Психологические особенности самооценки младшего школьника
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности самооценки младшего школьника»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности самооценки младшего школьника
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рисунок «Лесенки».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Показатели по методике «Какой Я?» (Р. С. Немов).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Показатели по методике «Какой Я?» (Р. С. Немов).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность понятия «самооценка»
1.2. Виды самооценки
1.3. Особенности и источники формирования адекватной самооценки младшего школьника
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ориентированность развития современного общества и процесс дальнейшей демократизации предъявляют специализированные требование к формированию творческой личности. Только лишь подобного семейства человек горазд в отсутствии поддержки других и осознанно формировать процесс и влияние, определять способности, пути и ресурсы личного развития. В связи с данным возрастает интерес к личностно-направленному развитию и его самостоятельному творческому формированию. Для начала преподавания необходимо научить детей грамотно осуществлять оценку личных влияний и индивидуального развития, что владеет большой важностью с целью реализации способностей.
Теоретический анализ психологической и педагогической литературы показывает, что наука накопила некоторые знания о природе самооценки и методах ее воспитания у школьников.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, А. Запорожца, Д. Эльконина и др. убедительно показано, что школьный возраст чрезвычайно важен для формирования самооценки – период ее возникновения (Е. А. Горбачев, А. И. Липкина, Ю. И. 3. Неверович, Р. Х. Шакуров и др.).
Психолого-педагогические изучения многократно свидетельствуют, что в базе беспрепятственного творческого развития личности находится самооценка, характеризующая динамичность лица, его подход к людям и лично к себе.
Самооценка – наиболее значимое условие в индивидуальном развитии. Непосредственно она дает возможность совершать подбор в множестве актуальных моментов, устанавливает степень стараний и ценностей, вид взаимоотношений с находящимися вокруг. Самооценка устанавливает взаимоотношения лица к находящимся вокруг, его неодобрительность, опрятность по отношению к себе, подход ко преуспеваниям и осечкам. Подобным способом, самооценка оказывает большое влияние на результативность работы и последующее формирование личности.
Младший школьный возраст – период активного складывания самооценки, что появляется в следствии вовлечения детей в новую общественно важную и значимую деятельность. Согласно завершению начальной школы самооценка детей делается самостоятельной и меньше подчиненной от представлений других.
В отечественных исследованиях (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, И. Р. Чамат, И.И. Чесноков, Е.В. Шорохов и др.) и исследованиях зарубежных авторов (К. Кули, Дж. Мид, Э. Шпрангер, Р. Берне, В. Сатир и др.) проблема самооценки обычно рассматривается как структурный элемент самосознания.
Обучение самооценке помогает учащимся правильно оценить свои учебные достижения, навыки, способности, сильные и слабые стороны и способствует саморегулированию учебной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность понятия «самооценка»
Термин «самооценка», несмотря на его не многозначность, имеет много определений. Самооценка понимается, как оценка человеком собственной личности, своих достоинств и недостатков, а также определение собственного места в обществе. Самооценка является регулятором поведения личности и определяет цели и стремления человека в самореализации и самоутверждении себя как члена общества. Таким образом, самооценка связана с одной из центральных потребностей личности в самоутверждении.
Большинство исследователей придерживаются точки зрения, что самооценка является фундаментальной характеристикой личности, которая определяет практически все сферы жизнедеятельности человека, а также определяет результативность деятельности личности. «От уровня самооценки зависят особенности многих эмоциональных проявлений личности, ее отношение к саморазвитию и самовоспитанию, уровень жизненных притязаний. Именно поэтому формирование объективной оценки окружающих и адекватной самооценки является важным звеном в воспитании подрастающего поколения» [16, с. 75].
В современной психологической науке существует несколько теоретических подходов, связанных с проблемой самооценки и путями ее возникновения и развития.
В отечественной психологии самооценка рассматривается как центральное личностное образование, которое формируется еще в раннем возрасте под влиянием социальной ситуации развития и значимых других людей [9; 13]. Во многих исследованиях самооценка рассматривается как важнейший компонент самосознания, показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в образе-Я [1; 2].
Самооценку в качестве важного компоненты самосознания рассматривал Б.Г. Ананьев, согласно которому «самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, личностных качеств, образа-Я среди окружающих людей. Самооценка рассматривается в качестве фундаментального образования личности, которое определяет ее активность, отношение к самому себе и другим людям» [2, с. 171].
Согласно Л.С. Выготскому, «самооценка – это обобщенное, устойчивое, внеситуативное и дифференцированное отношение ребенка к себе, которое вбирает в себя опыт его деятельности, общение с окружающими людьми» [14, с. 224].
А.Н. Леонтьев добавляет эмоциональный аспект к когнитивному компоненту, предлагая «понимать самооценку используя категорию «чувство» как устойчивую эмоциональную установку, которая имеет ярко выраженный объективный характер, возникающий в результате определенного обобщения эмоций» [11, С. 228].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы являлось проанализировать психологические особенности развития самооценки детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, было проведено опытно-экспериментальное исследование развития самооценки у детей младшего школьного возраста.
Этапы исследования:
1. Анализ научных текстов и исследований с целью обоснования исходных позиций, определения проблемы, объекта и цели исследования, формулировки гипотез и задач. Результат данного этапа: сформулированы гипотезы, подобрана методология и методы исследования.
2. Организация и проведение основного исследования. Сбор данных, необходимых для проверки гипотез исследования.
3. Количественный и качественный анализ полученных на втором этапе данных. Интерпретация и обобщение данных эксперимента. Формулировка выводов.
Изучение самооценки детей младшего школьного возраста проводилось на базе ГУО «Средняя школа №65 г. Минска». В исследовании принимали участие 20 учащихся 3 класса в возрасте 9-10 лет.
Были использованы следующие методики:
1. Методика «Какой я?» Р.С. Немова.
Разработал и внедрил методику «Какой я?» академик, доктор психологических наук Роберт Семёнович Немов. Область его научной специализации – проблемы психологии личности, социальная психология, он является автором многочисленных публикаций и учебных пособий. Диагностика самооценки ребёнка, предложенная Р.С. Немовым, ориентирована на детей дошкольного возраста, младших школьников, но подходит и для учеников средней школы. Основная задача теста «Какой я?» – психодиагностика личностных качеств. Этот тест является частью комплексных мероприятий, которые определяют уровень психологической и интеллектуальной готовности малыша к школе. При переходе ребёнка в среднюю школу методика поможет понять, насколько он готов к новым учителям, сформированы ли у него качества психологической независимости, более зрелого и ответственного самоотношения. Методика Р.С. Немова на языке профессиональных психологов классифицируется как «чистая», то есть исследуемый просто подтверждает или опровергает наличие у него тех или иных психологических и нравственных качеств, которые озвучиваются ему из списка. На основании ответов делаются выводы об уровне его самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самооценка – это оценка человеком собственной личности, своих достоинств и недостатков, а также определение собственного места в обществе. Самооценка является регулятором поведения личности и определяет цели и стремления человека в самореализации и самоутверждении себя как члена общества. Принято к адекватной самооценке относить самооценку высокого уровня и выше среднего. Личность ценит себя и уважает, но, зная свои недостатки, стремится к самосовершенствованию.
В психологии существует большое количество классификаций самооценок личности. В современной психологии, как правило, выделяют три вида самооценки: заниженная, адекватная и завышенная. Уровень самооценки отображается величиной ее проявления в самосознании индивида. Высокая самооценка свойства успешным людям, которые достигают благополучия в жизни, сопровождает высокая самооценка. Она служит мотивирующим и мобилизационным фактором для индивида. Средняя. Самооценка свойственна личностям, их большинство, которые смогут справиться в той или иной деятельности на себя не берут, но и планку достижений снижать не будут. Низкий уровень самооценки – результат отсутствия у личности уверенности, свидетельство безоговорочной ориентации на предыдущие неудачи или неадекватные сравнения с другими, более успешными людьми.
Для ребенка младшего школьного возраста характерно безусловное взаимное доверие, послушание и копирование поведения старших, особенно учителей. Внешнее влияние влиятельного взрослого на детей очень велико до полового созревания. Исследования изменений в отношениях ребенка показали, больше доверия к источнику информации, тем больше он может повлиять на самооценку учащегося. Ребята этого года полностью признают авторитет старшего. Даже когда младший школьник описывает себя как личность, он по сути повторяет то, что взрослый говорит о нем. Самооценка младшего школьника характеризуется рядом особенностей, которые связанны с тем, что в связи с поступлением в школу и сменой ведущего вида деятельности самосознание ребенка младшего школьного возраста развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя. Для формирования и становления самооценки младшего школьника важную роль играет уровень достижений, которые были приобретены им на этом возрастном этапе. Эмоциональное отношение к оценкам извне, особенно полученным от значимых взрослых, накладывает отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности, на характер его самооценки. Будучи сформированной у детей младшего школьного возраста, самооценка как продукт самосознания и самoактуализации становится внутренним и органическим достоянием их личности.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г .С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 563 с.
2. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
3. Белобрыкина О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза / О. А. Белобрыкина. – Новосибирск, 2000. – 22 с.
4. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
5. Бирюкевич, Е. А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е. А. Бирюкевич, Е. Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49–65.
6. Боцманова, М. Э. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте / М. Э. Боцманова, А. В. Захарова // Новые исследования в психологии. – 2003. – № 2 (29). – С. 35-39.
7. Бурамбаева, Д. А. Формирование адекватной самооценки младших школьников как фактор психологической безопасности личности / Д. А. Бурамбаева // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1–9.
8. Залевский, Ф. С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников / Ф. С. Залевский // Завуч начальной школы. – 2009. – № 1. – С. 70–72.
9. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 524 с.
10. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В. А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. ун-а. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М., 1986. – 144 с.
13. Пирмагомедова, Э. А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э. А. Пирмагомедова, А. Т. Нагиева, Г. К. Сулейманова. – 2015. – № 2. – С. 110–112.
14. Пирожкова, Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом / Н. В. Пирожкова // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 72–77.
15. Сергеева, Б. В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Б. В. Сергеева, Т. К. Габелия // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. – М., 2016. – С. 9–12.
16. Сергеева, Б. В. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте // Международный журнал экспериментального образования / Б. В. Сергеева, Т. К. Габелия. – 2016. – № 1. – С. 128–132.
17. Славина, Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника. Хрестоматия / Л. С. Славина // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. – Москва : Педагогика, 1972. – С. 45 - 80.
18. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
19. Соколова, Е. Т. Влияние мотивационных конфликтов и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки / Е. Т. Соколова, Е. О. Федотова // Вестник МГУ. – 2006. – № 1. – С. 85–88.
20. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина // Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89–94.
21. Уварова, Т. М. О взаимосвязи тревожности и самооценки у младших школьников / Т. М. Уварова // Сб. материалов научн.-практ. конф. – Новосибирск, 2016. – С. 125–129.
22. Фатуллаева, А. Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А. Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 112–116.
23. Филоненко, А. А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного / А. А. Филоненко // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 892–894.
24. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М.,1977. – с.144.
25. Яковлева, М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М. В. Яковлева // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 151–155.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рисунок «Лесенки».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Показатели по методике «Какой Я?» (Р. С. Немов).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Показатели по методике «Какой Я?» (Р. С. Немов).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты