Нормативное правовое регулирование управления делопроизводства в Республике Беларусь
НГАЭК (Новопольский государственный аграрно-экономический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нормативное правовое регулирование управления делопроизводства в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Документационное обеспечение управления»
2021
45.00 BYN
Нормативное правовое регулирование управления делопроизводства в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Документационное обеспечение управления
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПО ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2 ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРЕДПРИЯТИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРОВ, ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы курса заключается в том, что все документы организации основываются на нормативных правовых актах. Документы, независимо от их принадлежности к организационно-распорядительному органу, составляются на основании СТБ 6.38-2016 «Единые системы документирования Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и инструкции по ведению учета. С внедрением электронного документооборота растет число требований к оформлению организационно-распорядительных документов, выполняемых с использованием информационных технологий.
Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением информации к государственной тайне, ее засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах безопасности Республики Беларусь. Закон определяет полномочия государственных органов и должностных лиц в области засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну: в военной области, в области экономики, науки и техники, во внешней политике и экономике; в области разведки, контрразведки и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Республики Беларусь. Закон также устанавливает порядок и условия распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну, определяет органы охраны государственной тайны.
Положения этого Закона разработаны в:
Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных тайн»;
Положении о порядке предоставления физическим лицам доступа к государственным секретам, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2004 г. № 400.
Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 323-З «Об архиве и делопроизводстве в Республике Беларусь» регулирует отношения, связанные с деятельностью государственных органов, иных организаций, а также граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, по организации накопления, хранения, регистрации и использования документов Национального архива Республики Беларусь, а также отношения, связанные с созданием и функционированием Национального архивного фонда Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПО ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стандарты делопроизводства установлены Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4 (далее – Инструкция по делопроизводству) [1] и распространяют свое действие на государственные органы и иные организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 4 Инструкции по ведению делопроизводства организации должны самостоятельно разработать инструкцию, определяющую порядок ведения делопроизводства (далее – внутренняя инструкция) и отражающую особенности работы с документами, характерные для конкретной организации, обеспечивающую порядок создания и оформления документов, документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности [2].
Все документы организации принимаются и обрабатываются централизованно специально созданной для этого службой, которая называется службой документооборота. При небольшом документообороте эту функцию может выполнять один человек. Для регулирования работы в области документооборота организация должна разработать и утвердить внутреннюю инструкцию по ведению учета, положение о службе документооборота, должностные инструкции сотрудников, выполняющих эти обязанности.
Работники несут персональную ответственность за невыполнение требований инструкции по делопроизводству и сохранность официальных документов, находящихся в их распоряжении. Руководитель организации несет ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и процедур работы с документами на предприятии в целом.
В соответствии с частью 5 пункта 7 Инструкции по делопроизводству при переводе, передаче или увольнении сотрудника документы и материалы, находящиеся в его распоряжении по решению руководителя организации или руководителя структурного подразделения, передаются другому сотруднику на основании акта приема-передачи документов и материалов [3]. В случае смены руководителя организации составляется также акт приема-передачи документов и дел.
Эффективность ведения учета в конкретной организации определяется, прежде всего, наличием единого порядка работы с документами, внутренних инструкций, определяющих этот порядок.
ГЛАВА 2 ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРЕДПРИЯТИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ
Основным законодательным актом, регулирующим ведение бухгалтерского учета в Республике Беларусь, является Закон «Об архивах и делопроизводстве». Данный закон предусматривает, что все государственные органы, а также организации, независимо от форм собственности, обязаны соблюдать нормы и требования к порядку работы с документами, их обработке, перемещению и хранению. Государственные органы, другие организации, представительства иностранных организаций, граждане несут ответственность за нарушения законодательства в области ведения архивов и документации в соответствии с законом (статья 33 Закона «Об архивах и делопроизводстве») [13].
Общие принципы ведения делопроизводства, общие требования к документированию хозяйственной деятельности и организации работы с документами в государственных органах и других организациях независимо от формы собственности и правового статуса определяются Инструкцией по ведению делопроизводства. Ее требования распространяются на организационно-распорядительную документацию независимо от вида носителя информации и устанавливают правила подготовки, исполнения, учета, тиражирования, контроля исполнения, оперативного хранения, использования и подготовки к передаче в архив, осуществляемые с помощью ручных, механизированных и автоматизированных (компьютеризированных) технологий. Особенности оформления, обработки и хранения документов в электронном виде регулируются главой 18 Инструкции по ведению учета [14].
На основе Инструкции по ведению учета должны быть разработаны типовые или образцовые инструкции для групп однородных организаций в определенной отрасли промышленности, а также конкретные инструкции по ведению учета в каждой организации.
Порядок ведения учета по заявлениям граждан регулируется:
Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» [15];
Положением о порядке ведения учета обращений граждан и юридических лиц в государственные органы, иные организации, индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786 [16].
При составлении организационно-распорядительных документов следует руководствоваться:
Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Единые системы документирования Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 21 декабря 2004 г. № 69 (далее – СТБ 6.38-2004).
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРОВ, ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ
Проведем анализ применения на практике действующих государственных стандартов по документационному обеспечению на примере Социально-педагогического центра Копыльского района.
Все документы организации принимаются и обрабатываются централизованно специально созданной для этого службой, которая называется службой документооборота. Если документооборот небольшой, то эту функцию может выполнять один человек.
Для того чтобы регламентировать работу в области документооборота, организация должна разработать и утвердить внутреннюю инструкцию по ведению учета, положение о службе документооборота и должностные инструкции сотрудников, выполняющих эти обязанности.
Работники несут персональную ответственность за невыполнение требований инструкции по делопроизводству и сохранность официальных документов, находящихся в их распоряжении. Руководитель организации несет ответственность за организацию ведения учета, соблюдение установленных правил и процедур работы с документами на предприятии в целом.
Успешно развивается профессиональное сообщество социальных педагогов Социально-педагогического центра Копыльского района, а по мере развития профессии повышается статус социального педагога, что во многом зависит от профессионализма каждого специалиста. Во-первых, это умение грамотно выполнять свою работу. Во-вторых, это умение организовать свое рабочее время, распределить силы и вовлечь в решение вопроса всех субъектов жизненных ситуаций. В-третьих, это готовность структурировать процесс достижения результата и зафиксировать его в документах. Как показывает опыт, работа социального педагога – это в основном педагогическая деятельность, но существенную роль в достижении результатов социально-педагогической работы играет и бумажная работа.
Ведение учета – это не педагогическая деятельность как таковая, а ее основа. Задачи, которые решаются посредством офисной работы в Социально-педагогическом центре Копыльского района, таковы:
– работа по обеспечению потока прямой и обратной информации;
– регулирование профессиональной деятельности;
– создание оптимального количества деловых документов и обеспечение документооборота.
Социальные педагоги Социально-педагогического центра Копыльского района сегодня достигли хороших результатов в деле учета, о чем свидетельствует ежегодная выставка документов, отражающих их профессиональные достижения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с Законом «Об архивах» государственное регулирование и управление в сфере архивного дела и делопроизводства осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления в сфере архивного дела и делопроизводства, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. Государственное регулирование и управление в сфере архивного дела и делопроизводства включает в себя, в частности, установление единых принципов организации архивного дела и делопроизводства. Основной целью стандартизации делопроизводства является повышение эффективности и качества ведения документации. Основной целью стандартизации делопроизводства является повышение эффективности и качества ведения документации. Государство жестко регламентирует порядок и форму работы с документами, а также порядок их хранения. Законодательство устанавливает единые требования к ведению учета в отношении документов, созданных на бумажных носителях, и документов в электронной форме. В настоящее время Республика Беларусь находится на пути к принятию международных стандартов в области электронных подписей и широкому внедрению электронного документооборота.
В Республике Беларусь создана широкая нормативная база для регулирования единой системы документооборота. В настоящее время ведется работа по дальнейшему приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с требованиями Закона «Об архивах и делопроизводстве». Данный закон открывает новые возможности для сотрудничества государственных архивов на правовой основе с негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, представительствами иностранных организаций в области ведения архивов и документации.
Профессиональное сообщество социальных педагогов успешно развивается, и по мере становления профессии повышается статус социального педагога, который во многом зависит от профессионализма каждого специалиста. Делопроизводство – это не сама педагогическая деятельность, а основание для неё. Задачи, которые решаются через делопроизводство – это: работа по обеспечению потоков прямой и обратной информации; регламентирование профессиональной деятельности; создание оптимального количества деловых документов и обеспечение документооборота. Документы социального педагога – это: реквизиты профессиональной деятельности, бланки, формы хранения профессиональной информации. Оценка качества делопроизводства происходит по следующим критериям: экономичность, рациональность.
1. Об утверждении инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь: Постановление Минюста Респ. Беларусь от 19 янв. 2009 г. №4: в ред. постановлений Минюста от 24.10.2011 №235, от 27.01.2012 №18, от 15.01.2013 №9 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
2. О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»: Постановление Минюста Респ. Беларусь от 24 янв. 2012 г. №140: в ред. постановления Минюста Респ. Беларусь от 20 мая 2014 г. №116 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
3. Лысик, С.Л., Дело о делопроизводстве / С.Л. Лысик // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
4. Мартинкевич, А.С., Документы нужно хранить / А.С. Мартинкевич // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
5. Об утверждении правил работы архивов государственных органов и иных организаций: Постановление Минюста Респ. Беларусь от 24 мая 2012 г. №143 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
6. Об электронном документе и электронной цифровой подписи: Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 №113-З: и изм. и доп. Закон Респ. Беларусь от 20 мая 2013 г. №27-З, Закон Респ. Беларусь от 23 окт. 2014 г. №196-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
7. Об утверждении положения о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2010 №1086: и изм. и доп. Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 15 авг. 2013 г. №718 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
8. Журавлева, А.Л. В ногу со временем: электронный документ и электронная цифровая подпись / А.Л. Журавлева // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
9. Носевич, В.А. Внедрение электронного документооборота в государственном управлении Республики Беларусь (2013) // В.А. Носевич // Архiвы i справаводства. - 2013. - №5 (89). - С. 35-42.
10. О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 4 апр. 2013 г. №157 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
11. Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 25.11.2011 №323-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021
12. Об утверждении положения о Национальном архивном фонде Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 20.09.1996 №373: с изм. и доп. Указ Президента Респ. Беларусь от 23 апр. 1999 г. №231, Указ Президента Респ. Беларусь от 4 окт. 2002 г. №513, Указ Президента Респ. Беларусь от 21 дек. 2004 г. №604 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
13. Липницкий, В.В. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 25.11.2011 №323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»/ В.В. Липницкий // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
14. Шумейко, М.Ф. Архивоведение Беларуси: учеб. пособие / М.Ф. Шумейко, К.И. Козак, В.Д. Селеменев. - Мн.: 1998. - С. 312.
15. Рыбаков, А.Е. Комментарий к правилам работы архивов организаций (Часть 1) / А.Е. Рыбаков // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
16. Кондакова, Н.А. Архив организации и его место в системе государственных архивных учреждений Республики Беларусь / Н.А. Кондакова // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
17. Дернович, Е.А. Организация работы архива / Е.А. Дернович // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
18. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
19. Рыбаков, А.Е. Нормативное регулирование ведения делопроизводства / А.Е. Рыбаков // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
20. Кудрякова, Г. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 25.11.2011 №323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь». Сфера деятельности Закона расширена / Г. Кудрякова // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
21. Рыбаков, А.Е. Научно-практический комментарий к Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь / А.Е. Рыбаков // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты