Интеллектуальные факторы успешности изучения студентами иностранного языка
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Интеллектуальные факторы успешности изучения студентами иностранного языка»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Интеллектуальные факторы успешности изучения студентами иностранного языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Минский государственный лингвистический университет, УО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Ведущий способ группировки» Лобанова-Судник.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения интеллектуальных факторов в рамках изучения студентами иностранного языка
1.1 Особенности изучения иностранного языка в современном ВУЗе
1.2 Основные интеллектуальные факторы, влияющие на успешность изучения студентами иностранного языка
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения интеллектуальных факторов успешности изучения студентами иностранного языка
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Иностранный язык – важнейшее средство общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Использование новых информационных технологий требует повышения коммуникативной компетенции школьников и совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной дисциплины.
Развивающиеся потребности общества поставили методическую науку перед необходимостью расширения, углубления и интенсификации методов и средств обучения, направленных на формирование коммуникативно–успешной личности, способной использовать средства иностранного языка как элемент эффективного общения, эффективный рабочий инструмент.
Высокая эффективность обучения иностранному языку в вузе является необходимым условием формирования специалиста любого профиля в связи с тем, что квалифицированный специалист должен обладать достаточно высокой степенью владения иностранным языком. Осознание необходимости знания хотя бы одного иностранного языка постепенно укоренилось в нашем обществе. Для любого специалиста, если он хочет добиться успеха в своей области, знание иностранного языка является жизненно необходимым. Поэтому подготовка студентов неязыковых факультетов вузов к деловому иноязычному общению приобретает в современных условиях существенное значение и является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущего специалиста.
Среди психологических факторов успеха в изучении иностранного языка, безусловно, наиболее очевидными и наиболее изученными являются когнитивные процессы (прежде всего, память), языковые способности и возможности, а также мотивация, которые часто изучаются в сочетании. Интеллект как основополагающее качество развития познавательной активности студентов способствует более оптимальному уровню изучения иностранного языка [1, с.7].
Глава 1. Теоретические основы изучения интеллектуальных факторов в рамках изучения студентами иностранного языка
1.1 Особенности изучения иностранного языка в современном ВУЗе
Целью обучения иностранному языку является речевая деятельность на изучаемом языке. По мнению И.А. Зимней, «речевая деятельность является основным объектом обучения при обучении иностранному языку» [8, с.7]. Рассматривая соотношение в психолингвистическом плане понятий «язык» (как предмет изучения) и речевая деятельность (на изучаемом языке) как цель обучения. И.А. Зимняя выделяет следующие особенности языка как предмета обучения. Во–первых, он (язык) не дает человеку новых знаний об объективном мире, во–вторых, будучи «беспредметным», изучение языка удовлетворяет специфическую потребность – общаться с его помощью. В–третьих, язык как предмет обучения «безграничен» и «безразмерен» [8, с.33].
Главной особенностью языка как предмета и речевой деятельности как объекта и цели обучения является также то, что общие принципы этой деятельности знакомы учащимся.
На современном этапе иностранный язык является неотъемлемой частью программ высшего профессионального образования на гуманитарных факультетах на всех уровнях от бакалавриата до аспирантуры.
В то же время основной задачей для всех участников образовательного процесса является универсализация учебного процесса, которая позволит студентам обучаться у любого преподавателя в любом вузе страны. Преподаватели, в свою очередь, смогут работать с любыми студентами, независимо от их предыдущего образования, а администрация сможет гарантировать, что оценки, полученные студентом в данном университете или институте, соответствуют оценкам в любом другом высшем учебном заведении страны [9, с.6].
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения интеллектуальных факторов успешности изучения студентами иностранного языка
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет). В исследовании приняли участие 2 группы испытуемых по 25 человек в возрасте 19–21 год. Выборка составила 20 (40%) юношей и 30 (60%) девушек. В связи с преобладающим количеством в выборке девушек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель исследования: определить особенности ведущего способа группировки.
Методика исследования:
1. Методика «Ведущий способ группировки» Лобанова–Судник (Приложение А)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что современный процесс преподавания иностранных языков в ВУЗе представляет собой целостный процесс, направленный на формирование личности студента в рамках социокультурной коммуникации. Нами было определено, что используются различные методы и методики, которые на современном этапе указывают на необходимость использования более прогрессивных технологий в процессе формирования языковой компетенции.
Иностранные языки в рамках собственного деятельностного развития в высшем учебном заведении используют в своем развитии определенные интеллектуальные факторы, среди которых необходимо отметить такие компоненты как когнитивный, содержательный, коммуникативный. Данные факторы формируют компетенции в рамках изучения иностранного языка и направляют активность студента в русло освоения новой социокультурной реальности.
С целью определения особенностей группировки слов в рамках русского и немецкого языка, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики «Ведущий способ группировки» Лобанова–Судник.
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты:
Для студентов двух групп, в основном, характерными являются такие особенности как преобладание понятийного типа группировки в рамках русскоязычного текста и ассоциативного в рамках немецкого языка. Данные показатели способствуют тому, что формирование оптимальных особенностей русского языка в большей степени характерны для студентов данной группы.
Стратегии, которые студенты применяют на родном языке, взаимосвязаны аналогичными стратегиями на иностранном языке. Но они не переносятся напрямую из русского языка на немецкий. Констатируя общность интеллектуальных механизмов стратегий родного и иностранного языка, необходимо обратить внимание на важность работы по выявлению условий, препятствующих эффективному применению понятийных группировок материала на иностранном языке.
1. Байдурова, Л.А. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л. А. Байдурова, Т. В. Шапошникова // Иностр. яз. в шк. – 2002. – №1. – 11 с.
2. Валуйская, Т.Л. Интеллектуальная инициатива как критерий творческих способностей студентов / Т.Л. Валуйская. – Серыя 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. – № 2. – С.54-58
3. Венедиктова, С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка / С. Л. Венедиктова // Иностр. яз. в шк. – 2002. – №1. – С. 6–7.
4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий – М.: Наука, 2001. – 108 с.
5. Верещагин Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Методическое руководство / Е.М. Верещагин, В. Г. Костомаров – М.: Русский язык, 1983. – 129 с.
6. Гаврилова, Е. В. Лингвистические способности и их когнитивные детерминанты: современные перспективы исследований / Е. В. Гаврилова // Современная зарубежная психология. –2015. –Том 4. – № 4. – С. 30–38.
7. Дворникова, Т. А. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов / Т. А Дворникова. С. Н. Костромина // Вестн. С.–Петерб. ун–та. – 2007. – Вып. 4. – С. 278–284.
8. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя – М.: Просвещение, 1978. – 237 с.
9. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя – М.: Наука, 1991. – 34 с.
10. Лефрансуа, Ги Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. – СПб. : прайм–ЕВРО–ЗНАК, 2005. – 416 с.
11. Лобанов, А.П. Ментальные репрезентации как критерий интеллектуального развития обучающихся : автореф. дис.... док. психол. наук : 19.00.07 / А.П. Лобанов. – Минск: Асвета, 2014. – 46 с.
12. Лобанов, А.П. Психология интеллекта и когнитивных стилей / А.П. Лобанов – Минск: Агентство Владимира Гревцова, 2008. – 296 с.
13. Моляко, В. О. Проблеми функціонування творчого сприймання в умовах надлишку інформації різної модальності та значимості / В. О. Моляко // Актуальні проблеми психології: Збірник наукових праць Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України. – К.: Видавництво «Фенікс», 2013. – Т. ХІІ. Психологія творчості. – Вип. 16. – С. 7–19.
14. Моляко, В. А. Проблема психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы Всероссийской научно–практической конференции, 20–21 мая 2013 г., Санкт–Петербург, 2013. – С. 54–61.
15. Плигин, А. А. Психология познавательных стратегий школьников в индивидуализации образования: автореф. дис.... док. психол. наук : 19.00.07 / А. А. Плигин. – М.: Академия, 2009. – 56 с.
16. Халин, С. М. Познание и метапознание: (проблемы типологического единства) / С. М. Халин. – Тюмень: Изд–во ТюмГУ, 1998. – 244 с.
17. Якушева, Е. Г. Понятие «учебные стратегии» в освоении иностранного языка в зарубежных исследованиях / Е. Г. Якушева, А. Н. Яковлева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2018. – С. 32–36.
18. Oxford, R. Language learning strategies: what every teacher should know / R. Oxford // The University of Alabama : Heinle&Heinle Publishers, 1990. – 342 р.
19. Ehrman, M. Cognitive plus: correlations of language learning success / M. Ehrman, R. Oxford // Modern Language Journal, 1995. – V.79. – P. 67–89.
20. Finn, A. S. When It Hurts (and Helps) to Try: The Role of Effort in Language Learning / A. S. Finn, T. Lee, A. Kraus, C. L. Hudson // PLoS One, 2014. – V. 9(7). – Mode of access: www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4105409).
21. Sternberg, R. J. (1987). Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence / R. J. Sternberg . – Cambridge: Cambridge University Press, 1987. – V. XVI . – 411 p.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Ведущий способ группировки» Лобанова-Судник.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты