Особенности применения дидактических игр во внеклассной работе по предмету Человек и мир
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности применения дидактических игр во внеклассной работе по предмету Человек и мир»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности применения дидактических игр во внеклассной работе по предмету Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения дидактических игр во внеклассной работе по предмету «Человек и мир»
1.1 Сущность понятия дидактических игр в педагогике. Место игр во внеклассной работе
1.2 Внеклассная работа. Цели и задачи
1.3 Виды внеклассной работы
1.4 Сущность внеклассной работы по предмету «Человек и мир»
Глава 2. Экспериментальное исследование применения дидактических игр как средства развития познавательного интереса учащихся младших классов по предмету Человек и мир
2.1 Роль учителя во внеклассной работе с дидактическими играми
2.2 Применение дидактических игр во внеклассной работе по предмету «Человек и мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте игра была основным видом деятельности детей, предоставляя им большие возможности для общения. Когда дети переходят в школу, их деятельность меняется: основным видом деятельности становится обучение. Однако при переходе в школу не должно быть резкой границы в деятельности ребенка.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных способствовать развитию творческих способностей учащихся. Необходимо добиться того, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, стал организатором познавательной деятельности ученика.
Предмет «Человек и мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объём знаний, умений и навыков, но при этом очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным и творческим.
Дидактическая игра может быть использована учителем и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности. Систематическое ее использование способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Из всего вышесказанного следует, что через дидактическую игру учитель может повысить внимание учащихся не только к слову и действию учителя, она учит детей мыслить, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками образовательного процесса. И от того, насколько сознательно, творчески и охотно учатся дети в начальной школе, зависит их будущая самостоятельность, их мышление, их умение связывать теоретический материал с практикой [1, с.122].
В последние годы теория и практика дидактических игр разрабатывалась многими исследователями: А.П. Усова, Е.И. Радина, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер.
Для того чтобы дидактические игры были наиболее эффективными методами обучения, необходимо уделять играм больше места. Кроме того, необходим переход от игр к серьезной деятельности. Дидактические игры служат таким переходом.
Игра воспроизводит то стабильное и инновационное, что есть в жизненной практике, и поэтому является деятельностью, обеспечивающей обучающую основу для развития ребенка. В связи с этим следует отметить, что игровое обучение является наиболее эффективной технологией совершенствования образовательного процесса.
Глава 1. Теоретические аспекты применения дидактических игр во внеклассной работе по предмету «Человек и мир»
1.1 Сущность понятия дидактических игр в педагогике. Место игр во внеклассной работе
Игра – это деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта [1, с.88].
Дидактическая игра – это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый ученик и коллектив в целом объединены главной задачей и ориентируют свое поведение на победу. Основная характеристика дидактических игр определяется их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей [4, с.33].
Эти игры способствуют развитию коммуникативных, интеллектуальных операций, которые являются одной из форм обучения. Дидактические игры характеризуются наличием обучающей задачи – задачи обучения. Взрослые руководствуются ею, когда создают ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в развлекательную форму для детей. Эта игра имеет две цели: одна из них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, для которой действует ребенок, то есть она дидактическая. Именно через дидактическую игру можно организовать процесс обучения, чтобы развить психические процессы и навыки ребенка.
Дидактическая игра – явление сложное, но оно имеет четкую структуру, т.е. компоненты, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Рассмотрим эти компоненты:
Учебная (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей учебная задача формулируется в виде игры. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» учебная задача звучит так: развивать слуховое восприятие, учить детей соотносить звук с предметом. И детям предлагается следующая игровая задача: послушать, какие звуки издают разные предметы, и угадать эти предметы по звуку [12, с.29].
Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудо-мешочек», пощупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, произошедшие с игрушками, разложенными на столе; подобрать наряд куклы и предметы быта, украшенные геометрическим узором и т.д.
Для детей младшего школьного возраста предусмотрены сложные игровые действия, состоящие из нескольких игровых элементов. В их играх преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, вспомнить ранее изученное, классифицировать предметы и явления по определенным признакам и т.д. [13, с.88]
Глава 2. Экспериментальное исследование применения дидактических игр как средства развития познавательного интереса учащихся младших классов по предмету Человек и мир
2.1 Роль учителя во внеклассной работе с дидактическими играми
Без учителя, без его поддержки многие интересные начинания детей могут оказаться трудными и невыполнимыми для них. Учитель должен стать не только организатором игры, но и ее участником, так как простое направление детей на игру (даже если она очень хорошая!) не вызовет у них большого энтузиазма. Учитель должен начать творческую работу учеников, умело введя их в игру. Это, конечно, не значит, что учитель идет против добрых намерений детей, что он «навязывает» игру вопреки желанию детского коллектива.
По мере того, как исторические игры становятся более или менее постоянным занятием детей, учитель постепенно отходит как бы на второй план. Но вначале он является и высшим авторитетом, и судьей в возникающих спорах и разногласиях, и обязательно активным рядовым участником игр. Очень важно, чтобы в играх без конкретных контрольных вопросов, в играх, где ответы разнообразны и могут смутить недостаточно знающего ученика, был учитель, прекрасно знающий предмет. Например, без учителя истории невозможно на первых порах ввести хронологическую вертикаль, в которой события «привязаны» к таким большим периодам, как века.
Руководство дидактическими играми, по мнению Н. Я. Михайленко, включает:
- отбор и рассмотрение учителем содержания программы, четкое определение дидактических задач, определение и место игры в системе обучения и воспитания, взаимосвязь и взаимодействие игры с другими формами обучения;
- проектирование игры и определение игровых задач, игровых действий, правил игры и результата;
- направлять ход игры и добиваться, чтобы все дети играли активную роль в игре, помогать робким, застенчивым, поощрять инициативу, ловкое воображение, добрые отношения между детьми и положительное отношение к явлениям и событиям, отраженным в игре.
А.К. Бондаренко пишет, что, используя дидактическую игру как средство сенсорного воспитания и форму обучения, педагог руководствуется общедидактическими требованиями: систематичность, повторение, наглядность, сочетание в игре различных форм деятельности детей.
Систематичность предполагает наличие системы игр, последовательно развивающихся и усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что дидактические игры представляют собой особый вид игр, которые направлены на формирование учебной деятельности, а также коллективного общения. Игры занимают важное место в системе внеклассной работы, что оказывает определенное влияние на процесс развития учебной и учительной деятельности.
Внеклассная работа представляет собой специфический вид деятельности, направленный на формирование у учащегося позитивной «Я-концепции», развития положительной мотивации к процессу обучения и развитие чувства собственной значимости.
Мы рассмотрели основные виды внеклассной работы и определили, что основными видами являются такие как факультативные, творческие, конкурсы, олимпиады и т.д. Нами было определено, что данные виды нацелены на формирование оптимально уровня взаимодействия педагога с учащимися с целью повышения уровня активности личности в рамках развития образовательного потенциала.
Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.
Еще одной задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостной организации и оценочного суждения. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения учащимися практическими навыками изучения состояния природной среды, целей и характера деятельности человека в ней, выявления и оценки ее результатов. Здесь чрезвычайно важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и школьной среде.
Руководство дидактической игрой заключается в правильном определении дидактической задачи – познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны детям, побуждая их к игре; в определении правил игры, предвосхищая результаты обучения.
1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова. – М.: Просвещение, 2009. – 258 с.
2. Агеевец, А.М. Информационные технологии при проведении краеведческих занятий /А.М. Агеевец // Народная асвета. – 2006. – №5. – С. 39-43.
3. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальных классах / З.А. Клепина. – М.: Академия, 2001 – С.321
4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Академия, 2007. – 258 с.
5. Бабанова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабанова. – М.: Просвещение, 2003. – 241 с.
6. Вдовиченко, В.М. «Человек и мир» в 3 классе / Л.И. Дурейко, Т.А. Ковальчук – Мн. «Народная освета», 2007. – 143 с.
7. Воробьева, А. Н. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1998. – № 6. – С. 63-64.
8. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 278 с.
9. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / В.А. Ясвин. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 255 с.
10. Дерябо, С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // Начальная школа. – 1998. – № 6. – С. 19-26.
11. Жестнова, Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // Начальная школа. – 1989. – №10-11. – С.14-25
12. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. – Ярославль: «Академия развития», 2007. – 258 с.
13. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мн.: Асвета, 2009. – 256 с.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 256 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: «Академия», 2000. – 269 с.
16. Педагогика / Под ред. ЮК Бабанского. – М.: Просвещение, 2011. – 247 с.
17. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Академия, 2006. – 247 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2002. – 107 с.
19. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с экологическим содержанием / А.А. Смоленцева. – М.: «Просвещение», 2015. – 269 с.
20. Удальцова, Е.И. Дидактические игры. // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 9 – С. 17 - 23.
21. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение: Владос, 2005. – 236 с.
22. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. / А.П. Усова: Под ред. А.В. Запорожца. – М.: «Просвещение», 2006. – 287 с.
23. Шаманская, Н. Интерактивные методы // «Дошкольное воспитание» – №8. – 2008.– 24с.
24. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2009 – 125 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты