Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога»
по дисциплине: «Социально-педагогическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-педагогическая деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета № 1 Отношение к понятиям «имидж» и «педагогический имидж».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПО СОЗДАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Понятие имиджа, его задачи и функции
1.2 Имиджевые характеристики современного социального педагога
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
2.3 Рекомендации по созданию профессионального имиджа будущего социального педагога
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В наши дни одни лишь профессиональные педагогические умения и навыки не обеспечивают социальному педагогу достижения вершин мастерства в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.
Имидж в переводе с английского означает образ. Именно созданием индивидуального обаятельного образа человека занимаются имиджмейкеры. Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия – наука о технологии личного обаяния – считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Социальным педагогам, чья деятельность реализуется главным образом в общении, проблема имиджа имеет особо важное значение.
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Ему по роду своей деятельности приходится работать как с учениками и их родителями, так и с учителями, а также с руководителями и работниками организаций и учреждений от которых зависит решение того или иного вопроса, связанного с подопечными социального педагога. Поэтому от того, как окружающие люди будут воспринимать социального педагога, от их отношения к нему как к личности, будет зависеть успех его деятельности. Мы знаем о требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам социального педагога. Это естественность, доброжелательность, эмпатия, открытость, деликатность, конкретность, коммуникабельность, непосредственность. Но все эти качества будут сведены к нулю, если социальный педагог не будет работать над своим имиджем.
Тема имиджа социального педагога активно обсуждается в научной литературе, даются различные определения и понятия.
Имидж (лат. слово- образ, вид) – целенаправленно формируемый образ, призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях создания впечатления, мнения окружающих о носителе созданного имиджа. Позитивно созданный имидж является одним из важных факторов успешной деятельности социального педагога. Приоритетными характеристиками для имиджа социального педагога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивное настроение, интерес к людям, желание помочь в решении их проблем, уверенность в себе, оптимизм, развитое чувство юмора, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения, ответственность и смелость.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПО СОЗДАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Понятие имиджа, его задачи и функции
Вопросам формирования и развития имиджа уделяли внимание представители разных сословий на различных исторических этапах. Цицерон, раскрывая природу имиджа, заметил: «...нам было легче всего казаться такими, каковы мы были в действительности - хотя важнее всего, чтобы мы были такими, какими хотим считаться...» [30, с. 4].
Макиавелли Н., в трактате «Государь», писал: «Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность… Государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать - вредно, тогда как обладать ими – полезно» [13, с. 52-53].
Кроме того, Макиавелли Н. составляет портрет имиджа идеального: «Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это необходимо».
Таким образом, Макиавелли Н. среди качеств, необходимых государю указал на: сострадание, верность слову, искренность, честность, милостливость, прямодушие, благочестие» [13, с.53].
Конфуций в своих трактатах сформулировал первые представления об имидже правителя [9, с. 23].
Термин «имидж» происходит от латинского слова «imitari», что означает «подражать».
Согласно толковому словарю Вебстера, имидж – это искусственная имитация или представление внешней формы объекта и особенно человека. Это умственное представление человека, продукта или учреждения, которое целенаправленно формируется в массовом сознании с помощью рекламы или пропаганды [, с. 318].
Г.Г. Почепцов рассматривает имидж как вариант самообслуживания, ориентируясь на лучшие качества, которые повышают самооценку и доверие к потенциальным пользователям, а также залог успеха в правильности концепции развития связей с общественностью [26, с. 14].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1 Организация исследования
Целью исследования было выявление состояния сформированности педагогического имиджа у будущих социальных педагогов. В исследовании приняли участие 20 студентов.
Методики исследования:
1. Анкета № 1 Отношение к понятиям «имидж» и «педагогический имидж». Цель – выяснение того, как понимают будущие социальные педагоги понятия: «имидж» и «педагогический имидж», их отношение к указанным категориям. Педагогам было предложено ответить на соответствующие вопросы (Приложение 1).
2. Анкета №2 для определения уровня сформированности педагогического имиджа. В первой части анкеты респонденту предлагалось выбрать из предложенных вариантов утверждение, которое наиболее точно отражает его представление о том, каким должен быть имидж будущего социального педагога. Каждый вариант был оценен в баллах (от 0 до 3), для того, чтобы по результатам анкетирования оценить уровень сформированности практической составляющей формирования имиджа педагога – умения применить теоретические знания на практике, при формировании педагогами, принимающими участие в исследовании, своего профессионального имиджа. Оценочная таблица также приведена в Приложении 1.
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
Представим полученные результаты. Будущие социальные педагоги имеют достаточно обширные знания об имидже личности. Все респонденты (100% опрошенных) смогли объяснить это понятие. Из них 30% педагогов понимают его как личный стиль человека, 25% – как целенаправленно создан собственный образ для необходимого восприятия себя другими, 15% – как личность человека, его индивидуальность, 10% – как совокупность внешних и внутренних составляющих характера человека, 5% педагогов понимают имидж как взгляды человека на жизнь, 5% – как умение показать себя с лучшей стороны, 3% – как общую привлекательность человека для других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «имидж», как и большинство научных категорий, можно интерпретировать в широком и узком смыслах. В широком смысле имидж относится к распространенному представлению о совокупности естественных и специально разработанных свойств объекта, а в узком – имидж относится к сознательно сформированному изображению объекта, который придает ему дополнительные значения и дает возможность производить такие впечатления от объекта, его отношение к нему и оценки, которые необходимы для самого создателя.
