Особенности нравственно-этического воспитания младших школьников
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности нравственно-этического воспитания младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности нравственно-этического воспитания младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: СШ №4, ГУО (г. Ивацевичи)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Закончи историю».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Путешествие по русским народным сказкам».
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Закончи историю».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Путешествие по русским народным сказкам».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Нравственно-этическое воспитание как педагогическая проблема
1.2 Особенности развития и формирования личности в младшем школьном возрасте
1.3 Методы и средства нравственно-этического воспитания на первой ступени общего среднего образования
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственно-этических качеств младших школьников
2.2 Результаты экспериментальной работы по изучению методов и средств нравственно-этического воспитания на первой ступени общего среднего образования
2.3 Методические рекомендации по воспитанию нравственно-этических качеств младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Нравственное воспитание младших школьников важная проблема для исследования, потому что нравственность это основа, духовный стержень для разностороннего формирования личности. Младший школьный возраст, который соответствует периоду обучения в начальной школе, это границы возраста детей от 6-7-до 10-11 лет. Данный период очень значим в жизни учащихся. Известно, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, изменяются социальные роли и функции детей, появляется стремление занять определенный статус в обществе, значительно расширяются их нравственные отношения с окружающим миром и другими людьми. Младшие школьники активно проникают в социальную жизнь общества взрослых людей, устанавливают с ними определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл их деятельности и поступков.
В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов. Вырабатываются: твердые моральные убеждения, навыки поведения, моральные представления, волевые качества личности, формирование нравственного сознания, воспитание нравственных чувств, навыков, привычек нравственного поведения, также формируется культура поведения младших школьников, развиваются коммуникативные способности, внутренние, духовные качества личности, правила поведения.
Нравственное воспитания – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие личности, включающее в себя воспитание чувств долга, справедливости и других качеств, способных предать высокий смысл делам и мыслям человека. Нравственно-этическое воспитание является важным звеном в развитии личности. Поэтому с раннего возраста перед взрослыми стоит задача воспитать нравственного человека.
Дети младшего школьного возраста подвержены воспитанию. В этом возрасте им нужно прививать нормы поведения и морали, положительные качества личности, способность к эмоциональному переживанию, страданию, стыду и сочувствию, а также чувство любви к жизни, к людям и природе. Существенный вклад в проблему нравственного воспитания внесли такие ученые как: Н. И. Болдырев, А.С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Харламов, и др. Нравственно-этическое воспитание младших школьников, является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Нравственно-этическое воспитание как педагогическая проблема
История воспитания нравственности насчитывает несколько тысячелетий. Процесс формирования представлений о нравственности начался еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности активно занимались Сократ (469-399гг. до н. э), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [7, с. 54]. Еще в v веке до нашей эры исследования о нравственности начинают занимать важное место в духовной культуре. Проявление интереса к этим исследованиям было не случайно, а явилось следствием социально-экономического, духовного развития человечества.
На протяжении многих тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом в устном народном творчестве, в сказках, мифах, религиозных представлениях. Далее началу процесса способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до н.э. С укреплением государственной власти вытеснялись родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникла потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми [13, с. 76].
В. И. Даль толковал слово мораль, как «нравственное учение, правило для воли, совести человека». С годами понимание о нравственности изменилось. У С. И. Ожегова видно: нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [17, с. 24].
Н. Ницше считал «Быть моральным, нравственным, этичным-значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». Нравственность – это моральные качества, некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе. Нравственность и является предметом этики, как учебной дисциплины, тем, что этикой изучается.
Проблема нравственного воспитания личности исследуется в трудах многих ученых. В частности, О. В. Сухомлинского и А. Матвиенко.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственно-этических качеств младших школьников
Целью данной курсовой работы является проанализировать процесс формирования нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось поэтапно.
На первоначальном этапе экспериментального исследования осуществлялся подбор диагностического материала для осуществления диагностики уровня сформированности нравственно-эстетических качеств у учащихся младших классов. Была установлена выборка исследования.
На втором этапе экспериментальной работы осуществлялась диагностика уровня сформированности нравственно-эстетических качеств у младших школьников. Проводились анализ и интерпретация полученных результатов исследования.
На третьем этапе экспериментальной работы были предложены методические рекомендации по воспитанию нравственно-этических качеств младших школьников.
База исследования: Средняя школа № 4 г. Ивацевичи Брестская область.
Выборка: в исследовании приняли участие 40 учащихся младшего школьного возраста (в возрасте 10-11 лет). Для осуществления исследования испытуемые были разделены на две группы:
первая группа – в количестве 20 человек (учащиеся 4 «А» класса);
вторая группа – в количестве 20 человек (учащиеся 4 «Б» класса).
Для осуществления уровня сформированности нравственных идеалов в младшем школьном возрасте использовали следующие диагностические методики:
– «Незаконченный рассказ»;
– «Закончи историю»;
– «Сюжетные картинки».
Методика «Незаконченный рассказ». Ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В педагогике нравственное воспитание – это процесс формирования нравственных качеств, типа характера, привычек, навыков и взглядов, которые влияют на повседневные отношения. Цель нравственно-эстетического воспитания это формирование нравственного поведения, мышления, сознания. На нравственно-этическое формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Нравственно-этическое воспитание имеет широкий социальный педагогический смысл, направленный на формирование всесторонне развитой, морально устойчивой личности. Нравственно-эстетическое воспитание особенно важно осуществлять в период младшего школьного возраста. По причине этого основная роль в данном процессе ложится на родителей и педагогов учреждений начального образования.
Развитие младшего школьника – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, поэтому нужно как можно максимально использовать каждый день его жизни, заложить как можно больше положительных качеств, которые он пронесет через все жизнь. Ведь в младшем школьном возрасте интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. Формирование личностных универсальных учебных действий, к которым относятся самоопределение, смыслообразование и нравственно-этического оценивание, становятся внутренним стержнем младшего школьника при переходе в среднее и старшее звено. Основным психологическим новообразованием младшего школьного возраста является ведущая учебная деятельность.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм, поэтому в этом возрасте следует уделять повышенное внимание нравственно-этическому воспитанию. Процесс нравственного воспитания требует использования определенных методов и средств работы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Выбор средств и методов воспитания зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств Задачей учителей современной школы является: воспитание в школьниках самостоятельности, целенаправленности в действиях и поступках, развитие способности к самовоспитанию, самоопределению, саморегулированию, выработку отношения к обществу, к самому себе, к близким людям.
1. Аверкиева, Г. В. Проблема формирования ценностных ориентацийсовременных школьников / Г. В. Аверкиева. Обучающийся и современный мир : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 3-5 дек. 2015 г. / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск, 2015. – С. 55-60.
2. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника / Т.П. Авдулова, О.В. Гребенникова. – М.: Владос, 2014. – 540 c.
3. Белкин, A. C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А. С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
4. Беляева, В. А. Духовно-нравственное воспитание человека и общества: проблемы и перспективы / В. А. Беляева, А. А. Петренко. Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: 10-е междунар. Покров.образоват. чтения, 19-21 окт. 2011 г., г. Рязань / Рязан. гос. ун-т им. С. А. Есенина; под ред. А. А. Добросельской. – Рязань, 2016. – С. 8-12.
5. Губанова, Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. – 2018. – № 5. – С. 8-14.
6. Гущина, О. В. Современный поход к духовно-нравственному воспитанию учащихся / О. В. Гущина // Научные труды SWorld. – 2012. – Т. 23. – № 4. – С. 61-66.
7. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2019. – 24 с.
8. Жарковская, Т. Г. Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины / Т. Г. Жарковская. Отечественное образование: интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины; Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2017. – С. 11-30.
9. Кейра, Ф. Характеры и нравственное воспитание / Ф. Кейра. – М.: Либроком, 2015. – 136 с.
10. Куприянова, Н. С. Инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся / Н. С. Куприянова, Т. А. Малыгина // Репутациология. – 2015. – № 1-2 (35-36). – С. 64-66.
11. Махмудова, Р. Н. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема / Р. Н. Махмудова // Педагогические науки. – 2010. – № 1. – С. 77-81.
12. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / под ред. Т. И. Петракова. – М.: Импэто, 2017. – 98 с.
13. Сергеева, В. П. Духовно-нравственное воспитание как основа становления личности / В. П. Сергеева // Воспитательная работа в школе. – 2018. – № 8. – С. 13-22.
14. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; В. И. Лубовский. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
15. Строганова, Л. В. Беседы на тему нравственности для младших школьников: методический материал / Л. В. Строганова. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. – М., 2007. – С. 33-75.
16. Топоркова, Н. И. Сопровождение деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию личности / Н. И. Топоркова, Т. В. Шелкунова // Воспитательная работа в школе. – 2016. – № 8. – С. 23-28.
17. Трошин, П. Л. Методы формирования нравственности у детей ограниченными возможностями здоровья / П. Л. Трошин // Образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С. 54-58.
18. Тюляева, Т. И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски Текст / Т. И. Тюляева // Методист. – 2018. – № 7. – С. 7-12.
19. Устюжанина, С. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Дорога добра» / С. А. Устюжанина. Практика административной работы в школе. – 2015. – № 4. – С. 46-62.
20. Шешерина, Г. А. Воспитание духовно-нравственных ценностей в современной школе: сб. метод. разраб. по духов.-нравствен. воспитанию школьников / сост. Г. А. Шешерина, И. В. Клемешова, Т. В. Козлова. – Тамбов : ТОИПКРО, 2017. – 110 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Закончи историю».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Путешествие по русским народным сказкам».
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Закончи историю».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Путешествие по русским народным сказкам».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты