особую роль. В настоящее время для многих культурных организаций средства делового сектора являются преобладающим и почти единственным источником внебюджетного финансирования. Отчасти это связано с отсутствием информации о других источниках финансирования и отсутствием навыков работы с ними. Однако главная причина – это значительно большие возможности бизнес-сектора сегодня по сравнению с другими формами внебюджетной поддержки, которые хорошо развиты на Западе –пожертвованиями физических лиц, грантами благотворительных фондов или специальными программами софинансирования, инициированными государством. Поскольку еще слишком рано говорить как об устоявшемся классе состоятельных людей, готовых заниматься благотворительностью, так и о традициях такой благотворительности, поддержка культуры и искусства народом не может стать решающим фактором. Cегодня большинство благотворительных фондов, работающих в России, ориентированы на решение социальных проблем, и лишь немногие готовы поддерживать культурные проекты. Однако это не означает, что нет необходимости налаживать работу в этих сферах – если у фандрайзеров есть воображение, креативность и энтузиазм, здесь тоже можно разработать эффективные схемы сотрудничества. Однако с точки зрения финансовых ресурсов корпоративный сектор на данном этапе, безусловно, является приоритетным источником негосударственного финансирования культурных организаций. Поэтому важно знать его и уметь работать с ним профессионально [17, с. 28-29].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе проведенного исследования были решены поставленные автором задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. В научной литературе под понятием «спонсорский пакет» понимается полный набор юридических, финансовых и программных документов, который позволяет потенциальным спонсорам выбирать состояние своего присутствия в проекте, понимать свои информационные и рекламные возможности и, самое главное, финансовые затраты. В спонсорский пакет входит: описание проекта и его идеи с акцентом на детали, программа с информацией о месте и времени события, сценарий, расписание, инструкции по поддержке проектов от госструктур, известных институтов науки, культуры, благотворительных фондов, известных и уважаемых людей. Копии официальных решений, рекомендательных писем, жалоб и др., бюджет, статус спонсора, ожидание спонсорского эффекта и др. Спонсорство — это привлечение средств компании-спонсора или физического лица к какому-либо проекту или акции с целью достижения нужного рекламного эффекта. Спонсорство - один из важнейших инструментов маркетинга.
2. В настоящее время для многих культурных организаций средства делового сектора являются преобладающим и почти единственным источником внебюджетного финансирования. Отчасти это связано с отсутствием информации о других источниках финансирования и отсутствием навыков работы с ними. Самыми активными спонсорами культуры являются банки, нефтегазовые корпорации, табачные и алкогольные компании, пищевые компании, в том числе кондитерские фабрики и отели. Профессиональная фандрайзинговая деятельность была создана в Большом театре, Мариинском театре, Эрмитаже, Третьяковской галерее, музеях Кремля и ряде других организаций, где созданы структуры для работы со спонсорами. Особого внимания заслуживает опыт негосударственных организаций, стратегический бюджет которых напрямую зависит от долгосрочного сотрудничества с деловыми партнерами: Российский национальный оркестр, проекты, «Культурная столица Поволжья», Новосибирский фестиваль национальных культур «Живая вода», Биеннале Красноярского музея, программа «60-я параллель», реализуемая в Сургуте и другие.
1. Артемьева, Т.В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Т.В. Артемьева. – СПб.: Лань, 2010. – 284 с.
2. Басамыгина, И.Н. Спонсорство в сфере культуры как социальный институт / И.Н. Басамыгина, К.В. Толбатова // Культурная жизнь Юга России. – 2012. – № 4. – С. 36-38.
3. Векслер, А.Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность / А.Ф. Векслер, Г.Л. Тульчинский. – М.: Вершина, 2006. – 336 с.
4. Дмитриев, А.Г. Спонсорство, как вид проектной деятельности / А.Г. Дмитриев // Транспортное дело России. – 2017. – № 3. – С. 83-86.
5. Дымникова, А.И. Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики / А.И. Дымникова, А.Г. Иксанов. – М.: Театралис, 2008. – 302 с.
6. Замай, В.В. Меценатство: проблемы правового регулирования особого вида благотворительной деятельности / В.В. Замай // Культурологический журнал. – 2013. – № 1. – С. 3-8.
7. Ибрагимова, Д.Х. Меценатство / Д.Х. Ибрагимова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – № 12. – С. 1498.
8. Ивлиев, Г.П. Пряник для мецената / Г.П. Ивлиев // Народный депутат: парламентский журнал. – 2011. – № 3. – С. 42.
9. Князева, Е.А. Фандрайзинг в исполнительских искусствах / Е.А. Князева // Вопросы театра. – 2017. – № 5. – С. 149-158.
10. Козлова, А.А. Мировой опыт финансирования культуры в условиях финансового кризиса / А.А. Козлова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2012. – № 6. – С. 124-128.
11. Колбер, Ф., Маркетинг культуры и искусства / Ф. Колбер. – СПб.: АртПресс, 2004. – 255 с.
12. Кудринская, Л.А. Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе / Л.А. Кудринская // Омский научный вестник. – 2009. – № 6. – С. 73-77.
13. Куцури, Г.Н. Развитие механизма финансирования учреждений культуры / Г.Н. Куцури // Вестник университета. – 2020. – № 7. – С. 145-153.
14. Маланина, Д.В. Отличия и функции основных форм поддержки культуры: патронаж, меценатство, спонсорство, благотворительность / Д.В. Маланина // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. – № 5. – С. 6-12.
15. Морозова, О.Ф. Арт-менеджмент / О. Ф. Морозова. – Красноярск: СФУ, 2016. – 185 с.
16. Мыслина, В.Ф. Типология спонсорства и критерии оценки его эффективности / В.Ф. Мыслина // Реклама. Теория и практика. – 2008. – № 5. – С. 17-23.
17. Назаров, М.М. Спонсорство как средство маркетинговой коммуникации / М.М. Назаров // Рекламные технологии. – 2005. – № 4. – С. 27-31.
18. Орлова, Н. Может ли автономное учреждение получать спонсорскую и благотворительную помощь / Н. Орлова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2016. – № 6. – С. 45-46.
19. Пинская, М.Р. Меценатская деятельность сквозь призму государственной поддержки / М.Р. Пинская, А. Иванов // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – № 6. – С. 102-110.
20. Рогова, Е.Г. Роль технологии фандрейзинга в развитии бюджетных учреждений культуры / Е.Г. Рогова, Н.С. Хохлова // Baikal Research Journal. – 2017. – № 2. – С. 11-19.
21. Рубинштейн, А.Я. К вопросу финансирования опекаемых благ в сфере культуры, образования и науки / А.Я. Рубинштейн, О.А. Славинская // Вестник Института экономики РАН. – 2019. – № 3. – С. 9-31.
22. Сазонов, И.И. Проблемы спонсорства учреждений культуры в современной России / И.И. Сазонов // Вестник РГГУ. – 2014. – № 2. – С. 171-175.
23. Сулакшин, С.С. Благотворительность в России и государственная политика / С.С. Сулакшин, Д.В. Бачурина. – М.: Научный эксперт, 2013. – 224 с.
24. Щитова, Н.Г. Благотворительность и меценатство как составляющие предпринимательского имиджа / Н.Г. Щитова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 2. – С. 216-219.