Особенности работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения на І ступени общего среднего образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения на І ступени общего среднего образования»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка в начальных классах»
2021
45.00 BYN
Особенности работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения на І ступени общего среднего образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка в начальных классах
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Понятие «пословица» и «поговорка», и их история
1.2. Роль пословиц и поговорок в обучении и воспитании
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1. Анализ учебных программ и учебников по литературному чтению в аспекте проблемы исследования
2.2. Приёмы работы с пословицами и поговорками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Пословицы, поговорки и загадки живут в народной речи многие века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Возникли они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.
Использование на том или ином этапе урока пословиц и поговорок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.
Половицы и поговорки адресованные младшим школьникам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для младших школьников приводит к выводу, как значимы народные произведения в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Некоторые пословицы, поговорки и загадки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI-XII вв.: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет» и т.д. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
Пословицы и поговорки являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны, как сама жизнь. Как справедливо заметил М. Шолохов, в пословицах и поговорках из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков» [6, с. 35].
Пословицы и поговорки представляют собой богатый материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей.
Работа с ними развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью.
Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что язык многих носителей русского языка сегодня сухой, шаблонный. Великий знаток языка М.А. Шолохов отмечал: «Их (пословиц) тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому… Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Понятие «пословица» и «поговорка», и их история
Пословицы и поговорки — распространённые и жизнеспособные жанры устного народного творчества. Они имеют самую тесную, непосредственную связь c языком, являясь образными речевыми выражениями, употребляемыми в устной и письменной речи.
Пословица — изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Может иметь повествовательный («в гостях хорошо, а дома лучше») и побудительный характер («куй железо, пока горячо») [2].
Погово́рка — краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелся). Фольклористика относит поговорки к фразеологизмам [1, с. 162].
Haибoлee ранние сведения o создании и употреблении некоторых пословиц и поговорок встречаются в летописях.
В древности в школах дети учились писать палочкой на сырых глиняных дощечках короткие формулы народной мудрости - пословицы. Они есть практически у каждого народа. Так с поколения в поколение передавался полезный жизненный опыт. Например, пословица «Любишь кататься - люби и саночки возить» объясняет, что жизнь человека не может состоять только из удовольствий и забав - каждому лёгкому мгновению игры, радости, наслаждения предшествует большой и кропотливый труд. Пословица «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» говорит о том, что нам надо быть внимательными к тому, что мы говорим другим людям, сначала обдумать то, что нужно сказать, и лишь потом произносить это вслух, чтобы никогда не сожалеть о невпопад сказанной фразе, которая могла обидеть другого человека.
B ocнoвнoй мacce пocлoвиц и поговорок нашли художественное воплощение все стороны тpyдoвoй деятельности и взаимоотношений людей: любовь и дружба, вражда и ненависть, отношение к науке, знаниям, природе; в них всесторонне характеризуются нравственные и моральные качества человека.
B пословицах и поговорках нашла отражение любовь русского народа к Родине и готовность отстоять ее от захватчиков: Своя земля и в горсти мила; Человек без Родины — что соловей без песни.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1. Анализ учебных программ и учебников по литературному чтению в аспекте проблемы исследования
Учебная программа по литературному чтению для ІI–IV классов направлена на достижение следующих основных целей:
1) ввести учащихся в богатый мир русской и мировой детской литературы и таким образом расширить их кругозор;
2) на основе чтения и изучения образцовых художественных произведений раскрыть своеобразие литературы как словесного искусства,
3) формировать нравственно-ценностные ориентиры, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, культуру речи и общения;
4) формировать грамотного читателя, знания, умения и навыки которого станут фундаментом для совершенствования его на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения [24].
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
1) формирование навыка правильного, осознанного, выразительного чтения стихов, прозы, научно-познавательных текстов;
2) формирование общеучебных умений и способов познавательной деятельности, обеспечивающих успешное изучение любого учебного предмета;
3) формирование коммуникативно-речевых умений учащихся;
4) формирование читательских умений, литературных представлений и знаний, необходимых для восприятия литературы как искусства слова, понимания художественных произведений и научно-познавательных текстов;
5) осуществление литературно-творческой деятельности на основе изучаемых произведений;
6) формирование интереса к чтению и творчеству детских писателей, расширение круга чтения учащихся;
7) формирование образных представлений об окружающем мире, отношений к жизненным явлениям, ценностных ориентаций учащихся;
8) развитие эмоциональной отзывчивости, воображения, критического мышления;
9) воспитание эстетических и духовно-нравственных качеств личности средствами литературы [24, с. 4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения.
Пословицы и поговорки развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знания об окружающем мире. В 2-4 классе работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.
На уроках литературного чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформулировать главную мысль прочитанного.
Мной была изучена учебные программы и учебники 2-4 классов, в которых я увидела, что идёт активная работа с учащимися по накоплению пословиц и поговорок, обучение учащихся использования их в речи, умение анализировать их содержание.
Значительна роль пословиц и поговорок, обладающих образной основой и характеризующихся экспрессивностью и оценочностью в выполнении коммуникативных функций. Они сохраняют способность сигнализировать о типовой ситуации или отношения между вещами. Употребление пословиц и поговорок в речи способно передать индивидуальное мнение, охарактеризовать, оценить некий объект речи, сделать высказывание выразительным и повысить его действенность.
О пословице К.Д. Ушинский писал: «Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам» [7].
Ушинский считал, что «моральный намек» пословиц для младшего возраста недоступен. Ценность же пословицы для школы он видел в том, что она «описывает коротко и метко и прекрасным народным языком какое-нибудь действительное явление из жизни природы или человека» [7].
Работа над пословицами, поговорками должна в итоге, с одной стороны, обогащать представления учащихся о жизни через уяснение смысла пословиц, а с другой – вводить учащихся в мир различного выражения своих мыслей.
1. Алексеев, А.П. Краткий философский словарь / А.П. Качетов. – М., 2001. – 175 с.
2. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор / В.П. Аникин – М. : Учпедгиз, 1957. – 240 с.
3. Аникин, В.П. Пословицы и поговорки (статьи) / В.П. Аникин // Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М. : Учпедгиз, 1957. – 240 с.
4. Антонович, Н.М. Приёмы работы с устойчивыми выражениями на уроках обучения грамоте / Н. М. Антонович, А. А. Добыш // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании : материалы III междунар. науч.-практ. конф., Ярославль – Минск, 2 апреля 2019 г. / под науч. ред. Е. В. Карповой. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. – 232 с.
5. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М. : Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. – 472 с.
6. Ахмаев, А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование / А.Ф. Ахмаев // Педагогика. – 2003. – №8. – 65 с.
7. Борисенко, И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского / И.В. Борисенко // Начальная школа. – 1994. – №3. – 87 с.
8. Вавилова, Н. С. Ещё раз о пословицах // Начальная школа. – 1994. – № 3. – 78 с.
9. Васильев, А.В. Формирование нравственного сознания школьников на основе общечеловеческих ценностей /А.В. Васильев // Педагогическая мастерская. – 2004. – №5. – 65 с.
10. Введенская, Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе : пособие для учителя / Л. А. Введенская. – М. : Учпедгиз, 1963. – 120 с.
11. Воропаева, В.А. Литературное чтение: учеб. пособие для 3-го класса учреждение общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: в 2 частях / В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова, И.М. Стремок. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – Ч.2. – 148 с.
12. Воропаева, В.А. Литературное чтение: учеб. пособие для 2-го класса учреждение общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: в 2 частях / В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова, И.М. Стремок. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – Ч.2. – 144 с.
13. Зyeвa, T.B. Pyccкий фoльклop / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – M., 2002. – 189 с.
14. Жигарина, Е.Е. Современное бытование пословиц: вариативность и полифункциональность текстов: автореферат диссертация канд. филол. наук. / Е.Е. Жигарина. – М., 2006. – 225 с.
15. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И.Жинкин.- М.: Наука, 1982. –160с.
16. Изотова, В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа / В.А. Изотова // Начальная школа. – 2000. – №5. – 76 с.
17. Кабинетская, Т.Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие / Т.Н. Кабинетская. – Псков: ПОИУУ, 1994. – 163 с.
18. Кислиденко, Л.А. Использование пословиц на уроках / Л.А. Кислиденко // Начальная школа. – 1997. – №7. – 83 с.
19. Кубасова, О.В. Информационно-методическое письмо о новом учебнике по литературному чтению «Любимые страницы» для I класса четырёхлетней начальной школы / О.В. Кубасова // Начальная школа. – 2000. – № 8. – 123 с.
20. Майка, И.Р. Использование пословиц и поговорок в обучении младших школьников / И.Р. Майка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – 264 с.
21. Морозова, Л.А. Антитеза в пословицах: фольклор как искусство слова / Морозова, Л.А. – Выпуск 3. – 1975. – 274 с.
22. Тупицина, Т.С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа. – 1991. – № 7. – 43 с.
23. Учебная программа по учебному предмету «Русская литература (литературное чтение)» для IІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – 2017. – 37 с.
24. Учебная программа по учебному предмету «Русская литература (литературное чтение)» для IIІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – 2017. – 43 с.
25. Учебная программа по учебному предмету «Русская литература (литературное чтение)» для IV класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. – 2018. – 37 с.
26. Хлысталова, А.Н. Литературное развитие мл. школьников средствами фольклора / А.Н. Хлысталова // Начальная школа №1. – 1996. – 67 с.
27. Шолохов, М. Вводная статья / М. Шолохова // Пословицы и поговорки русского народа: Из сборника В. И. Даля. – М., 1987. – 98 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты