Воспитание патриотических чувств младших школьников во внеучебной деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание патриотических чувств младших школьников во внеучебной деятельности»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Воспитание патриотических чувств младших школьников во внеучебной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Методика «Я – патриот».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
1.1 Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотические чувства»
1.2 Формы, методы, средства и содержание работы по формированию патриотизма как качества личности
1.3 Содержание, особенности и педагогические условия формирования патриотических чувств у младших школьников на уроках и во внеклассной работе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1 Диагностика сформированности патриотических чувств учащихся
2.2 Современные формы внеклассной воспитательной работы по формированию патриотических чувств младших школьников во внеклассной работе, апробация их на практике
2.3 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию процесса патриотического воспитания учащихся диагностируемого класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что воспитание г патриотизма у подрастающего поколения в настоящее время представляет собой одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования Республики Беларусь. Младший школьный возраст является важнейшим периодом становления личности, когда закладываются основы нравственных качеств, развиваются представления об окружающем мире. Необходимым является воспитание чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края с самого раннего детства. Патриотизм представляют собой необходимые элементы жизненной позиции личности. Конечным результатом формирования патриотизма является личность, которой характерна высокая социальная активность. Младший школьный возраст является сенситивным возрастом для формирования появления чувства патриотизма [1].
Степень научной разработанности проблемы
В XX веке патриотическое воспитание было предметом изучения Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Бунаковой, О.С. Газман, М.И. Демкова, И.А. Ильина, П.Ф. Каптереав, Л.И: Новиковой, М.И. Шиловой, где рассматривается проблема воспитания гражданина, обладающего патриотическими чувствами. В настоящее время существует большое число исследований, посвященных патриотическому воспитанию детей и подростков (К.Ш. Ахияров, Н.Г. Егошина, И.Н. Кондратенко, И.В. Мельчакова, Д.Г. Ряхов и др.).
Сегодня проблеме патриотического воспитания посвящают свои диссертационные работы Н.А. Ивашкина [8], Я.В. Макарчук [16]. Вопросы планирования воспитательной работы с младшими школьниками находят свое отражения в работах В.Б. Леонтьевой, В.П. Осиповой [20].
Однако, исследований, направленных на изучение патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, недостаточно.
Общая оценка состояния исследуемой проблемы
Проблема патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на сегодняшний день является недостаточно разработанной. Это связано с тем, что основное внимание педагогов направлено не на воспитание патриотичности, а на досуговую деятельность детей.
Актуальность темы и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности воспитания патриотических чувств младших школьников во внеучебной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
1.1 Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотические чувства»
В современной педагогике существуют определенные теоретико-методологические основы, с помощью которых можно решить задачи патриотического воспитания.
А.М. Кондаков в качестве ценностных ориентиров, существующих внутри современной системы образования, выделяет следующие:
- гражданская идентичность как ключевой компонент отечественной идентичности;
- идеалы ценностей общества, в том числе ценности человеческой жизни, труда, семейные ценности;
- патриотизм, основанный на принципах патриотической ответственности и диалоге культур;
- ценности личностной, социальной и государственной безопасности;
- национальное согласие по основным этапам становления и развития общества [9, c. 16].
В процессе анализа современных педагогических и психологических исследований было выявлено, что патриотическое воспитание – это процесс передачи подрастающему поколению специальных знаний, формирования у них умений и навыков, усвоения ими позитивного социального опыта и развития базовых социальных компетенций [4, с. 11]. Воспитание гражданственности может быть реализовано различными способами:
- путем воспитательно-образовательного процесса;
- посредством демократической правовой организации социальной среды.
Основная цель современного воспитания – это ориентировать подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, формировать у нее ценностное отношение к Родине, к ее культурно-историческому прошлому. Главным результатом такого воспитательного направления является развитие нравственности и патриотической ответственности личности [2, c. 87].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1 Диагностика сформированности патриотических чувств учащихся
Перед современной системой образования наряду с обращением к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка, стоит важнейшая задача воспитания патриота и гражданина своей страны.
Младший школьный возраст сензитивный период для ознакомления детей с общественной жизнью, усвоения детьми нравственных норм, воспитания патриотических чувств.
Процесс патриотического воспитания тесно связан с освоением детьми представлений о Родине, традиций и культуры своего народа, формированием опыта патриотического поведения.
В практике работы широко используются традиционные методы патриотического воспитания: пример взрослого, беседа, чтение художественного произведения, убеждение, упражнение. В современных условиях их ряд дополняют проектный метод, видеопрезентации, дискуссии и другие. Многочисленны формы организации патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Среди них выделяются занятия, виртуальные экскурсии, игры–путешествия, встречи, праздники, парады, музеи, экспозиции, игротеки, телепередачи, мастерские.
Свою работу с детьми младшего школьного возраста мы начинали с изучения уровня сформированности представлений о патриотизме, о Малой Родине, стране, о народных традициях и обычаях, отношения детей к мероприятиям патриотической направленности, умений поступать в соответствии с нормами, принятыми в обществе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе …. В исследовании принимали участие 20 учащихся 4 класса.
Цель исследования – определить уровень проявления патриотизма учащимися 4 класса.
Эксперимент состоит из 4-х этапов:
1. подготовительного;
2. констатирующего;
3. формирующего;
4. контрольного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной педагогике существуют определенные теоретико-методологические основы, с помощью которых можно решить задачи патриотического воспитания.
Воспитание патриотизма включает в себя формирование когнитивного его компонента (знаний и представлений о своей Родине), эмоционального компонента (чувства любви и привязанности к родному краю, традициям), поведенческого (умения быть полезным в обществе). У младших школьников оно может осуществляться с помощью создания педагогических условий, способствующих формирования патриотизма как нравственного качества личности и как эмоционально-ценностного отношения к своей Родине.
Работа патриотическому воспитанию младших школьников включает проведение мероприятий, направленных на знакомство детей с символами Беларуси, раскрытия смысла понятия «патриотизм», прививания любви к родному краю и традициям и т.д.
Патриотическое воспитание младших школьников направлено на знакомство с национальными традициями, обычаями, обрядами; знакомство с белорусскими народными праздниками, играми, народным творчеством; приобщение к традициям воспитания детей в белорусской семье; знакомство с историей и культурой своей страны; развитие национального самосознания. Патриотическое воспитание 4 класса может осуществляться в виде: познавательных и развлекательных форм.
Анализ литературы позволяет сформулировать практические рекомендации по решению проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста 4 класса:
- патриотическое воспитание младших школьников должно быть целенаправленным, грамотно спланированным;
- при планировании и осуществлении патриотического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности;
- воспитание патриотических чувств у младших школьников должно опираться на такие принципы как учет возрастных особенностей учащихся, высокая ценность исторического наследия и культуры, принцип преемственности и непрерывности патриотического воспитания;
- патриотическое воспитание 4 класса целесообразно осуществлять не только в виде познавательных форм (бесед, викторин, экскурсий), но и развлекательных (игр, праздников, тематических вечеров).
1. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя / А.А. Аронов. – М., Просвещение, 1989. – 360с.
2. Беляева, Е.В. Патриотизм как нравственная гражданская позиция / Е.В. Беляева // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2000. – №1. – С.32-44.
3. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В. В. Буткевич. – Минск: НИО, 2010. – 208 с.
4. Быков А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. – 2006. – №5. – С. 4-7.
5. Гаязов, А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / А.С. Гаязов. – Челябинск: Факел, 1995. – 238 с.
6. Гурская, Т.В. Патриотическое воспитание студентов в системе вузовских общественных объединений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Гурская. – Магнитогорск: МгГУ, 2006. – 178 с.
7. Дейко, С.А. Духовно-нравственные основы воспитания патриотизма / С.А. Дейко // Воспитательное пространство школьного учреждения: восхождение к будущему: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Мн.: МГДДиМ, 2004. – С.42-43.
8. Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма /Д.П. Зубко // Праблемы выхавання. – 2009. – №1. – С.12-16.
9. Кабуш, В.Т. Патрыятызм – інтэграваная якасць асобы школьніка / В.Т. Кабуш // Народная асвета. – 2003. – №12. – С.46-47.
10. Канчевская, В.В. Воспитывать патриотизм / В.В. Канчевская // Праблемы выхавання. – 2008. – №5. – С.23-27.
11. Кедярова, Р.Н. Патриотическое воспитание в современной школе / Р.Н. Кедярова // Праблемы выхавання. – 2009. – №4. – С.21-28.
12. Левашов, В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий / В.К. Левашов // Социс. – 2006. – № 8. – С. 67–76.
13. Леонтьева, В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками / В.Б. Леонтьева // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2002. – № 5. – С. 35–40.
14. Лисицына, Т.Б. Экскурсия – педагогический процесс / Т.Б. Лисицына // Молодой ученый. – 2012. – № 6. – С. 401–404.
15. Логинова, Н.В. Патриотическое воспитание как объект педагогического исследования / Н.В. Логинова // Человек и образование. – 2009. – № 1. – С. 53–56.
16. Макарчук, Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Я.В. Макарчук. – Абакан: ГОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», 2010. – 243 с.
17. Манузина, Е.Б. Проблемы воспитания детей и молодежи в современных социокультурных условиях / Е.Б. Манузина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6-1. – С. 101–103.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
19. Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление М-ва образования Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 II Зборнік нарматыўных дакументаў МА РБ. -2015. – № 19. – С. 3-41.
20. Осипова, М.П. Воспитание. Первый класс: пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня / под общ. ред. М.П. Осиповой. – Минск: Интерпрессервис, 2003. – 414 с.
21. Плиско, Д.М. Патриотическое воспитание младших школьников: материалы из опыта работы / Д.М. Плиско. – Миоры: МГОСШ №3, 2010. – 66 с.
22. Система патриотического воспитания младших школьников: пособие / В. В. Буткевич и др.; под общей редакцией В. В. Буткевич. – Минск: БГПУ, 2008. – 54 с.
23. Толкачева, О.В. Воспитание патриотизма у школьников / В.В. Буткевич, Н.К. Катович, О.В. Толкачева II Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 6. – С. 10-15. Храмцова, Ф.И. Идеологическое воспитание: параметры эффективности / Ф.И. Храмцова. – Минск, 2005. – 148 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Методика «Я – патриот».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты