Методика обучения приемам планирования трудового процесса по образцу, графическому изображению, словесному описанию, при помощи технологических карт
БорГК (Борисовский государственный колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика обучения приемам планирования трудового процесса по образцу, графическому изображению, словесному описанию, при помощи технологических карт»
по дисциплине: «Трудовое обучение»
2021
45.00 BYN
Методика обучения приемам планирования трудового процесса по образцу, графическому изображению, словесному описанию, при помощи технологических карт
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Трудовое обучение
Организация: Средняя школа №11, ГУО (г. Борисов)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы планирования уроков «Технологии» в начальной школе
1.1 Особенности планирования уроков «Технологии» с использованием технологических средств обучения
1.2 Особенности формирования технологических умений младших школьников
1.3 Педагогические условия формирования практических методов и навыков младших школьников с использованием образца, графического изображения, словесного описания, технологических карт
Глава 2. Исследование уровня использования технологических средств обучения в начальной школе на уроках «Технологии»
2.1 Определение уровня сформированности технологических умений младших школьников
2.2 Формирование технологических умений у детей младшего школьного возраста на уроках «Технологии»
2.3 Уровень сформированности технологических умений младших школьников после проведенной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Во время практических занятий на уроках трудового обучения, учащиеся должны формировать не только оперативно-технические навыки (маркировка, распиловка, строгание, рубление, подача документов и т.д.), но и общие трудовые политехнические навыки: расчетную и графическую грамотность, организацию и планирование работы, контроль хода трудового процесса, его результатов и ряд других навыков. Выполнение названных требований и является основой трудовой подготовки школьников. Освоение умения планировать свою работу в школьных мастерских поможет выпускнику более успешно освоить ту или иную рабочую профессию. Кроме того, процесс формирования умения планировать свою работу носит развивающий и воспитательный характер.
Технологическое планирование – это предварительное строительство с учетом предстоящей деятельности. Эта конструкция включает в себя временную последовательность работ, их материальное оснащение, методы и способы обработки материалов, использование инструментов, машин, механизмов, машин и других средств производства, применение которых необходимо для успешного достижения поставленной цели труда.
Обучение школьников планированию трудовых операций в учебных цехах приобретает особое значение, так как этот процесс обусловлен требованиями современного производства. Трудовой процесс на производстве включает в себя: получение и осмысление трудового задания, проектирование его выполнения (проектирование изделия труда, технико-экономический расчет), подготовку материалов, инструментов, станков, приборов, оснащение рабочих мест, организацию людей к труду, маркировку, обработку, сборку, отделку процессов, контроль и учет, труд. Освоение этих процессов подготавливает Вас к работе на любом производстве.
Работа на уроках трудового обучения связана с выполнением учащимися различных рабочих заданий по изготовлению изделий. Следовательно, трудовой процесс в школьных мастерских может и должен включать в себя все элементы требований производства. Создавая общественно полезную продукцию, учащийся осуществляет заранее запланированную деятельность, организует и контролирует свою работу.
Освоение принципов проектирования, овладение умением планировать свою работу позволяет учащимся в дальнейшем не только выступать исполнителями готовых конструкторско-технологических проектов, но и участвовать в качестве изобретателей в создании новых конструкций и рациональных технологических конструкций, отвечающих последним достижениям науки. Освоение широкого спектра трудовых навыков связано с развитием мышления, воображения и памяти [1, С.400].
Глава 1. Теоретические основы планирования уроков «Технологии» в начальной школе
1.1 Особенности планирования уроков «Технологии» с использованием технологических средств обучения
В методике обучения «Технологии» являются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лаборатория, урок по решению технических задач, контрольно-испытательный урок.
Необходимо отметить образовательное и дидактическое сопровождение занятий по трудовому обучению в средней школе. Планирование является основой для правильной организации учебного процесса. Планирование является перспективным и текущим [2, с.58].
Задачи:
- Определить логическую последовательность изучения программных тем и учебного материала в рамках каждой из них.
- Установить соотношение между объемом теоретической информации и практической работы.
- Определить формы и методы обучения.
- Обеспечить непрерывность обучения.
Перспективный план отражает:
- Объект работы
- Практическая работа
- Домашнее задание для студентов
- Технические учебно-методические пособия
- Раздаточный материал
- Образовательные наглядные пособия
-лабораторные работы
- Испытания, оценки, защита проектов
- Инструктаж по технике безопасности
Алгоритм составления плана - план урока по «Технологии».
- Дидактическое обоснование урока.
- Варианты построения целей развития.
- Варианты построения целей образования.
- Варианты построения целей профессионального образования [3, с.22].
Глава 2. Исследование уровня использования технологических средств обучения в начальной школе на уроках «Технологии»
2.1 Определение уровня сформированности технологических умений младших школьников
База исследования: ГУО «Средняя школа №11» г. Борисова. В исследовании приняли участие 20 учащихся 4 класса в возрасте 9-10 лет. Выборка составила 5 мальчиков и 15 девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель исследования: определить влияние технологических средств обучения на уровень сформированности технологических умений младших школьников.
Задачи исследования:
1. Определить уровень сформированности технологических умений младших школьников.
2. Провести работу с использованием технологических средств обучения.
3. Определить уровень сформированности технологических умений младших школьников на контрольном этапе исследования.
Методики исследования:
1. Работа по образцу.
Детям предлагается образец готового изделия (скворечник). К нему прилагается наглядное пособие с последовательностью выполнения (технологическая карта). Также происходит формирование системы словесного разъяснения направлений работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что нами были определены основные особенности предмета «Технология» и выделены такие аспекты как особое планирование процесса обучения детей младшего школьного возраста. В рамках планирования особенностей проведения данных уроков, нами было определено, что для данных уроков наблюдается собственная специфика и процесс проведения урока во многом зависит от мастерства педагога.
Для младшего школьного возраста характерными являются такие особенности как специфика обучения технологическим навыкам, на каждом возрастном этапе обучения имеются собственные нюансы. Основными целями являются такими как формирование элементарных технологических навыков и умений, а также расширение кругозора.
Мы рассмотрели особенности применения различных техник и технологий в рамках формирования технологических знаний у детей младшего школьного возраста. Мы видим, что основными технологическими приемами являются такие как использование графического метода, устного словесного описания, а также использование определенных технологических карт.
Нами было проведено эмпирическое исследование, в результате которого нами были получены следующие результаты:
– дети младшего школьного возраста в основном, демонстрируют средний уровень развития технологических умений. Высокий уровень демонстрируют около 25% опрошенных, в то время как низкий характерен для 15% опрошенных;
– проведенная формирующая работа может быть эффективной для развития технологических умений по причине того, что данный урок сопровождался объяснением, словесным показом, а также использованием технологической карты. Данный урок может быть более эффективным в рамках применения системы данной работы, проведения около 10 заданий подобного типа;
– проведенная формирующая работа нуждается в продолжении для стимулирования навыков и технологических умений детей младшего школьного возраста. На контрольном этапе исследования были получены результаты, которые могут указывать как на ситуативное изменение показателей, так и повышение общего уровня технологических навыков.
Мы можем заключить, что проведенная формирующая работа оказывает благотворное действие на процесс формирования технологических умений и навыков.
1. Алексеева, А. А. Новые образовательные технологии как механизм повышения качества знаний / А. А. Алексеева // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 400-403.
2. Атутов, П. Р. Роль технологического обучения в политехническом образовании школьников / П. Р. Атутов, В. А. Поляков. – Москва : Пресс, 2016. – 128 с.
3. Бобров, А. А. Формирование у обучающихся учебных умений /А.А. Бобров. – Москва : Знание, 2014. – 80 с.
4. Выгонов, В. В. Практикум по технологическому обучению: уч. пос. для студ. / В. В. Выгонов. – Москва : Академия, 2014. – 250 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика-Пресс, 2010. – 536 с.
6. Галямова, Э. М. Методика преподавания технологии / Э. М. Галямова, В. В. Выгонов. – Москва : Академия, 2013. – 340 с.
7. Гвоздева, Е. Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования / Е. Е. Гвоздева // Молодой ученый. – 2014. – № 6.3. – С. 21-25.
8. Геронимус, Т. М. Методика преподавания технологии практикумом / Т. М. Геронимус. – Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. – 549 с.
9. Журавлева, А. П. Начальное техническое моделирование: пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе / А. П. Журавлева, Л. А Болотина; под ред. Г. В. Райская – Тольятти, 2013. – 31 с. – URL: http://school61-tlt.ru/201-4.pdf.
10. Завьялова, Т. Б. Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования / Т. Б. Завьялова // Гуманитарные научные исследования. – 2011. – № 2. – С. 90-96.
11. Калинина, Г. П. Использование элементов дизайна на уроках труда / Г.П. Калинина // Начальная школа. – 2005. – № 5. – С. 26-30.
12. Качнев, В. И. Формирование у обучающихся элементов конструкторско-технологических знаний и умений / В. И. Качнев. // Обучение конструированию на уроках труда. – Москва : Просвещение, 1976. – 219 с.
13. Конышева, Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда / Н.М. Конышева. – Москва : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2015. – 120 с.
14. Конышева, Н. М. Методика технологического обучения младших школьников: Основы дизайнерского образования : уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.М. Конышева. – Москва : Академия, 2017. – 140 с.
15. Крамаренко, А. М. Методика технологического обучения и художественного труда : учеб. пособие / А. М. Крамаренко. – Донецк: ЛАН-ДОН- ХХI, 2011. – 302 с.
16. Куревина, О. А. Технология / О. А. Куревина, Е. А. Лутцева. –Москва : Баласс, 2011. – 250 с.
17. Лиштван, З. В. Конструирование / З.В. Лиштван. – Москва : Просвещение, 2019. – 430 с.
18. Лутцева, Е. А. Технология: 1-4 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева – Москва : Вентана–Граф, 2009. – URL: http://dopoln.ru/filosofiya/236848/index.html.
19. Малышева, Н. А. Технология / Н. А. Малышева – Москва.: Дрофа, 2011. – 215 с.
20. Новиков, Н. Н. Творческое развитие обучающихся на уроках технологии / Н. Н. Новиков // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 838-840.
21. Петровский, А. В. Общая психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А. В. Петровский. – Москва : ИЦ Академия, 1998. – 512 с.
22. Проснякова, Т. Н. Технология. 2 класс Творческая мастерская :учебник / Т. Н. Проснякова. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2008. – 120 с.
23. Рагозина, Т. М. Технология / Т. М. Рагозина, А. А. Гринева. –Москва.: Академкнига, 2011. – 110 с.
24. Развитие у школьников конструкторского творчества на уроках труда : метод. рекомендации / под ред. В.И. Качнева – Москва : Наука, 2010.– 253 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты