Введение
Глава 1. Мифогенный и гносеогенный пути зарождения философии
Глава 2. Социокультурные предпосылки возникновения философии
Глава 3. Правовая проблематика в эволюции философского познания
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в век информации и все большего внедрения высоких технологий в нашу жизнь. Философия – как одна из наук, является частью социальной культуры, уровень ее развития во многом определяет уровень развития общества. Научные исследования всегда увлекательны, непредсказуемы и интересны. Философия охватывает все области знаний и постоянно учит нас чему-то новому. Поэтому вопросы стратегии развития философии и культуры нельзя рассматривать изолированно от общественного дискурса. Именно вышеуказанный аспект обусловил выбор темы и ее актуальность.
Объект исследования: философия – как одна из форм познания мира.
Предмет исследования: генезис и эволюция философии в истории культуры.
Цель курсовой работы: определить генезис и эволюцию философии в истории культуры. Для успешного решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать мифогенный и гносеогенный пути зарождения философии.
2. Выявить социокультурные предпосылки становления философии.
3. Выделить правовую проблематику в эволюции философского познания.
ГЛАВА 1. МИФОГЕННЫЙ И ГНОСЕОГЕННЫЙ ПУТИ ЗАРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Гносеогенная концепция. Ее сторонниками являются, например, Богданов и Г. Спенсер. Эта концепция восходит к рационализму эпохи Просвещения, который склонен отождествлять философию с научным рационализмом в целом. Как концепция возникновения философии, она была формализована позитивистами и поэтому свела философию к науке (теоретическому естествознанию). С точки зрения этой концепции философия возникает не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливается в мифе, а затем, по мере накопления, начинает противоречить мифу и в конечном итоге эмансипируется, становясь философией. наиболее побежденный миф как более примитивная форма познания мира. То есть философия возникает, когда натурфилософы начинают объяснять явления природы через комбинации элементов, а не через действия богов [7, с. 29].
Недостатком гносеогенной концепции является то, что она не может построить генетическую цепочку, хотя она и утверждает, что это так. Как объяснить умозрительный характер философии, не вытекающий из опыта? Из прикладного знания (а только таковым было) не может возникнуть сам принцип общей теории (более того, который склонен говорить о первых принципах). Таким образом, цепочка генезиса не сложилась, и это такой недостаток, что грозит провалом всей концепции.
В самом деле, существует ли прямая преемственность между эмпирическим опытом и философскими размышлениями? Возможны ли причинно-следственные связи между наукой о пране и философией? Если наука понимается в европейском смысле, то этот тезис следует перевернуть: только философское размышление может пересмотреть опыт и сделать науку прикладным знанием, которое произошло в Греции. Таким образом, сама философия является фактором возникновения науки [6, с. 114].
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Специфика каждого культурного явления связана с условиями его возникновения и существования, которые во многом определяют его основные характеристики. Учитывая, что мы рассматриваем возникновение древнегреческой философии как своеобразную модель, необходимо учитывать социокультурные факторы ее становления.
Пожалуй, главная особенность древнегреческой философии, на которую Гегель обращал особое внимание, состоит в том, что она развивалась как свободомыслие. Следовательно, необходимо понять, каковы были условия возникновения и применения такой свободы мысли в древности [1, с. 264].
Одним из важных факторов формирования древнегреческой культуры является своеобразие географического положения Греции. Страна - это территория, разделенная на множество островов. Нет ни сильных рек, ни высоких гор, разделяющих его через всю страну. Грецию населяют люди, которые, как отмечал Гегель, видят перед собой один и тот же горизонт, что дает им ощущение единства, но в то же время - это единство разнообразия, потому что племена, которые живут в Греции, разные. друг от друга. Это важный момент, когда национальное единство обогащается различием и даже отчуждением составляющих его элементов. Греческие племена, довольно поздно прибывшие в страну, которую мы называем Грецией, быстро научились земледелию у местных критских племен. От них они перенимают практику морского освоения. В результате, отмечал Гегель, корабль и виноградник долгое время были излюбленными объектами греческого поэтического творчества. Так, в Греции в мировоззрении применяется принцип этнокультурного разнообразия, который влияет на сам стиль мышления, придавая ему гибкий, диалектический характер. Здесь нужно постоянно приспосабливаться к возможности другого мировоззрения, другого толкования вещей и событий [8, с. 38].
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЭВОЛЮЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ
Философия права - научная дисциплина, изучающая онтологические, гносеологические и оценочные проблемы права как особого духовного явления и особой формы общественных отношений. Хотя термин «философия права» появился в литературе довольно поздно (в XVIII веке), сами философские и правовые исследования имеют давнюю традицию. Они возвращаются к учению древнегреческих софистов V-IV веков. ДО Н.Э. (Гиппий, Антифон, Ликофрон, Альцидамант и др.). Этот подход лег в основу всех последующих философских и юридических взглядов. Философские и правовые учения античности (Сократ, Платон, Аристотель, стоики, Цицерон, римские юристы и др.) Средние века (Фома Фома Аквинский, юристы - Р. Лулль, Бальдус и др.) И Новый год (Г. Гроций, Дж. Локк, Г. Лейбниц, К.Л. Монтескье и др.) - это принципиально разные варианты и рекомендации для понимания и толкования естественного права и его взаимосвязи. к позитивному праву Следующие философские и правовые концепции также развивались под замечательным влиянием естественно-правовых идей. Априори категорический императив практической логики) и существующее право (позитивное право) представляет собой своего рода рационально-философское толкование формального положения любая естественно-правовая догма: логика и этика Природа (и по определению) естественного права обусловлена областью права, соблюдение которой (и выражение требований) является абсолютной необходимостью для фактического применения позитивного права. Для Г.В.Ф. Гегеля (в силу тождества мысли и существования, логического и реального) рационализация естественного права как объекта философии права (в форме «идеи закона – смысла права и его приложение» )[11, с. 57-58].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, были решены поставленные задачи исследования. В результате были сформулированы следующие выводы:
Основными путями зарождения философии являются мифогенный и гносеогенный. Мифогенный путь показывает генезис как непрерывный процесс, возможный благодаря изначальному единству мифа и философии. Гносеогенный путь связан с утверждения того, что философия возникает не из мифа, а из эмпирического знания.
Среди социокультурных предпосылок возникновения философии выделяются развитие философии как свободного мышления, своеобразие географического положения «колыбели» философии – Древней Греции, возникновение духа соперничества и самоутверждения, появление демократических тенденций в древнегреческих полисах.
Правовая проблематика занимает особое место в категории философии. Закон также укоренен в обществе, как и философия, а философия права является одной из самых древних форм познания человеком себя и мира. Термин «философия права» впервые нашел упоминание в трудах античных философов и получил дальнейшее освещения в философии эпохи Возрождения и Нового времени. На современном этапе философия права как самостоятельная дисциплина сформирована благодаря творческим усилиям философов и юристов. В философской литературе в Беларуси проблемы философско-правового характера отражаются преимущественно (за редким исключением) в историко-философской плоскости.
1. Апель, К.О. Трансформация философии / К.О. Апель. – М: Логос, 2001. – 344 с.
2. Виндельбанд, В. Избранное. Дух и история / В. Виндельбанд. – М.: Юрист, 1995. – 687 с.
3. Гегель, Г.Ф. Лекции по истории философии / Г.Ф. Гегель. – СПб.: Наука, 1993. – 352 с.
4. Грецков, В.В. Развитие концепции отражения в истории философии и науке / В.В. Грецков // Вестник ВятГУ. – 2012. – №1. – С. 40-45.
5. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с.
6. Козел, А.А. Философия: учебное пособие / А.А. Козел, Л.Е. Лойко, И.А. Рябков, А.И. Татарников. – Мн.: Академия МВД РБ, 2006. – 416 с.
7. Лойко, Л.Е. Философия: курс лекций / Л.Е. Лойко. – Мн.: Академия МВД, 2011. – 245 с.
8. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с.
9. Медведев, Н.В. История философии как наука: проблемы и перспективы развития / Н.В. Медведев // Вестник ТГУ. – 2011. – №1. – С. 43-48.
10. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты / Н.В. Мотрошилова. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с.
11. Никонович, Н. Классические и современные парадигмы философии истории: методологический анализ / Н. Никонович // Наука и инновации. – 2014. – №137. – С. 56-60.
12. Понизовкина, И.Ф. Генезис философии и мифология / И.Ф. Понизовкина // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – №8. – С. 210-215.
13. Просветов, С.Ю. Генезис античной философии: антропогенный, социогенный и цивилизационный подходы / С.Ю. Просветов // Вестник КемГУ. – 2013. – № 3. – С. 245-250.
14. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для высших учебных заведений / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.
15. Степин, В.С. Философия и универсалии культуры / В.С. Степин. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 408 с.
16. Тюгашев, Е.А. Феномен философии: рефлексия дискурса / Е.А. Тюгашев. – Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2008. – 414 с.
17. Чанышев, А.Н. Начало философии / А.Н. Чанышев. – М.: Издательство Московского университета, 1982. – 182 с.