ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ
2.1 Методические основы обучения письменной речи как творческой деятельности
2.2 Комплекс упражнений по обучению учащихся 9 классов письменной речи на испанском языке в форме повествования
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ
2.1 Методические основы обучения письменной речи как творческой деятельности
В старшем школьном возрасте происходят значительные качественные изменения в развитии личности каждого обучаемого, и, исходя из этого, можно сделать вывод, что огромные изменения происходят и в коммуникационной сфере деятельности. В сфере развития речи старший школьный возраст – это возраст общей культуры речи. Более того, в этом возрасте письменная речь уже может опережать развитие устной речи.
Техника письменной речи включает в себя навыки каллиграфии, графики, орфографии и пунктуации.
Каллиграфия (от греч. Kalligraphia – красивый почерк) нацелена на правильное и разборчивое написание писем обучающимися. Умение писать обозначает создание полноценного текста с помощью графических знаков, а именно: букв, буквенных комбинаций, диакритических знаков (дефис, надстрочные и нижние знаки, апостроф и т. д.). Графическое оформление письменного текста состоит из ряда тесно связанных между собой действий. Например:
- звуковое представление (при воспроизведении текста, заученного наизусть);
- звуковое восприятие (при записи текста в процессе диктанта);
- зрительное восприятие, связанное со звуковыми представлениями при списывании печатного текста;
- ассоциирование звуков с соответствующими графемами;
- кинестезии в виде двигательной деятельности при письме, сочетающиеся с внутренней речью [Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М : Просвещение, 2002. – 239 с].
2.2 Комплекс упражнений по обучению учащихся 9 классов письменной речи на испанском языке в форме повествования
В обучении иноязычному письменному общению используются различные подходы, способствующие достижению поставленной цели, общеизвестными из которых являются текстоцентрический, процессуальный и жанровый [Колкер, Я.М. Теоретическое обоснование последовательности обучения письменному выражению мыслей на иностранном языке (английский язык, языковой вуз): дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Я.М. Колкер. – М., 1975. – 242 с.]
Текстоцентрический подход ориентирован на продукт речевой деятельности – текст, который выступает в роли образца, подлежащего анализу и затем имитации, а его форма и организация представляют собой предмет овладения. В рамках текстоцентрического подхода осуществляется работа от анализа текста-образца к созданию самостоятельного письменного сообщения. Недостатком такого подхода является то, что следование только лишь образцу в некоторой степени ограничивает творчество обучаемых, их интеллектуальные способности, кроме того, модели, выбранные в качестве примеров, не всегда являются эталоном для подражания. Однако некоторые элементы данного подхода представляется целесообразным использовать, с нашей точки зрения, при работе с аутентичными иноязычными текстами на этапе их интерпретации в процессе анализа обучаемыми референтного и знаково-референтного планов содержания, которые создают субъектпредметный план текста, и кортежного и знаково-кортежного планов, реализующих субъект-субъектное взаимодействие в письменном дискурсе [Лущинская О.В. Сравнительная характеристика подходов к обучению иноязычному письменному дискурсу / Замеж. мовы ў Рэсп. Беларусь. – 2009. – № 4 (34). – С. 3-8.]
1. В соответствии с тем, что ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная деятельность, обучение иностранному языку в 9 классе должно быть профессионально-ориентированным на формирование конкретных коммуникативных умений (реферировать, аннотировать, комментировать, переводить иностранный текст в различных условиях устного и письменного общения), считает И. А. Зимняя. Первоочередной целью на этой ступени является развитие практически необходимых для человека умений работать с иноязычным сообщением [Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение 2001. – 166 с.].