ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность и технологии проблемного обучения
1.2 Особенности младшего школьного возраста
1.3 Особенности реализации технологий проблемного обучения в начальной школе
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 3 КЛАССЕ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию технологий проблемного обучения на уроках по предмету «Человек и мир» в 3 классе
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современная школа использует программу, которая направлена на развитие и воспитание учащихся. Важным моментом в данном процессе считаются методы, приемы и технологии, используемые учителем.
Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся начальных классов в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности.
Проблемное обучение изучали такие ученые, как Ю.К. Бабанский, Е.П. Белкина, В.П. Беспалько, В.Ю. Богданова, В.В. Гузеев, О.В. Ишмаева, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин.
Объект исследования – проблемное обучение в начальной школе.
Предмет исследования – особенности использования технологий проблемного обучения на уроках по предмету «Человек и мир» в 3 классе.
Цель – исследовать особенности использования технологий проблемного обучения на уроках по предмету «Человек и мир» в 3 классе.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность проблемного обучения;
2. Описать технологии проблемного обучения;
3. Исследовать особенности реализации технологий проблемного обучения в начальной школе;
4. Провести практическое исследование использования технологий проблемного обучения в начальной школе на уроках по предмету «Человек и мир» в 3 классе;
5. Разработать методические рекомендации по использованию технологий проблемного обучения на уроках по предмету «Человек и мир» в 3 классе.
Методы исследования: анализ и синтез теоретических источников информации, обобщение, систематизация, наблюдение, анкетирование.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность и технологии проблемного обучения
Традиционные методы обучения – это методы, выработанные в многовековой педагогической практике и сохранившие до настоящего времени свою актуальность, являющиеся основой процесса обучения. Цель традиционных методов обучения – передача учащимся новых знаний и информации по конкретной дисциплине.
Проблемно–поисковый метод обучения появился в русской лингодидактике еще в 1970-х годах. При работе с этим методом используются следующие методы обучения: создание проблемных ситуаций в классе, организация коллективного обсуждения возможных решений для них и выполнение упражнений, максимально приближенных к условиям реального общения. Под проблемной ситуацией понимается «совокупность условий (речевых и неречевых), которые побуждают учащихся выполнять действия, определяемые содержанием ситуации» [15].
Цель проблемно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы побудить учеников искать решение самостоятельно. Учащийся сталкивается с проблемой или противоречием между тем, что он или она знает, и тем, что ему нужно знать, чтобы решить проблему.
Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся начальных классов в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности.
Проблемное обучение – это особая стратегия обучения, функция которого заключается в том, чтобы стимулировать активный познавательный процесс у детей, воспитывать у них исследовательский стиль мышления, знакомить учащихся с логикой исследования [14].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 3 КЛАССЕ
2.1 Организация и методика исследования
Диагностическая часть нашего исследования проводилась с учащимися 3-го класса в количестве 29 человек на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 32 г. Гродно». Данную группу школьников мы не делили на экспериментальную и контрольную группы.
Цель: выявить уровень формирования познавательной активности. Мы считаем, что именно проблемное обучение окажет положительное воздействие на уровень познавательной активности.
Для определения уровня развития познавательной активности детей были определены следующие критерии:
наличие интереса;
наличие когнитивных проблем, эмоциональное вовлечение ребенка в деятельность;
выражение положительных эмоций в процессе деятельности;
длительность и устойчивость интереса к решению когнитивных проблем;
педагогическая деятельность детей;
инициатива в познании;
осведомленность учащихся по предмету «Человек и мир».
Исходя из вышеуказанных критериев, можно выделить 3 уровня развития познавательной активности учеников: высокий, средний и низкий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данного исследования состоит в том, что значительным потенциалом развития являются проблемные технологии обучения. Проблемное обучение наиболее полно обеспечивает весь цикл образовательной творческой деятельности, эффективно развивает творческие навыки учащихся, обеспечивает лучшее усвоение знаний, воспитывает инициативную личность или реализует социальный заказ – формирование творческой личности.
На первом этапе мы выявили сущность проблемного обучения. Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся начальных классов в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности.
Далее мы исследовали особенности реализации технологий проблемного обучения в начальной школе. Проблемное изложение в начальной школе необходимо сочетать с беседой эвристического или катехизического характера, а также с практическими заданиями (наблюдением, опытом, экспериментом, анализом текста и т.п.) и средствами наглядности. Таким образом, монологическая форма изложения сочетается с диалогической.
Затем мы провели практическое исследование использования технологий проблемного обучения в начальной школе на уроках по предмету «Человек и мир» в 3 классе. Результат диагностики показал, что большинство младших школьников имеют высокий уровень познавательного интереса. Ученики проявляют большое рвение к обучению, задают вопросы, их интеллект тревожат нерешённые вопросы, они не оставляют неоконченным начатое задание, не закрывают книги и первыми выбегают на перемену.
1. Акимова, А. Р. Психологические особенности проявления изобретательности в деятельности менеджеров / А. Р. Акимова, М. И. Волк // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2016. – № 1. – С. 71–76.
2. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю. К. Бабанский. – Ростов–на–Дону : Просвещение, 2010. – 320 с.
3. Белкина, Е. П. К вопросу о проблемном обучении учеников магистратуры / Е. П. Белкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – № 3–1 (21). – С. 25–26.
4. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
6. Богданова, В. Ю. Принцип проблемности в модернизации современного урока в начальной школе / В. Ю. Богданова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 53-58.
7. Ваш ребенок: От рождения до совершеннолетия. – Минск : Харвест ; Москва : АСТ, 2017. – 815 с.
8. Грозик, Т. И. Методологические основы познавательного развития детей / Т. И. Грозик // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 20-26.
9. Гузеев, В. В. Лекции по педагогической технологии / В. В. Гузеев. – М. : Знание, 1992. – 60 с.
10. Ишмаева, О. В. Технология проблемного обучения как способ повышения качества знаний обучающихся в преподавании экономики / О. В. Ишмаева // Методист. – 2018. – № 1. – С. 24–28.
11. Каченовский, М. Б. Введение в валеологическую педагогику : [учебное пособие] / М. Б. Каченовский ; Национальный институт образования Республики Беларусь. – Минск : [б. и.], 2017. – 68 с.
12. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. – М. : 3нание, 2011. – 80 с.
13. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Директмедиа / А. М. Матюшкин. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2010. – 392 с.
14. Мельникова, Е. А. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками / Е. Л. Мельникова. – М.: Академия, 2012. – 15 с.
15. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
16. Педагогика [Электронный ресурс] : учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Пидкасистый [и др.] ; под редакцией П. И. Пидкасистого. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 408 с.
17. Пешкова, В. Е. Педагогика. Часть 4. Теория обучения (Дидактика) / В. Е. Пешкова. – Майкоп : АГУ, 2010. – 148 с.
18. Психология : [учебно–методический комплекс] / Витебский государственный университет им. П. М. Машерова ; сост. М. Е. Шмуракова, Р. Р. Кутькина, Е. П. Милашевич. – Витебск : Издательство ВГУ им. П. М. Машерова, 2017. – 279 с. :
19. Хуторской, А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика / А. В. Хуторской. – М. : Международная педагогическая академия. – 270 с.
20. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся учебном процессе : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Г. И. Щукина. – М. : Академия, 2011. – 160 с.
21. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1984. – 176 с.
22. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1988. – 199 с.
23. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 2011. – 83 с.