Особенность имиджа социального педагога определяется, во-первых, тем, что профессия принадлежит к профессиональной системе «человек-личность», во-вторых, ценностями и целями, на которых строится социальная деятельность, и, в-третьих, особенностями образной структуры, в которой большую роль играют такие составляющие, как вербальный и овеществленный имидж. В-четвертых, основной функцией имиджа социального педагога является установление доверительных отношений с клиентом за счет демонстрации профессиональной компетентности, демонстрации личных качеств и навыков, создания профессиональной репутации социального педагога. Профессиональный имидж социальных педагогов включает в себя: общественное восприятие качества и важности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, восприятие особенностей членов этой профессиональной группы, уровне профессиональной компетентности – конкретные знания, навыки и умения, необходимые для осуществления такой деятельности, уровне оплаты труда специалистов; имидж также включает в себя представления социальных педагогов о сфере их деятельности, об их месте в социальной сфере и о том, как они работают.
Целью исследования было выявление состояния сформированности педагогического имиджа у будущих социальных педагогов. В исследовании приняли участие 20 студентов.
Так, будущие социальные педагоги имеют полные и четкие представления о педагогическом имидже. Внешний компонент представляется для них не менее важным, по сравнению с качествами, олицетворяющими профессиональную компетентность педагога, его нравственными и волевыми качествами. Обращает на себя внимание высокий вес такого фактора как социальный статус педагога (занятие управленческой должности).
1. Аверченко, Л.К. Имидж и личностный рост: учеб. пособие / Л.К. Аверченко. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. – 146 с.
2. Берд, П. Социально-психологические факторы профессиональной подготовки государственных служащих / П. Берд. – Минск: Амалфея, 2004. – 78 с.
3. Березина, Д.В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Д.В. Березина. – Новосибирск, 2006. – 235 л.
4. Березина, Д.В. Социально-психологическое значение имиджа в практике управления персоналом / Д.В. Березина // Научно-практический вестник педагогических инноваций. – 2006. – № 4. – С.2-5.
5. Богданов, Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз» [Текст] : учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. – 2-е изд. – СПб. [и др.] : Питер, 2004. – 204 с.
6. Браун, Л. Имидж – путь к успеху [Текст] : пер. с англ. / Л. Браун. – СПб. : Питер Пресс, 1996. – 284 с. - 15.
7. Егорова-Гантман, Е.В. Имидж лидера / Е.В. Егорова-Гантман. – Москва: Знание, 1994. – 256 с.
8. Ковалева, Е.Н. Имидж организации: концептуализация подходов / Е.Н. Ковалева // Научный журнал НИУ ИТМО. – 2015. – № 3. – С. 316-330.
9. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии: учеб. пособие / А.С. Ковальчук. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 256 с.
10. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 224 с.
11. Кузнецов, С.А. Современный толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. – Санкт-Петербург: Рипол-Норинт, 2008. – 960 с.
12. Ладанов, И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки / И.Д. Ладанов. – М.: Издательство «Корпоративные стратегии», 2004. – 496 с.
13. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли. – Москва: Планета, 1990. – 80 с.
14. Манякина, Е.И. Политический лидер: процесс формирования имиджа: дис. … канд. полит. наук: 23.00.02 / Е.И. Манякина. – М., 1994. – 228 л.
15. Маскалянова, С. А. Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога . – Елец, 2005. – 203 с.
16. Минаева, Л.В. Имидж руководителя / Л.В. Минаева // Государственное управление. Электронный вестник. – 2003. – № 1. – С. 1-5.
17. Мирзаханов, Р.Г. Аспекты понимания имиджа руководителя органов внутренних дел / Р.Г. Мирзаханов // Социологические науки. Теория и практика общественного развития. – № 20. – С. 65-68.
18. Никитина Н.И. Интегративные технологии развития в вузе профессиональной компетентности будущих магистров социальной работы /Н.И.Никитина, В.М.Гребенникова. Научные труды SWorld. 2014. Т.12. №2. С. 84-93.
19. Овчинникова, А.М. Основы имиджелогии / А.М. Овчинникова, Н.В. Шульга – Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2019. – 55 с.
20. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Москва: Оникс-ЛИТ, 2014. – 1376 с.
21. Орешкин, В. Г. Формирование речевого имиджа в системе профессиональной подготовки специалиста (на примере профессий типа «ЧеловекЧеловек») [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб. : 2006. – 23 с.
22. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники / А.Ю. Панасюк. – Москва: ОМЕГА-Л, 2007. – 266 с.
23. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа / Е.Б. Перелыгина. – Москва: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.
24. Петрова, Е. А. Имидж как социально-психологический феномен [Текст] / Петрова Е. А. / Текст доклада на секции психологии Центрального дома ученых, М. : РИЦ АИМ, 2006. – 16 с.
25. Попова, О. И. Имидж преподавателя вуза: проблемы трансформации в современной России [Текст] : автореф. дис. … канд. соц. наук. – Екатеринбург, 2007. – 22 с.
26. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – Киев: Ваклер, 2002. – 574 с.
27. Ромашкина, Р.Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Р. Ф. Ромашкина. –М., 1995. –154 л.
28. Сэмпсон, Э. Имиджелогия / Э. Сэмпсон. – Москва: Кладезь-Букс, 1995. – 40 с.
29. Уткин, Э. А. Управление связями с общественностью. PR [Текст] / Э. А. Уткин, В. В. Баяндаев, М. Л. Баяндаева. – М.: ТЕИС, 2001. – 238 с.
30. Цицерон, М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях / М.Т. Цицерон. –Москва: Книга по Требованию, 2012. – 249 с.
31. Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. –Ростов- на-Дону: Феникс, 2005. – 472 с.
32. Ягер, Дж. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Дж. Ягер. – Москва: АОЗТ «Джон Уайли энд санз», 1994. – 288 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета № 1 Отношение к понятиям «имидж» и «педагогический имидж».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты