Формирование метапредметных компетенций учащихся в период обучения грамоте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование метапредметных компетенций учащихся в период обучения грамоте»
по дисциплине: «Начальное образование»
2021
45.00 BYN
Формирование метапредметных компетенций учащихся в период обучения грамоте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Начальное образование
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Сущность понятий «метапредметные компетенции», «метапредметные результаты»
1.2 Особенности формирования метапредметных компетенций учащихся начальных классов
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
2.1 Анализ учебной программы и букваря в аспекте проблемы формирования метапредметных компетенций учащихся
2.2 Выявление уровня сформированности метапредметных компетенций учащихся на уроках обучения грамоте
2.3 Комплекс заданий, направленных на формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках обучения грамоте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное развитие науки, техники, постоянные изменения в социально-экономической сфере выдвигают новые требования к образованию, актуализируют необходимость его модернизации. Важной направлением образовательной политики становится «создание условий для того, чтобы учащийся сам формировал свою образовательную реальность, был способен к самодвижению в образовательном пространстве, воспринимал личное образование как собственное дело» [9, с. 10]. Академических знаний, оторванных от реальной практики, оказывается недостаточно для успешной жизнедеятельности человека. Особую ценность приобретают такие качества личности, как мобильность, гибкость и критичность мышления, умение ориентироваться в информационных потоках, самостоятельно добывать знания, использовать их для решения текущих и стратегических задач.
Смена приоритетов и целевых установок образования в нашей стране рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в соседних странах – России и Украине – а также во всем мире. Особую актуальность приобретает компетентностный подход, согласно которому ключевое значение приобретают не столько информированность учащегося, не багаж его знаний, умений и навыков, сколько способность самостоятельно решать актуальные для него задачи, применять полученные знания и умения на практике.
Компетентностный подход в образовании позволяет связать между собой все учебные предметы, наделяя предметное содержание реальным жизненным контекстом и обеспечивая метапредметный уровень освоения учебного материала учащимися.
Сущность метапредметного обучения раскрыта в многочисленных публикациях российских и белорусских ученых (Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.В. Хуторской, Е.Я. Аршанский, О.В. Петунин, В.Р. Имакаев, В. Н. Клепиков, С. Г. Воровщиков и др.). Можно констатировать, что метапредметное обучение активно внедряется в образовательную практику учреждений образования Республики Беларусь. Метапредметное содержание уже заложено в новые учебные программы по учебным предметам, там же прописаны требования к метапредметным результатам учебной деятельности.
Формирование предметных и метапредметных компетенций связано с универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными), составляющими основу умения учиться и предполагающими освоение таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Ввиду особой значимости метапредметности, она должна реализовываться в образовательном процессе на всех учебных предметах, начиная с 1 класса.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Сущность понятий «метапредметные компетенции», «метапредметные результаты»
Цели современного образования связаны с ростом и развитием свободной, человеческой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, способной и готовой к творческой деятельности и нравственному поведению.
Для обеспечения достижения этой цели стандарт определяет три уровня планируемых результатов обучения: личностный, метапредметные и предметные. С другой стороны, современные педагогические изыскания в области достижения нового качества образования привели исследователей к выводу о необходимости отойти от традиционной ориентации на знаниевый компонент и сместить акцент на развитие навыков и компетенций человека в различных областях на протяжении всей жизни. Анализ такой парадигмы образовательных результатов, а также парадигмы требований компетентностного подхода позволяет сформулировать определение понятия метапредметных компетенций для младших школьников.
В соответствии с компетентностным подходом на первое место выдвигается не информированность учащегося, не багаж его знаний, умений и навыков, а способность самостоятельно решать актуальные для него задачи.
Согласно компетентностному подходу основным результатом образовательной деятельности становятся ключевые компетентности в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах, которые мобилизуют личностный потенциал человека и проявляются в решении жизненно важных для него проблем [6, с. 35].
Компетентностный подход является одним из ведущих подходов в мировой образовательной практике и приоритетным в системе образования Беларуси. Компетентностный подход активно разрабатывается российскими и белорусскими учеными (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др., А. В. Макаров, О. Л. Жук, А. И. Жук, А. Д. Лашук, А. П. Лобанов, Э. М. Калицкий и др.). Он рассматривается как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [8, с. 29].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
2.1 Анализ учебной программы и букваря в аспекте проблемы формирования метапредметных компетенций учащихся
Согласно учебной программе для 1 класса, ведущими подходами к построению учебного процесса выступают личностноориентированный, культурологический, компетентностный [17].
Личностноориентированный подход предполагает учёт интересов учащихся и определение перспектив развития каждого учащегося с учётом его возможностей и способностей.
Культурологический подход предполагает формирование творческой личности учащегося, развитие его как человека культуры, способного к культурному саморазвитию.
Компетентностный подход предполагает получение в процессе обучения грамоте личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметные результаты включают в себя следующие составляющие:
• деятельностную (овладение способами действий, обеспечивающими познание языковых явлений);
• интеллектуальную (овладение работы с синтезом, классификацией языковых единиц анализом, сравнением, группировкой, обобщением,);
• коммуникативную (умение устанавливать контакты, понимать чувства, высказывания других и выражать свои мысли, эмоции; уметь задавать вопросы, аргументировать свои суждения);
• информационную (способность ориентироваться в книгах, рассказах взрослых и сверстников, схема; применять полученную информацию в своей деятельности) [15, с. 18 -19].
В действующем букваре автора О. И. Тириновой предусмотрены задания на овладение учащимися метапредметными результатами.
Задания на анализ и синтез:
• упражнение «Слова из слов». Данное задание предполагает следующее:
из имеющихся слов нужно добавлять одинаковых слог, чтобы получилось новое слово:
Слово из слова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работу по формированию метапредметных компетенций у учащихся необходимо начинать в начальной школе.
Метапредметные компетенции предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в учебном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни.
Содержание метапредметных компетенций строится вокруг освоения универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных. Совокупность таких метапредметных компетенций определяет общую метапредметную компетентность младшего школьника.
Задания, которые направлены на формирование универсальных учебных действий, повышают у детей мотивацию учения, нестандартное мышление активизирует мыслительную деятельность учащихся и им самим необходимо моделировать ситуацию для решения поставленной задачи. Задания такого рода предполагают, что учащиеся самостоятельно отбирают способы для выполнения из ряда имеющихся у него или конструирование собственного с привлечением знаний из других предметов с помощью опоры на жизненный опыт.
Задания, направленные на формирование метапредметных компетенций, состоят в том, что они побуждают учащихся к поиску новых способов действий, активизируют мыслительные операции (синтез, моделирование, анализ, сравнение, обобщение, классификация); позволяют делать умозаключения, самостоятельно планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; учат учащихся учитывать позицию партнёра по общению, вести диалог с учителем и со сверстниками, выражать собственные мысли с использованием адекватных языковых средств.
Проанализировав учебную программу для 1 класса и букварь автора О. И. Тириновой можно сделать вывод, что формирование универсальных учебных действий, а именно: познавательных, коммуникативных, регулятивных, начинается с 1 класса и осуществляется достаточно успешно.
В букваре встречаются задания, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий. Например, задания, которые направлены на анализ и синтез, на моделирование, поиск способа действия, установление взаимосвязей, группировку, классификацию речевого материала по определённому признаку.
Также, в букваре автора О. И. Тириновой можно встретить задания, направленные на формирование коммуникативных учебных действий.
1. Антановіч, Н. М Дыдактычны матэрыял па фарміраванні чытацкай граматнасці / Н. М. Антанович // Пачатковая школа. -2018. -№ 11. -С. 13 -15.
2. Антановіч, Н. М. Беларуская мова. Навучанне грамаце : 1-ны кл. : дыдактычныя і дыягнастычныя матэрыялы : дапам. для настаўнікаў устаноў агул. Сярэд. Адукацыі з беларус. Мовай навучання / Н. М. Антановіч. – Мінск : Пачатковая школа, 2018. – 64 с.
3. Антипова, М. Б. Формирование личностных и метапредметных компетенций у учащихся начальных классов в процессе обучения русскому языку // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы сад, школа. -2018. -№ 11. -С. 3 -6.
4. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / М. : Просвещение, 2008. -152 с.
5. Болтаева, Г. С. Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе / Г. С. Болтаева // Молодой ученый. -2013. -№ 12. -С. 406–409
6. Гордеева, В. И. Развитие метапредметных действий при исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы /В. И. Гордеева // [Электронный ресурс]: URL: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4042
7. Гулецкая, Е. А. Реализация компетентностного подхода в начальном образовании // Пачатковая школа. -2016. -№ 11. -С. 35 -38.
8. Игнатович, В. Г., Герасимович, Е. Н. Компетентностный подход к проблеме взаимодействия учителя начальных классов с семьёй // Пачатковая школа. -2017. -№ 4. -С. 28 -32.
9. Имакаев, В.Р. Метапредметные и личностные результаты в общем образовании: от декларации к гарантии качества / В.Р. Имакаев // Школьные технологии. — 2013. — № 2. — С. 10-14.
10. Клепиков, В.Н. К метапредметности через эвристическую конкретность. Как увлекательно выйти на метапредметный уровень? / В.Н. Клепиков // Педагогические технологии. — 2012. — № 3. — С. 15-21.
11. Колмакова, В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся /В. И. Колмакова // [Электронный ресурс]: URL: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na razvitiemetapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html
12. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятияметапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11014.
13. Метапредметный подход в образовании: от теории к практике : сборник материалов Международной научнопрактической конференции. 27 октября 2015 года / ред. кол. : И. А. Старовойтова [и др.] ; под общ. ред. В. В. Тюко. – Могилёв : УО «МГОИРО», 2015. – 274 с.
14. Николаева А.Д., Маркова О.И. Метапредметные компетенции как педагогическая категория // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id =20437.
15. Тиринова, О. И. Обучение грамоте. 1 класс : дидактические и диагностические материалы : пособие для учителей учреждений общ. сред. Образования с рус. Яз. Обучения / О. И. Тиринова. -Минск : Аферсэв, 2018. -75 с.
16. Тиринова, О.И. Букварь : учебное пособие для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / О. И. Тиринова. – Минск: НИО, 2017. – 183 с.
17. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания I класс. – Минск : НИО, 2018. – 139 с.
18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова, М. : Просвещение, 2010. — 159 с.
19. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении : Научно -методическое пособие. -М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.
20. Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно — методическое пособие. -М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с.
21. Яровая, Е. А. О метапрдметных компетенциях и их видах // Научные труды SWORLD -2015 -№ 4 -с. 66 -71.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты