Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
ПК БрГУ (Пинский колледж БрГУ им.А.С.Пушкина)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: СШ №11, ГУО (г. Пинск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Закончи историю».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Путешествие по русским народным сказкам».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Путешествие по русским народным сказкам».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Проблема духовно-нравственного воспитания в педагогической литературе
1.2 Пути, методы и приемы духовно-нравственного воспитания в начальной школе на уроках литературного чтения
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственной культуры младших школьников
2.2 Разработка планов-конспектов уроков с включенными в них системами заданий для развития нравственных представлений учащихся на уроках литературного чтения и реализация этих уроков
2.3 Оценка влияния заданий и содержания учебников на формирование духовно-нравственных представлений младших школьников
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей жизни человека происходит непрерывное нравственное развитие личности. В реальной жизни уровень нравственного воспитания людей одного возраста не может быть одинаковым. И это можно объяснить тем, что процесс обучения является неравномерным и зависит от восприятия человека и уровня ответственности. Это зависит не столько от биологических предпосылок и предрасположенности, сколько от условий жизни и воспитания. В то же время не следует забывать о влиянии семьи, окружающих людей, средств массовой информации, влияния всей окружающей действительности и ее восприятия субъектом.
Формирование духовно-нравственных ценностей направлено на развитие национального и исторического сознания человека, его нравственной природы, напоминающей высокие образцы интеллектуальной и нравственной культуры, независимости, свободы воли, способности делать правильный выбор не только для себя, но и для других, преодолевая при этом трудности. При этом процесс духовно-нравственного развития ребенка рассматривается в перспективе его взрослой жизни и перехода к самостоятельной взрослой жизни, где формирование нравственных ценностей полностью зависит от развития ребенка, а значит и общества в целом. Следует отметить мысль о «закономерности духовно-нравственного воспитания», высказанную В.А. Сухомлинским: «Если человека учат добру – в результате будет добро, только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей».
Во все времена высоко ценится духовно-нравственное воспитание. А происходит это процесс при помощи непрерывного и целенаправленного воспитания у детей моральных качеств, соответствующих некоторым идеалам, путём преобразования этих идеалов в устойчивые личностные принципы и нормы поведения, что тем самым пройдёт через весь жизненный путь человека.
Развитие нравственного сознания в психологии рассматривается через диалектику взаимосвязей категорий значения и личностного смысла (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.), развития представлений и понятий (Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), освоения детьми нормативного содержания морали (З.Я. Неверович, Н.Н. Поддъяков, С.Г. Якобсон и др.).
Исследование вопросов духовно-нравственного воспитания детей проводилось А.А. Анциферовой, В.Я. Вороновой, Р.И. Жуковской, Ф.С. Левин-Щириной, Т.А. Марковой, Д.В. Менджерицкой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной и др. В дальнейшем научную работу в области нравственного воспитания вели Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, А.В. Булатова, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, С.А. Козлова, Э.К. Суслова, А.Д. Шатова и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Проблема духовно-нравственного воспитания в педагогической литературе
В истории развития человеческого общества подход к анализу духовно-нравственных ценностей изменился. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии духовности и нравственности. Термин «мораль» был введен Аристотелем. С греческого слово «этос» ‒ обычай, характер, образ мышления. Моральным вопросом у Аристотеля было учение о добродетелях и добродетельном поведении. Вместе с понятием «этос» со времени завоевания Александра Македонского используется понятие этики. Это слово латинского происхождение и имеет более узкое значение по отношению к понятию морали. Мораль, согласно представлениям древних римлян, отражает степень общества со своей культурой. Чтобы сохранить свою культуру при ассимиляции в греческом языке римляне должны были четко различать свои «обычаи» и «иностранцев». В этом отношении мораль служила мерой усвоения общепринятых черт в поведении их предков [12, с. 79].
Одной из актуальных проблем человеческого общества всегда была проблема формирования духовно-нравственных качеств личности, но особое значение она приобрела в современных условиях. Рассмотрев психолого-педагогическую литературу можно сказать о том, что проблеме воспитания и обучения духовности и нравственности было оказано большое количество внимания.
Многие авторы рассматривали определение нравственности с разных точек зрения. В трудах Аристотеля о нравственном человеке он говорит о том, что прекрасного нравственно называют человека его достоинства, по его поступкам справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [5, с. 98].
Духовность и нравственность основываются на морали, так В.И. Даль под термином мораль понимал, как нравственное ученье, правила да совести человека, его воли. По его мнению, нравственны – это духовный, душевный, противоположный телесному. Добронравный, добродетельный, вежливый, согласный с правилами, с достоинством человека с долгом правдивого и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякая самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственной культуры младших школьников
Целью данной курсовой работы является проанализировать процесс формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось поэтапно:
На первоначальном этапе экспериментального исследования осуществлялся подбор диагностического материала для осуществления диагностики уровня сформированности нравственных идеалов у учащихся младших классов. Была установлена выборка исследования.
На второй этапе экспериментальной работы (констатирующий тап) осуществлялась диагностика уровня сформированности нравственных идеалов у младших школьников. Проводились анализ и интерпретация полученных результатов исследования.
На третьем этапе экспериментальной работы (формирующий этап) были предложены рекомендации по повышению уровня сформированности нравственных идеалов у младших школьников с применением уроков литературного чтения.
На четвертом этапе экспериментальной работы (контрольный этап) осуществлялась диагностика уровня сформированности нравственных идеалов у младших школьников. Проводились анализ и интерпретация полученных результатов исследования.
База исследования: ГУО «Средняя школа №11 г. Пинска»
Выборка: в исследовании приняли участие 40 учащихся младшего школьного возраста (в возрасте 10-11 лет). Для осуществления исследования испытуемые были разделены на две группы:
первая группа – в количестве 20 человек (учащиеся 4 «А» класса);
вторая группа – в количестве 20 человек (учащиеся 4 «Б» класса).
Для осуществления уровня сформированности нравственных идеалов в младшем школьном возрасте использовали следующие диагностические методики:
– «Незаконченный рассказ»;
– «Закончи историю»;
– «Сюжетные картинки».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие нравственности раскрывает личностную характеристику, объединяющую в себе доброту, дисциплинированность, трудолюбие, честность, коллективизм, а главное, регулирующие поведение человека. Духовность – внутреннее состояние, которое включает в себя личные переживания, эмоции, чувства, направляющие на совершение нравственных поступков. В психолого-педагогической литературе под понятием «духовно-нравственное воспитание» понимается один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
Свой вклад вносит работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения: приобщению детей к нравственным основам православной культуры; помогает детям открыть для себя значение высших нравственных ценностей православия; способствует укоренению их в сознании и сердце детей; развивает у них позицию непринятия цинизма, жестокости, вульгарности; дает детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни, основанной на вере, надежде, любви; способствует восприятию интереса к отечественной истории; воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням; знакомит детей с основными православными традициями, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством; способствует изменению сферы интересов ребенка – от праздного времяпрепровождения за экраном телевизора и компьютера к чтению полезного, душевного; создает почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Во второй главе курсовой работы было проведено исследование уровня сформированности нравственных качеств и идеалов у учащихся младших классов. Исследование осуществлялось в несколько этапов. В результате проведенного исследования, пришли к следующим выводам и заключениям.
На констатирующем этапе исследования у ребят младшего школьного возраста (обеих групп испытуемых) в результате проведения диагностики преобладал средний и низкий уровни осознания нравственных норм младшими школьниками и сформированности эмоционального отношения к нравственным нормам младшими школьниками. У таких младших школьников отсутствует произвольное регулирование поведения, характерно оценивание своего или чужого поведения, но применяются эти нормы крайне редко. Для учащихся характерно проявление неадекватности эмоциональных реакций. Исходя из не очень высоких полученных результатов диагностики уровня сформированности нравственных норм и идеалов у ребят младшего школьного возраста были предложены некоторые рекомендации по развитию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.
1. Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентацийсовременных школьников / Г. В. Аверкиева. Обучающийся и современный мир : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 3-5 дек. 2015 г. / Помор.гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск, 2015. – С. 55-60.
2. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики :учеб. для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. – М. : Просвещение, 2016. – 574 с.
3. Белкин A. C Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А. С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
4. Беляева, В.А. Духовно-нравственное воспитание человека и общества: проблемы и перспективы / В.А. Беляева, А.А. Петренко. Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: 10-е междунар. Покров.образоват. чтения, 19-21 окт. 2011 г., г. Рязань / Рязан. гос. ун-т им. С.А. Есенина; под ред. А.А. Добросельской. – Рязань, 2016. – С. 8-12.
5. Воспитание духовно-нравственных ценностей в современной школе: сб. метод. разраб. по духов.-нравствен. воспитанию школьников / сост. Г.А. Шешерина, И.В. Клемешова, Т.В. Козлова. – Тамбов : ТОИПКРО, 2017. – 110 с.
6. Губанова, Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова // Воспитание школьников. – 2018. – № 5. – С. 8-14.
7. Гущина, О.В. Современный поход к духовно-нравственному воспитанию учащихся / О.В. Гущина // Научные труды SWorld. – 2012. – Т. 23. – № 4. – С. 61-66.
8. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2019. – 24 с.
9. Жарковская, Т.Г. Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины / Т. Г. Жарковская. Отечественное образование: интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины; Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2017. – С. 11-30.
10. Кейра, Ф. Характеры и нравственное воспитание / Ф. Кейра. – М.: Либроком, 2015. – 136 с.
11. Куприянова, Н.С. Инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся / Н.С. Куприянова, Т.А. Малыгина // Репутациология. – 2015. – № 1-2 (35-36). – С. 64-66.
12. Махмудова, Р.Н. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема / Р.Н. Махмудова // Педагогические науки. – 2010. – № 1. – С. 77-81.
13. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. – М.: Импэто, 2017. – 98 с.
14. Сергеева, В.П. Духовно-нравственное воспитание как основа становления личности / В.П. Сергеева // Воспитательная работа в школе. – 2018. – № 8. – С. 13-22.
15. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
16. Строганова, Л.В. Беседы на тему нравственности для младших школьников: методический материал / Л.В. Строганова. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. – М., 2007. – с.33-75.
17. Топоркова, Н.И. Сопровождение деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию личности / Н.И. Топоркова, Т.В. Шелкунова, М.Б. Федорцева // Воспитательная работа в школе. – 2016. – № 8. – С. 23-28.
18. Трошин, П.Л. Методы формирования нравственности у детей ограниченными возможностями здоровья / П.Л. Трошин // Образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С. 54-58.
19. Тюляева, Т.И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски Текст / Т.И. Тюляева // Методист. – 2018. – № 7. – С. 7-12.
20. Устюжанина, С.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Дорога добра» / С.А. Устюжанина. Практика административной работы в школе. – 2015. – № 4. – С. 46-62.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Закончи историю».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Путешествие по русским народным сказкам».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Путешествие по русским народным сказкам».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты