Содержание деятельности социального педагога с детьми по профилактике девиантного поведения
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Содержание деятельности социального педагога с детьми по профилактике девиантного поведения»
по дисциплине: «Методика работы социального педагога»
2021
45.00 BYN
Содержание деятельности социального педагога с детьми по профилактике девиантного поведения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика работы социального педагога
Организация: Средней школе №2, ГУО (г. Полоцк)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей подростков «Отношение к проблеме девиантного поведения подростков».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты сводных результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения среди подростков.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения подростков
1.1 Понятие и сущность девиантного поведения
1.2 Работа социального педагога с детьми по профилактике девиантного поведения в условиях учреждения образования
2 Практический аспект деятельности социального педагога общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков
2.1 Анализ опыта работы социального педагога школы по профилактике девиантного поведения подростков
2.2 Программа социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения среди подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие негативные изменения в системе семейных ценностей, рост подростковой преступности, толерантное отношение к агрессивным формам поведения, отсутствие эффективных путей предупреждений девиаций способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей.
Девиация подростков является результатом неспособности привести негативные по своему содержанию побуждения в соответствие с выработанными культурой нормами и правилами самореализации и самоутверждения личности в обществе. Девиантное поведение подростков может быть последствием отсутствия внимания со стороны семьи и школы. Возникновению отклонений в поведении у подростков способствует все чаще выбираемый взрослыми попустительский стиль воспитания, который способствует появлению безответственного поведения, сопротивлению подростков требованиям социума, нарушению взаимосвязи и преемственности между такими звеньями системы воспитания как семья и школа.
Семья, будучи важнейшим институтом социализации, обладает огромными ресурсами в предупреждении девиантного поведения. Но современная семья практически утратила свое влияние на формирующуюся личность и поведение детей и подростков. Родители много времени уделяют работе и мало – детям, которые все чаще являются предоставленными сами себе.
Подростковый возраст является наиболее сложным этапом развития ребенка. Своеобразие развития подростка заключается в том, что он включается в новую систему отношений с окружающими людьми, определяя среди них свое место. Подростки отличаются повышенной агрессивностью, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, неадекватной самооценкой. Они склонны легко усваивать негативные формы поведения, проявляющие в группе сверстников: стремление к рискованному поведению, агрессивное поведение, употребление психоактивных веществ, хулиганство и другое.
Проблемой изучения девиантного поведения занимались такие исследователи как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Т.Г. Визель, A.JI. Гройсман и др. В отечественной психологии (С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, И.А. Фурманов) показано, что девиантное поведение может быть обусловлено социально-психологическими причинами, особенностями микросреды, недостатками воспитания.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: направления содержания деятельности социального педагога с детьми по профилактике девиантного поведения.
1 Теоретические аспекты проблемы девиантного поведения подростков
1.1 Понятие и сущность девиантного поведения
Поведение, которое отклоняется от норм, установленных в группе, от требований к выполняемой роли, вызывает научный интерес с позиций анализа факторов его образования. История анализа проблемы девиантного поведения позволила выделить различные его трактовки.
Девиантное поведение – система поступков, отклоняющихся от общепризнанной или подразумеваемой нормы психического здоровья, права, культуры и нравственности. В.Д. Менделевич трактует девиантное поведение как систему поступков либо только единичные поступки, которые вступают в противодействие принятым в обществе нормам и проявляется это в нарушении протекания психических процессов, в нарушении адаптации, девормации самоактуализации и снижении от нравственного контроля над собственными поступками [8, с. 89].
Как было указано, Т.А. Фалькович выделены определенные типы девиантного поведения:
– девиации, которые обусловлены отклонением от норм психического здоровья. Сюда можно отнести лиц с эмоциональными, психическими и личностными отклонениями;
– поведение, которое нарушает устоявшиеся в обществе правовые, социальные, этические нормы.
Т.А. Фалькович были выделены и описаны типичные виды девиантного поведение, характерные для подростков. Классификация проводилась таким образом: прогулы каких-либо уроков либо полностью дней); уходы из дома; воровство; ограбления насильственного характера; драки и стычки; грубость и споры с классным руководителем, другими педагогами, директором и заместителями школы, ссоры с членами семьи, конфликты с одноклассниками и т.д.; употребление запрещенных веществ, курение, употребление алкоголя; отклонения в сексуальном поведении; суицидально направленное поведение [25, с. 14].
Довольно подробной, представляется классификация причин девиантного поведения, разработанная А.Б. Беляевой. Причины девиантного поведения представлены следующим образом:
– причины социального и экономического характера, что проявляется в понижении уровня жизни населения, безработице, важно влияние оказывают в данном случае особенности социального характера – например, реклама алкогольных напитков;
– социально-педагогические. В данном случае неполная семья, требовательность родителей, чрезмерный контроль с применением физической силы, неблагоприятное положение в классе подростка;
– социально-культурные. Общее понижение уровня моральных и этических норм населения, распространение противоправных норм и правил в обществе либо лояльное к ним отношение;
– психологические. Стремление подростка к независимости, показать себя более взрослым, отсутствие системы моральных и этических ценностей, гедонистическая мотивация, наличие определенных акцентуаций характера;
– биологические. Отягощенная наследственность, нарушения психической сферы.
2 Практический аспект деятельности социального педагога общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков
2.1 Анализ опыта работы социального педагога школы по профилактике девиантного поведения подростков
Проблема повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения среди подростков социальным педагогом в ГУО «Средней школе №2 г. Полоцка» решается в следующих направлениях:
– выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
– своевременная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
В своем плане работы классные руководители планируют профилактические мероприятия, организуя либо родительский лекторий, либо работу с группами родителей по конкретной проблематике. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из тех этапов провоцирующих девиантное поведение школьников.
В течение I четверти классными руководителями пятых и десятых классов осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями. Социальным педагогом проводится собеседование между классными руководителями пятых и десятых классов и учителями начальной школы. Это собеседование проходит согласно плана работы школы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего в старшее. Цель такого собеседования: как можно более полно ознакомить с особенностями данного контингента учащихся и их семей, дать рекомендации в работе с конкретными семьями, обратить внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают социально-психологическая служба. По результатам работы по преемственности проводится совещание при директоре, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.
В данной школе с детьми девиантного поведения и их семьями проводится следующая социально-педагогическая работа:
Заключение
Девиантное поведение можно определить, как форму устойчивого поведения, которое отлично от установленной в обществе нормы. Девиантное поведение опосредовано множеством факторов, как внешнего, так и внутреннего характера, то есть определяется индивидуально-личностными качествами, психологическими особенностями, социальными факторами (условиями воспитания). Описаны разные подходы к определению видов девиантного поведения. К видам девиантного поведение можно отнести формы поведения, которые проявляются в уклонении от соблюдения норм.
Основными направлениями деятельности социального педагога с детьми по профилактике девиантного поведения в условиях учреждения образования являются: организация профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста; смещение акцентов на позицию индивидуализации этой работы; учет позиции ребенка как активного субъекта организации профилактической работы; организация работы с семьей на региональном уровне, уровне отдельных микрорайонов и образовательных учреждений через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды; организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования.
К основным направлениям деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения среди подростков на примере учреждения образования относятся: учет педагогически и социально неблагополучных семей; ранняя диагностика отклоняющегося поведения подростков; совместная деятельность с родителями и педагогами; осуществление и проведение консультаций; педагогические советы; развитие системы правового образования учащихся; разработка программ индивидуально-профилактического воздействия на подростков и многое другое.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности причин девиантного поведения в подростковом возрасте. В результате опроса родителей по проблеме девиантного поведения подростков было выявлено, что большинство родителей подростков задумывались над проблемой девиантного поведения. Это значит, что данная проблема не является для них безразличной. Родители подростков преимущественно к поведению, отклоняющемуся от нормы, относят употребление алкоголя и наркотиков, курение. Родители подростков снижают с себя степень ответственности в возникновении девиантного поведения у их детей, перекладывая ее на школу. Поведение, отклоняющееся от нормы, по их мнению, является результатом неблагоприятной ситуации в школы. Большинство родителей замечают у подростков такие проявления девиантного поведения как употребление алкоголя, наркотиков. По мнению родителей, подростки в свободное время проводят с друзьями или предоставлены самим себе. Это значит, что подростки находятся в ситуации, благоприятной для возникновения девиантного поведения, так как для них характерна склонность к подражанию, стремление занять определенную позицию в группе сверстников, в том числе и с помощью употребления психоактивных веществ. Родители преимущественно убеждены в том, проблемами девиантного поведения подростков должны заниматься психолог и педагог социальный.
1 Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2 Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91–102.
3 Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростка / Г. Ф. Бедулина. – Минск : Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы – детям», 2001. – 172 с.
4 Беседина, О. В. Профилактика аддиктивного поведения / О. В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
5 Васильева, Р. М. Социальное партнерство как механизм реализации задач профилактики девиантного поведения детей / Р. М. Васильева // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 2. – С. 11-13.
6 Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова. – М. : Генезис, 2009. – 470 с.
7 Воронова, Т. Ф. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения / Т. Ф. Воронова. – Санкт-Петербург : ГБОУ «Средняя школа №444», 2015. – С. 1-42.
8 Галич, Г. О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г. О. Галич, Е. А. Карпушкина, Л. Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
9 Головнева, О. С. Организация процесса изъятия ребенка из социально опасной среды в семье / О. С. Головнева, Н. А. Сасункевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2005. – № 8. – С. 33-34.
10 Гуров, В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 532 с.
11 Дадова, З. И. Роль школы в социализации подростков / З. И. Дадова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 199-201.
12 Егорова, У. Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У. Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
13 Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В.Ю. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
14 Зайдуллина, Г. Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста / Г. Г. Зайдуллина // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 11-18.
15 Ковтун, Л. О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению подростков / Л. О. Ковтун // Вестник КемГУ. – 2012. – № 1. – С. 81-88.
16 Ковш, Г. И. Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков / Г. И. Ковш // Сацыяльна-педагariчная работа. – 2005. – № 3. – С. 41-44.
17 Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. – Минск : Аверсэв, 2004. – 365 с.
18 Макеева, Г. А. Модель педагогической профилактики / Г. А. Макеева // Директор школы. – 1999. – № 5. – С. 69-70.
19 Миннегалиев, М. М. Взаимодействие семьи и школы в процессе профилактики девиантного поведения подростков / М. М. Миннегалиев, Ю. И. Юричка // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 1-9.
20 Миннегалиев, М. М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению / М. М. Миннегалиев // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – С. 122-129.
21 Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М. : Владос, 2005. – 399 с.
22 Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении : научно-методические рекомендации / сост. Л. Н. Якушева. – Тюмень, 2012. – 71 с.
23 Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В. А. Попов, Н. П. Липнягов // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 410-412.
24 Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю. А. Клейберга и Г. В. Юлаковой. – Ульяновск : УГУ, 2004. – 140 с.
25 Тетерятникова, Л. Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Тетерятникова. – Кострома, 2009. – 20 с.
26 Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск : Ильин В.П., 1996. – 192 с.
27 Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2005. – 336 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей подростков «Отношение к проблеме девиантного поведения подростков».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты сводных результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения среди подростков.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты