Композиция книги
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Композиция книги»
по дисциплине: «Продюсерство в издательском деле»
2021
45.00 BYN
Композиция книги
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Продюсерство в издательском деле
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1 Составляющие внутренней композиции книги
1.1 Аппарат книги
1.2 Шрифт в композиции книги
1.3 Иллюстрации и дизайн
2 Составляющие внешней композиции книги
2.1 Назначение обложки и переплета
2.2 Элементы и содержание обложки и перелета
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Книгу без обложки нельзя считать законченным продуктом. Для того чтобы книга могла кратко рассказать о своем содержании и назначении даже не будучи раскрытой, она должна быть соответствующим образом оформлена. С помощью оформительских средств можно значительно усилить воздействие книги на человека, сделать ее содержание более понятным и доступным, привлечь к ней внимание еще до того, как она попадет в руки читателя. Для качественного оформления внешних элементов книги, таких как суперобложка, обложка, форзац, дизайнер должен иметь представление об интересах ее потенциальных читателей, особенностях разных читательских групп, условиях, в которых происходит знакомство человека с книгой, и, конечно, он должен знать содержание самой книги и цель ее издания. Существует мнение, что художественное оформление книги применяется, главным образом, в художественной литературе, в детской и юношеской литературе и в учебной литературе для начальной школы, отчасти в агитационно–пропагандистской, в историко–документальных изданиях, иногда в научной, социально–экономической литературе и в научно–популярной книге с различной тематикой. Что касается производственно–технической литературы, справочной и официально–документальной, то в отношении этих видов изданий обычно считается достаточным художественное оформление лишь отдельных элементов издания, в подавляющем большинстве – элементов внешнего оформления.
Указанный взгляд абсолютно неправилен. Несомненно, что особенно необходимо применение методов художественного оформления в детской, юношеской, в художественной и в учебной литературе (для начальной школы). Но из этого вовсе не вытекает, что остальные типы книжной продукции не должны быть художественно оформлены. Любое издание может и должно оформляться художественно, и от этого его оформление только улучшится.
1 СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВНУТРЕННЕЙ КОМПОЗИЦИИ КНИГИ
1.1 Аппарат книги
Аппаратом книги принято называть набор материалов, которые дополняют основной текст, объясняют его, позволяют читателю быстро находить необходимые элементы текста и легче воспринимать информацию, содержащуюся в книге. Прежде всего, устройство увеличивает практическую ценность книги. Это позволяет, не перечитывая книгу, легко находить в ней необходимые фрагменты текста, конкретный фактический материал и дает возможность подойти к ее содержанию с разных сторон. Устройство тесно связано с целью и читательской аудиторией издания. Если говорить об учебнике, то устройство является одним из важнейших его элементов, необходимых для эффективной самостоятельной работы учащихся. Цель устройства в учебной публикации – в первую очередь облегчить понимание, усвоение и запоминание учебного материала. Характерной особенностью учебного издания является так называемый дидактический аппарат, в который входят учебные задания: контрольные вопросы, примеры, упражнения, тесты. Рассмотрим некоторые элементы книжного аппарата [18, с. 202].
Титульный лист – это первый элемент книжного аппарата, который предоставляет читателю основную информацию о книге. Титульный лист издания, оборотная и конечная страницы текста содержат, как правило, всю исходную информацию. Они содержат, помимо библиографического описания, его краткое описание и индивидуальные коды, которые облегчают как поиск читателя, так и научную обработку публикации в библиотеке.
Следующие элементы рассматриваемой книги являются введением или предисловием. Это разные функциональные части публикации [6, с. 129].
Предисловие – это элемент аппарата книги, то есть вводная часть издания. Он может быть написан автором, а также рецензентом, редактором или кем–то другим по запросу. Задача предисловия в учебной книге (в классическом случае) – охарактеризовать характеристики этого издания в сравнении с уже имеющимися по данной теме и определить его место и роль в науке или образовательном процессе.
2 СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВНЕШНЕЙ КОМПОЗИЦИИ КНИГИ
2.1 Назначение обложки и переплета
Часто от нашего первого впечатления зависит, хотим ли мы взглянуть на книгу поближе. Таким образом, внешние элементы книги выполняют не только информационную, но и рекламно–пропагандистскую функцию. Поэтому их дизайн должен не только соответствовать типу и цели издания, но и привлекать внимание читателя, вызывать у него интерес к книге, желание ее прочитать или купить.
Внешний вид должен быть декоративным в хорошем смысле этого слова, красивым. Конечно, характер и мера этой декоративности в разных изданиях неодинаковы. Но в любом случае декоративность внешнего оформления должна исходить из содержания и назначения книги, а не становиться пустым украшением.
Обложка обычно представляет собой лист плотной бумаги или мягкого картона, которым оборачивается блок бумаги. Служит для его защиты. Книжные обложки из более твердых материалов называются переплетами. Книга с обложкой конструктивно мало чем отличается от книги с обложкой: здесь нет обоев. Сделать книгу с обложкой дешевле, чем с обложкой.
С 20 века, когда рынок читателей расширился и обострилась конкуренция, обложка приобрела информационные и рекламные функции. Это обложка (для переплетенных книг – пыль) – первое, что начинается с ознакомления читателя с изданием.
Наконец, в условиях загруженности рынка и концентрации книжной торговли чрезвычайно актуальным становится обложка как знак (заменитель) книги определенного содержания, предназначенная для определенной аудитории и условий чтения [19, с. 81-82].
По традиции принято различать 4 типа обложек:
1. Обложка для крытья внакидку.
2. Обложка для обыкновенного крытья.
3. Обложка для крытья вроспуск.
4. Обложка составная с окантовкой корешка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Внутренняя композиция книги включает в себя аппарат книги (совокупность материалов, которые дополняют основной текст, поясняют его, позволяют читателю быстрее отыскивать нужные элементы текста и легче воспринимать содержащуюся в книге информацию), шрифт (графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.), иллюстрации (изображение для пояснения текста произведения) и дизайн (придание произведению печати, законченной внутренней и внешней формы книги). Итак, главными целями художественного оформления книги являются обеспечение надежности, простоты и удобства конструкции книги, а также наилучших оптимальных условий восприятия при чтении что обеспечивается благодаря внутренней композиции книги.
2. Важнейшие внешние элементы книги – обложка и переплет – имеют двойное назначение. Во–первых, они скрепляют листы книги, защищают их от повреждений и грязи и, таким образом, делают ее достаточно прочной. Во–вторых, они предоставляют читателю некоторую начальную общую информацию о книге. обложка, переплет, суперобложка и форзац – четыре основных элемента внешнего дизайна книги, которые образуют особую группу среди других элементов дизайна. Особенность этой группы в том, что они совмещают в себе две функции: первая – утилитарная (служебная) – это защита книги от повреждений, продление срока ее службы; а второй – быть элементами декора.
1. Болховитинова, C.М. Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий / С.М. Болховитинова. – М.: МГУП, 2000. – 166 с.
2. Большая советская энциклопедия: [в 51 т.] / гл. ред. С. И. Вавилов. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1949– 1958. – С. 78.
3. Джонсон, А. Практическое руководство по переплетному делу / А. Джонсон. – М.: Книга, 1989. – 215 с.
4. Добкин, С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору / С.Ф. Добкин. –М.: Книга, 1985. – 232 с.
5. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоцио-психологии / Т.М. Дридзе. – М.: Наука, 1984. – 232 с.
6. Залевская, А.А. Слово. Текст / А.А. Залевская. – М.: Гнозис, 2005. – 542 с.
7. Иллюстрация // Издательский словарь-справочник / А. Э. Мильчин. – М.: ОЛМА-Пресс, 2006. – 896 с.
8. Ильина, О.Н. Книжное дело Петербурга второй половины XIX начала XX В. В исследованиях последних лет (1998-2007 гг.) / О.Н. Ильина // Вестник СПбГИК. – 2012. – №1. – С. 98-99.
9. Ильницкий, А.М. Книгоиздание современной России / А.М. Ильницкий. – М.: Астрель, 2002. – 80 с.
10. Калинин, С.Ю. Как правильно оформить выходные сведения издания / С.Ю. Калинин. – М.: Астрель, 2003. – 219 с.
11. Кучерова, А.В. Шрифт как компонент профессионального становления студентов на занятиях по основам дизайна / А.В. Кучерова // ОНВ. – 2011. – № 3. – С. 89-92.
12. Майсурадзе, Ю.Ф. Энциклопедия книжного дела / Ю. Ф. Майсурадзе, А. Э. Мильчин, Н. П. Маковеев. – М.: АСТ, 2004. – 416 с.
13. Пронина, Е. Дизайн как информационный ресурс / Е. Пронина // Лаборатория рекламы. – 2003. – № 1. – С. 65-76.
14. Прохорова, Е.А. О классификации шрифтов и их функциях / Е.А. Прохорова // Вестник ЧелГУ. – 2011. – № 13. – С. 34-39.
15. Рубакин, Н.А. Библиологическая психология и литературоведение: Доклад обществу любителей российской словесности, читанный 11 мая 1927 г. в Москве // Литературный текст: проблемы и методы исследования. –Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1987. – С. 136-165.
16. Симонов, Л.Н. Переплетное мастерство и искусство украшения переплета / Л.Н. Симонов. – Спб: Типография Е.Евдокимова, 1897. – 309 с.
17. Стексова, Т.И. Издательская аннотация в читательском восприятии / Т.И. Стексова, М.В. Праско // Библиосфера. – 2014. – № 4. – С. 12-18.
18. Трубникова, Г.Г. Технология брошюровочно-переплетных процессов / Г.Г. Трубникова. – М.: Книга, 1987. – 501 с.
19. Устимова, М.А. Особенности подготовки аппарата изданий компьютерной тематики / М.А. Устимова // Скиф. – 2020. – № 7. – С. 78-86.
20. Чернышова, Н.А. Брошюровочно-переплетные процессы. Технологические инструкции / Н.А. Чернышева. – М.: Книга, 1982. – 442 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты