Индивидуальные и групповые формы обучения на уроке
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Индивидуальные и групповые формы обучения на уроке»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Индивидуальные и групповые формы обучения на уроке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические методы изучения индивидуальных и групповых форм обучения на уроке
1.1 Организация индивидуальной работы с неуспевающими учащимися на 1 ступени общего среднего образования
1.2 Особенности применения индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Практическое исследование индивидуальных и групповых форм обучения на уроке
2.1 Индивидуальный подход в обучении младших школьников
2.2 Использование групповых форм работы на 1 ступени общего среднего образования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Задача современной школы – сформировать человека, который постоянно совершенствует себя, способного самостоятельно принимать решения, нести ответственность за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в самом широком смысле этого слова. Сегодня необходимо вооружить учащихся начальной школы универсальной учебной деятельностью, которую они могут использовать, когда учатся самостоятельно, а также когда они индивидуально решают новые учебные задачи.
Актуальность данной тематики представлена тем фактом, что на протяжении всей начальной школы есть дети, которые никогда не переходят от дошкольного к учебному сотрудничеству. Поэтому необходимо найти такую форму учебной кооперации, которая позволила бы это сделать. Одной из таких форм, основанных на учебной кооперации младших школьников, являются групповые формы обучения, так как ученики работают без пошагового педагогического руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения проблемы, разных точек зрения на одно и то же явление.
Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как обучающееся сообщество, доброжелательное и склонное к постановке учебной задачи, к поиску путей ее решения и использованию полученных результатов для решения широкого круга частных задач, в том числе формирование индивидуального подхода к обучению детей [1, с.33].
Исследованиями в области изучения особенностей формирования процесса обучения детей на начальном этапе образования занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как А.С. Берберян, Н.В. Бордовская, И.М. Витковская, В.К. Дьяченко, С.П. Иванова, Г.С. Ковалева, Н.В. Савин и т.д.
Глава 1. Теоретические методы изучения индивидуальных и групповых форм обучения на уроке
1.1 Организация индивидуальной работы с неуспевающими учащимися на 1 ступени общего среднего образования
Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются учителя в наших школах – это работа со слабыми в академическом плане учениками. Считается, что учащиеся имеют низкую успеваемость, если у них слабые интеллектуальные и учебные навыки, низкий уровень памяти, или если у них отсутствуют эффективные мотивы для обучения. Не секрет, что количество таких учеников в школах составляет около 10-15%. Чтобы эта категория учащихся не стала неуспевающими, необходима систематическая работа с слабоуспевающими учащимися всех служб учебного заведения [3, с.55].
Основной проблемой является несоответствие между структурой образовательного пространства массовой школы, традиционными формами обучения и личностными трудностями каждого ребенка в обучении, связанными с состоянием здоровья:
- занятия спортом;
- любое художественное творчество;
- неблагоприятная ситуация в семье.
На фоне школьных неудач, постоянных неудач, когнитивных потребностей очень быстро исчезает, порой безвозвратно, и мотивация обучения не возникает. Поэтому специальная «поддерживающая» работа абсолютно необходима для того, чтобы помочь детям, испытывающим трудности в обучении, успешно освоить учебный материал, получая постоянную помощь от педагога. Необходимы дополнительные упражнения, в которых хорошо продуманная система поможет ребенку в серии «подсказок», основанных на последовательности действий, необходимых для успешного усвоения материала.
Глава 2. Практическое исследование индивидуальных и групповых форм обучения на уроке
2.1 Индивидуальный подход в обучении младших школьников
Одним из первых в педагогике обратил внимание на индивидуальный подход к учащимся Я.А. Коменский, отметив в своей фундаментальной работе «Великая дидактика», что учащиеся отличаются своими способностями. «Некоторые из них имеют острые черты, другие – тупые, третьи – гибкие и податливые, третьи - твердые и упрямые, третьи – стремятся к знаниям ради знаний, третьи – увлекаются автоматизированной работой».
Начало теоретического уровня развития вопроса об индивидуальном подходе к учащимся в обучении положил К.Д. Ушинский. Ему принадлежит идея реализации индивидуального подхода в плане коллективной работы, которая и сегодня остается отправной точкой, фундаментальной в педагогике, а также идея сочетания коллективной и индивидуальной форм педагогической работы. Для лучшей организации обучения педагог предлагает объединить детей с одинаковыми способностями в малые группы – своеобразный прототип современного дифференцированного обучения [5, с.33].
Качество обучения во многом зависит от учителя и его способности подходить к ученикам, интересоваться их предметом, уметь вовлекать каждого в активную работу, развивать его интересы и творчество. Знания, навыки и способности у разных учащихся различны. Эти различия обусловлены тем, что каждый учащийся в силу своих конкретных условий развития, как внешних, так и внутренних, имеет индивидуальные особенности:
Свойства памяти, способности к мышлению, имеет свой уровень темперамента и усидчивости, свои интересы и приоритеты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что урок является формой организации образовательного процесса, который включает в себя работу по реализации воспитательных, обучающих и развивающих задач. Индивидуальный подход в рамках работы со слабоуспевающими учащимися включает в себя решение таких задач как повышение уровня академических знаний, формирование оптимальных навыков познавательной активности и создание благоприятных условий для повышения уровня знаний.
Суть индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, с которыми сталкивается учитель, решаются им путем педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где основным ориентиром является обращение к положительным качествам школьника.
Нами было определено, что действительно эффективная система обучения должна основываться не на словах, а на делах, исходя из принципа индивидуального подхода к каждому ребенку. Она должна моделировать условия, при которых каждый учащийся может проявить свою независимость, самобытность, самостоятельность, потому что только в этом случае обучение имеет реальный шанс быть основанным на индивидуальных интересах, потребностях, возможностях и личном опыте каждого ребенка.
Индивидуальный подход к каждому учащемуся – это необходимое условие для построения новой, по-настоящему современной и эффективной системы образования. Поэтому в личностно-ориентированном образовании индивидуализация рассматривается как основной принцип организации образовательного процесса, а максимальное раскрытие и развитие индивидуальности каждого учащегося – одна из важнейших задач.
Групповая форма обучения не дает быстрых результатов. Прежде чем перейти к сложному материалу, преподаватель должен поработать со своими учениками над алгоритмом деятельности на простых примерах.
1. Бабанский, Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю.Б. Бабанский. – М.: Академия, 2009. – 256 с.
2. Берберян, А.С. Инновации и современные технологии в системе образования / С.Ю. Девятых. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 317 с.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика / А.А. Реан. – СПб: Питер, 2000. – 304 с.
4. Булычева, Л.С. Индивидуальный подход к учащимся как условие предупреждения их неуспеваемости. / Л.С. Булычева – М.: Просвещение. 2004 – 189 с.
5. Витковская, И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская. – Псков, 2000. – 96 с.
6. Гиниятуллина, А.А. Опыт организации групповой работы на уроках/А.А. Гиниятуллина / / Начальная школа. – 2004. – № 1. – С.11-22
7. Григорян, С.Т. Методические рекомендации по организации и проведению занятий в школе / С.Т. Григорян. – М.: Академия, 2005. – 162 с.
8. Дьяченко, В.К. Общие формы организации процесса обучения / В.К. Дьяченко. – Изд-во Краснояр. ун-та. 2004. – 184 с.
9. Дьяченко, В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе /В.К. Дьяченко// Начальная школа. – 1998. – №1. – С.14-28
10. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Академия, 2004. – 144 с.
11. Иванова, С.П. Современное образование и психологическая культура педагога / С.П. Иванова. – Псков, 1999. – 144 с.
12. Ильченко, Е.И. Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы / Е.И. Ильченко – М.: Просвещение. 2004. – 213 с.
13. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. – Казань, 2012. – 124 с.
14. Ковалева, Г.С. Готовность первоклассников к обучению в школе / Г.С. Ковалева. — М.: Академия, 2011. – 56 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений / В.Н. Колюцкий. – М.: Академия, 2011. – 320 с.
16. Леонтьев, А.А. Психология коллективной деятельности в учении /А.А. Леонтьев// Начальная школа плюс До и После. – 2002. –№ 11. – С.17-99
17. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров// Педагогический вестник. – 1994. – №1. – С.2-10.
18. Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения. - Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции (2-3 ноября 2011 г). – Томск. ТПУ. 2011. – 392 с.
19. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рабунский. – М.: Педагогика, 2005. – 250 с.
20. Савин, Н.В. Педагогика / Н.В. Савин. – М.: Просвещение, 2008. – 265 с.
21. Смирнова, Н. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике / Н. Смирнова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 124 с.
22. Фролова, Л. Виды деятельности учащихся на уроках. Организация, характеристика и результаты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/218362/vidyi-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-organizatsiya-harakteristika-i-rezultatyi.
23. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов: 4-е изд, перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2009. – С. 222.
24. Хмыз, Ю.В. Педагогика / Ю.В. Хмыз. – Алексеевск: ГБОУ СПО «Алексеевский педагогический колледж», 2012. – 163 с.
25. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. – М.: Педагогика, 1987 – 150 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты