ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
1.1 Урок как форма обучения детей
1.2 Понятие учебной нагрузки
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
2.1 Нормативно-правовая документация РБ, регламентирующая учебную нагрузку
2.2 Особенности оптимизации нагрузки при изучении разных учебных предметов на 1 ступени общего среднего образования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Хороший урок имеет свое «лицо», свою индивидуальность, которая обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личной идентичностью учеников. Но помимо творческой уникальности, мастерство на уроке следует видеть в простой грамотности учителя: сознание того, какие факторы определяют смысл и суть современного урока; способность планировать, проводить и анализировать урок.
Реальная ценность урока – его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы поверхностно эффектными методами ни пользовался учитель, но, если дети не освоили тему, урок нельзя назвать эффективным. На уроке ученики должны приобрести предполагаемый объем знаний, развить необходимые умения и способности. Дома знания расширяются, углубляются и закрепляются, но в основном они приобретаются во время урока.
Рациональная организация обучения – это создание условий для работы учащихся без чрезмерного напряжения и усталости, с высокой работоспособностью, таких условий, которые обеспечивают высокое качество обучения. Успех в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок приходит в школу, что является отправной точкой в начале обучения. Правильная организация учебной деятельности не менее важна и в дальнейшем.
Психическое и физиологическое благополучие учеников во многом зависит от структуры урока и от того, как организована деятельность учеников [1, с.254].
Исследованиями в области изучения особенностей формирования и развития рациональной организации урока занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо отметить таких как С.П. Баранов, А.А. Вагин, Ю.Б. Зотов, В.К. Дьяченко, И.Н. Казанцев, В.А. Анищук и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
1.1 Урок как форма обучения детей
Урок – это форма организации учебного процесса, при которой учитель организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) в точно определенный период времени, учитывая особенности каждого из них, используя такие виды, средства и методы работы, которые создают благоприятные условия для овладения всеми учащимися основами предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей и духовных сил учащихся [2, с.144].
Ведущие противоречия на уроке:
- между личным жизненным опытом ученика и научными знаниями;
- между новыми познавательными задачами и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков;
- между требованиями общества к уровню обученности и воспитанности учащихся и их познавательными возможностями;
- между прежним уровнем знаний и новыми знаниями, между известным и неизвестным;
- между фронтальным изложением учебного материала и его индивидуальным восприятием;
- между знаниями и способностью применять их на практике;
- между требуемым и достигнутым уровнем отношения студентов к обучению и обучению в целом [3, с.144].
Внутренние противоречия урока называются противоречиями:
- между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, интеллектуальной деятельности, эмоционального реагирования и развития каждого ученика;
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
2.1 Нормативно-правовая документация РБ, регламентирующая учебную нагрузку
Основным документом в рамках реализации оптимальной учебной нагрузки учащихся является Кодекс Республики Беларусь «Об образовании». На основании Санитарных норм и правил «Требования к учреждениям общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (в редакции постановления Министерства здравоохранения от 29.07.2014 № 63) недельная учебная нагрузка учащихся не должна превышать предельно допустимую недельную учебную нагрузку учащихся учреждений образования согласно приложению 7 к настоящим Санитарным нормам и правилам и установленную примерным учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего типа.
Максимально допустимая недельная учебная нагрузка учащегося определяется суммой учебных часов на изучение учебных предметов, в том числе на углубленном уровне, и часов на факультативные занятия. Факультативные занятия «Час здоровья и спорта» не включаются в максимально допустимую учебную нагрузку [20, с.33].
Также, необходимо отметить тот факт, что есть такой документ как «Образовательные стандарты общего среднего образования».
В настоящем Стандарте начального образования используются следующие основные термины и их определения:
Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности воспитанника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что урок представляет собой особую форму обучения детей. Основными формами работы на уроке являются такие как индивидуальная, групповая и фронтальная. Основными содержательными элементами урока являются такие как восприятие, осмысление, запоминание, применение обобщение, рефлексия.
Учебная нагрузка в общеобразовательном учреждении представляет собой влияние уроков и факультативных занятий на психологическое и физиологическое состояние детей школьного возраста. Для детей разных возрастных категорий характерными являются различные направления в организации уроков и оптимальность их проведения.
Урок - это форма организации учебного процесса, при которой учитель организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) в точно определенный период времени, учитывая особенности каждого из них, используя такие виды, средства и методы работы, которые создают благоприятные условия для овладения всеми учащимися основами предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей и духовных сил учащихся.
Нами было определено, что в рамках регулирования оптимальной учебной нагрузки у детей школьного возраста, используются два основных документа, таких как Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» и образовательные стандарты, деятельность которых направлена на определение понятия «максимальная учебная нагрузка» и формирование наиболее оптимальных направлений в рамках учебного процесса.
На первой ступени начального образования используются различные формы и методы работы для оптимизации учебной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
1. Баранов, С. П. Педагогика: учеб пособие для педучилищ / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина. – М.: Просвещение, 1981;
2. Вагин, А. А. Методика обучения истории / А. А. Вагин. – М.: Просвещение, 2012. – 256 С.
3. Зотов, Ю. Б. Организация современного урока: кн. для учителя/ Ю. Б. Зотов; под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
4. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие / В. К. Дьяченко. – М.: Академия, 2009. – 277 с.
5. Ильина, Т. Л. Педагогика: курс лекций / Т. Л. Ильина. – М.: Просвещение, 2014. – 269 с.
6. Казанский, Н. Г. Дидактика: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Н. Г. Казанский. – М.: Просвещение, 2008. – 236 с.
7. Казанцев, И. Н. Типы и структура уроков / И. Н. Казанцев. – М.: Академия, 2013. – 254 с.
8. Каиров, И. А. Педагогическая энциклопедия / И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. – М.: Советская энциклопедия, 2015. – 247 с.
9. Кларин, В. М. Педагогическое наследие/ Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 2007. – 245 с.
10. Онищук, В. А. Урок в современной школе. Пособие для учителя / В. А. Онищук. – М.: Просвещение, 2011. – 236 с.
11. Осмоловская, И. М. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 236 с.
12. Педагогика: Учебное пособие для студентов / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 2005. – 236 с.
13. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ И. П. Подласый. – М.: Владос, 2002. – 247 с.
14. Подласый, И. П. Педагогика: 100вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 247 с.
15. Подласый, И. П. Педагогика. И. П. Подласый. – М.: Владос, 2000. – 214 с.
16. Савин, Н. В. Педагогика: Учеб. пособие для пед. училищ / Н. В. Савин. – М.: Просвещение, 2010. – 247 с.
17. Сластёнин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Академия, 2002. – 247 с.
18. Смирнов, С. А. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. пед. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова; Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2004. – 247 с.
19. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. – М.: Академия, 2013. – 123 с.
20. Теория обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И. П. Андриади, С. Н. Ромашова, С. Ю Темина, Е. Б. Куракин; Под. ред. И. П. Андриади. – М.: Издательский центр Академия, 2010. – 154 с.
21. Ушинский, К. Д. Родное слово: Книга для учащихся./ К. Д. Ушинский. – М.: Академия, 2012. – 145 с.
22. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов/ А. В. Хуторской. – СПб: Санкт-Петербург, 2001. – 236 с.
23. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2009. – 213 с.
24. Яковлев, Н. М. Методика и техника урока в школе / Н. М. Яковлев. – М.: Академия, 2005. – 147 с.
25. Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://continent-online.com/document/?doc_id=30926305#pos=5;-140.