Взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов у детей дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Данные по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты корреляционного анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты корреляционного анализа.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и классификация стилей семейного воспитания
1.2 Страх как психологический феномен: причины возникновения, особенности проявления в дошкольном возрасте
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их анализ
2.3 Рекомендации для родителей по преодолению страхов у детей дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы определяется тем, что детские страхи, закрепленные в психике человека в раннем возрасте, могут сказаться негативно на дальнейшем психологическом и эмоциональном развитии. Страхи являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств, и с помощью психолого-педагогического исследования детского страха, возможно проведение его коррекции. Поэтому чрезвычайно важно не упустить момент для своевременного обращения к специалисту с тем, чтобы принять меры в преодолении и коррекции наиболее выраженных страхов у ребёнка. Для каждого периода психического развития ребенка характерны различные группы страхов, взаимообусловленные повышенной тревожностью и способствующие развитию эмоционального неблагополучия личности ребенка, причем, одни группы страхов со временем прогрессируют, а другие регрессируют. Детские страхи, закрепленные в дошкольном возрасте, могут сказаться негативно на дальнейшем психологическом и эмоциональном развитии.
Большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов Л.С. Выготского, В.И. Гарбузова, Дж. Ман, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, В.В. Столина, Ю.В. Щербатых. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста находит отражение в работах А. И. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей», «Как помочь нашим детям избавиться от страха». Страх, одна из основных эмоций, длительное время изучался в различных психологических школах и направлениях (У. Джемс, Н.Ланге, К. Изард, Ст. Холл, 3.Фрейд и др.).
Существует множество определений страха, выделены их виды и формы, сформулированы функции и причины их возникновения. Изучением страха в психологической и педагогической науках занимались как зарубежные (Д. Боулби, М. Рэчмен, С. Томкинс, и др.), так и отечественные ученые. В отечественной научной литературе детские страхи освещены в работах Н.Г. Вологодиной, В.В. Зеньковского, А.И. Захарова, B.C. Мухина, М.И. Лисиной, М.В. Осорина, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, Ю.В. Щербатых, и др. Несмотря на столь обширные исследования в зарубежной и отечественной литературе, тема данного феномена остается недостаточно изученной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и классификация стилей семейного воспитания
Понятие «семья» определяется как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью [8, с. 112]. А это, в свою очередь, должно базироваться на взаимоуважении, взаимопринятии и взаимной любви.
Одной из характеристик сферы семейных отношений является стиль семейного воспитания. В научной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий – формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения [4]. Можно отметить, что в литературе часто стилевые особенности семейного воспитания представлены различными терминами, такими как «тип воспитания», «тактика воспитания», «родительские позиции» и т.д. Стиль семейного воспитания базируется на комбинации индивидуальных переменных (личностные свойства, ожидания и представления, способы реализации воспитательных воздействий) и проявляющийся в определенной форме взаимодействия родителей с детьми [7, с. 119].
Стиль семейного воспитания – это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком [16, с. 67].
Л.А. Пергаменщик, В.И. Слепкова утверждают, что жизнь семей происходит в рамках определенного социокультурного контекста. События семейной жизни разворачиваются в тесном соприкосновении с событиями, совершающимися в обществе [14]. Данное обстоятельство вносит еще один необходимый аспект, влияющий на интерпретацию членами семьи как социальных процессов, так и событийного пути своей собственной семьи [14, с. 35].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования – определить взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и страхами дошкольника.
Для поставленной цели сформированы следующие задачи исследования:
1. Выявить типичные стили семейного воспитания.
2. Выявить уровень подверженности страхам у ребенка, определить их специфику.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и страхов детей дошкольного возраста, определить их специфику.
4. Разработать рекомендации для родителей по преодолению страхов у детей дошкольного возраста.
Описание выборочной совокупности: выборку исследования составили 30 детей в возрасте 5-6 лет и один из их родителей. Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 120 г. Минска».
Методы исследования: тестирование, статистическая обработка данных (метод ранговой корреляции Ч. Спирмена), количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Описание психодиагностических методик исследования:
1 Опросник А.И. Захарова «Подверженность ребенка страхам». Цель: определение страхов, присущих старшему дошкольному возрасту. Методика проводится в виде индивидуальной беседы с детьми, в процессе которой им задаются 29 вопросов: «Ты боишься или не боишься: 1) когда остаешься один дома; 2) нападения; 3) заболеть; 4) умереть; 5) смерти близких; 6) чужих людей; 7) потеряться; 8) мамы, папы; 9) наказания; 10) сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея…); 11) опоздания в детский сад (школу); 12) страшных снов; 13) темноты; 14) животных (волка, змей…); 15) насекомых; 16) транспорта (самолетов, машин…); 17) высоты; 18) глубины; 19) тесных маленьких помещений; 20) воды; 21) огня; 22) войны; 23) стихий (наводнения, урагана, грозы); 24) больших помещений, улиц; 25) врачей; 26) уколов; 27) боли; 28) крови; 29) резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стиль семейного воспитания – это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Полученные учеными различных направлений результаты исследований позволяют говорить о том, что существуют два основных параметра в стилевых особенностях воспитания, влияющих на развитие ребенка. Первый параметр может быть обозначен как эмоциональное отношение к ребенку («принятие - непринятие» у большинства авторов). В качестве второго параметра выступают способы воздействия на ребенка – требования и запреты, способы контроля, отмеченные у большинства исследователей как факторы родительской позиции, демократический и авторитарный стили воспитания. Критерии классификации стилей семейного воспитания и их типология представлены в работах Д.Баумринд, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера и др. Стиль родительского воспитания является интегративной характеристикой воспитательной системы. Учеными выделены гармоничные и дисгармоничные стили родительского воспитания.
Страх является источником многих нарушений здоровья в физической и психической сфере. Очень вредно действие страха, когда он возникает в детстве и препятствует гармоническому развитию и саморегуляции личности. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временный характер. При переходе из детского сада в общеобразовательную школу ребенок попадает в своеобразные экстремальные условия, которые могут привести к детской тревоге и страхам. В старшем дошкольном возрасте центральное место занимает страх смерти. В этом же возрасте достигают своего пика страхи животных и сказочных персонажей. Детские страхи имеют различные причины. Все эти причины можно разделить на внешние (связанные со средой и стилем воспитания, с окружением ребенка) и внутренние (связанные с характером и темпераментом ребенка).
1. Богданова, С.Г. Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии / С.Г. Богданова, Н.В. Тархарова, Ю.С. Филютович // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 9–17.
2. Гарбузова, В.И. Неврозы у детей / В.И. Гарбузова. – М.: Аст-Пресс, 2013. – 336 с.
3. Долгова, В.И. Коррекция тревожности у старших дошкольников / В.И. Долгова. – Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 100–105.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
5. Едиханова, Ю.М. Взаимосвязь отношения к сверстникам и уровня страхов в дошкольном возрасте / Ю.М. Едиханова, Е.В. Шарыпова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. – №1. – С.143-147.
6. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Речь, 2015. – 320 с.
7. Капустин, С.А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей / С.А. Капустин // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 119–129.
8. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского. – Ростов-на-Дону: Приори, 2008. – 512с.
9. Леганькова, О.В. Эффективное родительство как важнейшее условие психологического здоровья личности / О.В. Леганькова, А.С. Стежко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных статей. Минск: БГПУ, 2013. – 230 с.
10. Лошкарева, О Причины возникновения повышенной тревожности у детей старшего дошкольного возраста / О. Лошкарева // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2017. – № 1. – С. 51-53.
11. Маглыш, В.А. Роль родительского воспитания в формировании воспитательных аттитюдов личности / В.А. Маглыш // Социально-педагогическая работа. – 2005. – №7. – С. 10-15.
12. Методы практической психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 256 с.
13. Обухова, Н.М. Особенности содержания страхов у старших дошкольников, имеющих различное статусное положение в группе детского сада / Н.М. Обухова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №1. – С.18-23.
14. Пергаменщик, Л.А. Жизненный путь семьи как индивидуальная история / Л.А. Пергаменщик, В.И. Слепкова // Проблемное поле современной семьи : материалы I Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова 18–19 июня 2015 г. (г. Москва) / Отв. ред. М.И. Розенова, В.В. Ермолаев, Э.В. Лихачёва. – М. : ООО «Диона», 2015. – 250 с.
15. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития/ Д.И. Фельдштейн // Мир психологии.– 2010. – №2. – С. 206-221.
16. Феномен родительства: социально-психологический аспект. Монография/ С.Ю. Девятых; под общ. Ред. В.А. Сонина.− Витебск: изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 104 с.
17. Фрейд, З. Страх / З. Фрейд. – М.: «Современные проблемы», 1998. – 432 с.
18. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224 с.
19. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: ЭКСМО, 2011. – 321 с.
20. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Данные по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты корреляционного анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты корреляционного анализа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты