Психология самовоспитания
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психология самовоспитания»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
45.00 BYN
Психология самовоспитания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогическая психология
Организация: Белорусский государственный университет имени Максима Танка, ГУ
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
1.1. Проблема саморазвития личности в психологии
1.2. Особенности саморазвития личности студентов
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования психологических особенностей саморазвития личности студентов
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы на фоне гуманизации общества на первый план выходит проблема саморазвития как непрерывного процесса, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели путем изменения собственной деятельности или личностях качеств. Каждый человек способен видеть в себе наличие как положительных, так и отрицательных свойств, которые он принимает или не принимает. Это возможно благодаря механизмам рефлексии, самопознания, самопринятия. Кроме того, развитые способности к самопрогнозированию позволяют осуществлять выход за пределы реального «Я», предвосхищать возможные внутренние изменения, ставить задачи саморазвития. Перечисленные психологические механизмы саморазвития личности могут побуждать различными мотивами.
Важнейшей проблемой психологии и педагогики является развитие и реализация творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности. Такое развитие зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относится потребность в самореализации, наличие рефлексии, развитие прогностических способностей. Их изучение может быть очень значимо в различных областях деятельности человека, так как в современных условиях умение предвидеть и прогнозировать будущее и, следовательно, влиять на социальные процессы становится одним из самых ценных качеств молодого специалиста.
Саморазвитие всегда предполагает осознанные самоизменения позитивной направленности, имеют целенаправленный и субъектный характер. Потому о саморазвитии можно говорить в том случае, когда человек становится субъектом своей жизнедеятельности, способен определять жизненные перспективы, сознательно ставить цели и стремиться их достигать, конструировать идеалы собственного «Я». Значительные личностные изменения происходят чаще всего в разные нестабильные, переходные периоды жизни человека, при переходе на новый этап социального развития. Одними из таких переходных этапов жизни для молодых людей выступают этапы поступления в высшее учебное заведение и его окончание, на которых происходит актуализация жизненных стратегий и планов.
Особый интерес представление изучение саморазвития личности в период студенчества. Саморазвитие личности студента является мощным механизмом самодвижения, которое обеспечит специалисту конкурентоспособность на рынке труда и сделает его востребованным.
Выпускник вуза, получивший высшее образование и пришедший на производство, должен выполнять роль активного субъекта, заинтересованного в познании и преобразовании себя, продуктивно сотрудничающего с участниками производственного процесса, владеющего современными технологиями, способного быстро адаптироваться к изменениям. Другими словами, он должен быть готов к саморазвитию через самообразование и самовоспитание – формы самосовершенствования и самоопределения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
1.1. Проблема саморазвития личности в психологии
В зарубежной психологии феномен саморазвития личности рассматривался в рамках проблемы самоактуализации. В работах К. Гольдштейна самоактуализация рассматривалась в качестве фундаментального процесса, управляемого тенденцией актуализировать в наибольшей степени свои способности. Необходимой предпосылкой для самоактуализации и самореализации всего организма признавалась потребность в самоактуализации, а именно удовлетворение этой потребности. Отсюда следует, что организмом управляет тенденция актуализировать в наиболее возможной степени индивидуальные способности. Самоактуализация является основой развития и совершенствования организма, творческой тенденцией человеческой природы [2, с. 46].
В гуманистической психологии проблеме психологических механизмов саморазвития личности уделяли особое внимание А. Маслоу и К. Роджерс. Здесь в качестве механизма саморазвития личности рассматривалась потребность в самоактуализации. Согласно А. Маслоу, самоактуализация является желанием стать тем, кем возможно, потребностью в самосовершенствовании, в реализации своего личностного потенциала, своих возможностей и способностей. Самоактуализация – это путь, выводящий личность на новый уровень существования – уровень полноценного бытия, связанный со сменой «неистинных» жизненных проблем к «истинным» или экзистенциальным проблемам [15, с. 126].
Так, под самоактуализацией А. Маслоу понимал полное использование и реализацию своих способностей и потенциала личности. При этом, он рассматривал самоактуализацию не только в качестве конечного состояния, но и как процесс выявления и реализации своих возможностей. Самоактуализация, в первую очередь, представляет собой осуществление индивидом выбора из предлагаемых ему жизненных вариантов. Однако, выбор должен быть направлен в пользу личностного роста человека. В этом смысле самореализация является необходимым условием и движущей силой, способной направлять и изменять жизнедеятельность личности с целью ее успешного самоосуществления в конкретном обществе [15, с. 3].
К. Роджерс под самоактуализацией понимал ту силу, которая подталкивает человека к развитию на всех уровнях и полагал, что самоактуализирующий человек – это полностью функционирующая личность. Пытаясь стать такой личностью, индивид проживает свою жизнь, наполняя ее поисками и смыслом. Самоактуализация при этом является врожденной тенденцией человека, главным мотивом в совокупности мотивации индивида. Процесс роста управляет человеком, в процессе которого осуществляется его личностный потенциал [20, с. 44].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
2.1. Организация и методы исследования
С целью выявления психологических особенностей саморазвития личности студентов было проведено эмпирическое исследование.
Этапы эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование психологических особенностей саморазвития личности студентов с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». Всего в исследовании приняли участие 40 студентов 3-4 курсов Института психологии. Возраст испытуемых – 19-20 лет.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Диагностика степени удовлетворенности потребностей» по А. Маслоу [16].
Цель: определение степени удовлетворенности потребностей.
В основе методики лежит пирамида потребностей А. Маслоу, где потребность рассматриваете как физиологический и психологический недостаток чего-либо. С помощью методики можно выявить удовлетворенности следующих потребностей: потребность в безопасности, потребность социальная потребность в уважении, потребность в самореализации. Опросник включает 20 утверждений. Испытуемому предлагается оценить каждое их них по степени близости их мнению. Критерии оценки: 20 и более баллов- мотивы, выделенные в этой колонке, являются очень важными; ярко выраженные мотивы; 15-19 баллов – эти мотивы менее важны; выраженные мотивы; 10-14 баллов – умеренно выраженные мотивы; До 10 баллов – слабо выраженные мотивы.
2. Методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева) [17].
Цель: определение уровня рефлексивности.
С помощью методики можно выявить такой механизм саморазвития как рефлексия. Методика позволяет вывить следующие виды рефлексии: 1) ретроспективная рефлексия деятельности; 2) рефлексия настоящей деятельности; 3) рассмотрение будущей деятельности; 4) рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в психологии феномен саморазвития связывается с противоречием между потребностями и реальными возможностями, что выступает источником развития. Основными психологическими механизмами саморазвития личности являются: самопринятие, самопрогнозирование, рефлексия, потребность в саморазвитии. Механизм саморазвития личности состоит в том, что человек осознает у себя дефицит неких качеств, знаний, умений и ставит цель его устранить, формируя в себе новые качества или, наоборот, устраняя качества, препятствующие достижению тех или иных целей. Важнейшим условием осуществления саморазвития выступает осознанность актуальной ситуации и идеального результата (этот результат направляет усилия личности, представляя собой цель, к которой она продвигается). Кроме того, большое значение имеет то, насколько осознанно и целенаправленно личность осуществляет свое развитие. Условием саморазвития личности выступает рефлексия
Студенчество представляет собой особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования, когда усваивается роль студента. В этот период наблюдается повышение познавательной мотивации, социальной активности, достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости. Студенчество рассматривается в психологии как самостоятельный этап развития человека, его личности и индивидуальности. Студенческий возраст - период развития рефлексии и саморефлексии, активного самопознания и самооценки. Развитие личности в студенческом возрасте - это процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. Самостоятельность, сознательность, развитое мышление, работоспособность, способность концентрировать и удерживать внимание, умение определять и формулировать цели и достигать их, преодолевая трудности, поиск путей личностной и профессиональной самореализации - все это не только характеристики студенческого возраста, но и необходимые условия готовности к саморазвитию.
В результате эмпирического исследования было установлено, что студенты люди обладают умеренно выраженной потребностью в безопасности, умеренной потребностью в принадлежности к социуму, ярко выраженной потребностью в уважении и высокой потребностью в самореализации. Потребность в уважении со стороны и потребность в самореализации являются самыми важными для них, что свидетельствует о том, что они наименее удовлетворены. В студенчестве именно потребность в уважении со стороны и потребность в самореализации служат мотивами к действию.
1. Арцимович, И.В. Рефлексия как основа формирования и развития самоотношения личности / И.В. Арцимович // Культурная жизнь Юга России. – 2008. – № 4. – С. 36-38.
2. Базаева, Ф.У. Анализ феномена самореализации в зарубежной гуманистической психологии / Ф.У. Базаева // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 3. – С. 46-50.
3. Бочарова, Е.Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности / Е.Е. Бочарова // Известия Саратовского ун-та. – 2011. – Вып. 1. – С. 64-69.
4. Головей, Л.А. Психологическая зрелость личности / Л.А. Головец. – СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
5. Горская, Г.Б. Самодетерминация как мотивационный фактор субъектности студентов в учебной деятельности / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2008. – № 2. – С. 30-36
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – СПб.: Питер, 2002. – 482 с.
7. Корниенко, А.Ф. Психологические механизмы саморазвития человека / А.Ф. Корниенко // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 12. – С. 1-8.
8. Костакова, И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И.В. Костакова // Нац. психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 80-85.
9. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 747 с.
10. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2001. – 342 с.
11. Лебедев, А.Н. Мотивация и психологические механизмы саморазвития личности / А.Н. Лебедев // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. – М., 2017. – С. 751-757.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
13. Лэнгле, А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии / А. Лэнгле // Экзистенциальный анализ. – 2009. – № 1. – С. 9-30.
14. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
15. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 2008. – С. 118-125.
16. Методика «Диагностика степени удовлетворенности потребностей» по А. Маслоу // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002. – C.470-473.
17. Методика определения уровня рефлексивности (А В. Карпов, В.В. Пономарева) // Психология рефлексивных механизмов управления / А.В. Карпов, В.В. Пономарева. – М., 2000. – С. 158-163.
18. Минюрова, С.А. Психология самопознания и саморазвития / С.А. Минюрова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. – 316 с.
19. Низовских, Н.А. Мотивация саморазвития человека / Н.А. Низовских // Вестник Вятского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 113-120.
20. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человек / Пер. Е. И. Исениной. – М.: Смысл, 2008. – 463 с
21. Сараева, Е.В. Самопрогнозирование как механизм саморазвития / Е.В. Сараева // Вестник Вятского государственного университета. – 2006. – № 2. – С. 86-90.
22. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
23. Фризен, М.А. Феномен «саморазвития» в проблемном поле современной психологии / М.А. Фризен // Вестник КРАУНЦ. – 2013. – № 1. – С. 75-79.
24. Чернявская, Г.К. Самопознание и самореализация личности : автореф. дис. д-ра психол. наук / Г.К. Чернявская. – СПб., 1994. – 543 с.
25. Щукина, М.А. Мотивация саморазвития личности / М.А. Щукина // Создание мотивирующей образовательной среды. – Орехово-Зуево, 2019. – С. 123-129.
26. Яковлев, Ю.В. Педагогические аспекты саморазвития личности студентов / Ю.В. Яковлев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 12. – С. 320-323.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты