Система управления внешнеэкономической деятельности на предприятии и пути ее совершенствования
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система управления внешнеэкономической деятельности на предприятии и пути ее совершенствования»
по дисциплине: «ВЭД (Внешнеэкономическая деятельность)»
2021
45.00 BYN
Система управления внешнеэкономической деятельности на предприятии и пути ее совершенствования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: ВЭД (Внешнеэкономическая деятельность)
Организация: СП Спартак, ОАО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии
1.1 Характеристика системы управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии
1.2 Методический подход к оценке эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия
2 Анализ организации внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Стартак»
3 Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак»
3.1 Разработка стратегии развития внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак»
3.2 Расчет предлагаемых мер и их эффективности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Объективный процесс интернационализации современного мирового хозяйства требует нового уровня многосторонних экономических взаимоотношений, поэтому изучение различных аспектов и форм внешнеэкономического сотрудничества, применяемых на предприятиях и в организациях Республики Беларусь, представляет большой практический интерес.
Управление внешнеэкономической деятельностью является одной из первостепенных составляющих всей современной системы мирохозяйственных связей. Функции и структуры этой системы управления строятся и развиваются главным образом под воздействием внешних рынков и интернационализации производства с учетом национальных интересов той или иной страны. Совокупность вышеуказанных факторов, их взаимосвязь и динамика развития составляют систему управления внешнеэкономической деятельностью.
Республика Беларусь сейчас находится на пути к превращению в государство, которое способно занять достойное место в международном сообществе. Опыт развития мировой экономики на протяжении последних 300 лет наглядно показал, что важным преимуществом, обеспечивающим занятие элитных позиций в мировом сообществе, стало умение государств активно использовать и претворять на практике передовой опыт управления внешнеэкономической деятельностью.
В этой связи овладение знаниями эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности является одной из стратегических задач каждого предприятия, решение которой обеспечит успешную интеграцию нашей страны в систему мирохозяйственных связей.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей управления внешнеэкономической деятельностью СП ОАО «Спартак» и оценка ее эффективности.
Достижение цели возможно путем постановки и решения следующих задач:
– определить место и роль предприятия в системе внешнеэкономических отношений;
– рассмотреть основные формы внешнеэкономического сотрудничества в деятельности субъекта хозяйствования;
– изучить структуру и функции органов, обеспечивающих управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии;
– рассмотреть основы организации внешнеэкономической деятельности отечественных субъектов хозяйствования;
– проанализировать рентабельность экспортно-импортных операций предприятия;
– дать оценку деловой активности внешнеэкономической деятельности предприятия и его валютной самоокупаемости;
– предложить некоторые направления повышения эффективности внешнеторговой деятельности субъекта хозяйствования.
1 Теоретические основы управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии
1.1 Характеристика системы управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии
Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в нашей стране появилось в связи с необходимостью изменения системы управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) к ВЭД на уровне предприятий.
Внешнеэкономическая деятельность представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от ведомственной опеки.
Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей [12, c. 236].
Внешнеэкономическая деятельность – это важная часть работы предприятия. С принятием в Республике Беларусь законов «О предприятии», «Об основах внешнеэкономической деятельности», декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» и других основополагающих правовых актов, предприятия Республики Беларусь получили право самостоятельного выхода на рынки зарубежных стран. В настоящее время законодательные основы регулирования ВЭД предприятий представлены законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года № 347 - 3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [18, № 21-22].
ВЭД предприятий и организаций призвана способствовать:
– эффективному развитию внешнеэкономической деятельности предприятия;
– расширению экспортных поставок выпускаемой продукции;
– повышению качества и технического уровня продукции;
– созданию сборочных предприятий за рубежом;
– организации станций технического обслуживания и гарантийных мастерских;
– участию предприятия в международных выставках и ярмарках;
– проведению эффективных рекламных мероприятий за рубежом.
2 Анализ организации внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Совместное Предприятие Открытое Акционерное Общество «Спартак» (далее – СП ОАО «Спартак») является коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» – крупнейшее в Республике Беларусь предприятие, имеющее более, чем 80-летний опыт производства кондитерских изделий.
СП ОАО «Спартак» – предприятие со смешанной формой собственности, с иностранными инвестициями и долей государства. СП ОАО «Спартак» является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, гербовую печать, штамп, фирменные бланки, товарный знак.
Кондитерская фабрика «Спартак» основана в 1924 году. В 1994 году государственная кондитерская фабрика «Спартак» была преобразована в открытое акционерное общество «Спартак» (ОАО «Спартак»), а в 1998 году - в совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» (СП ОАО «Спартак»). Оно было создано в соответствии с решением Общего собрания акционеров Протокол №8 от 26 марта 1998 года.
На предприятии действует четыре основных цеха: конфетно-шоколадный; карамельный; бисквитный; вафельный.
Целью деятельности СП ОАО «Спартак» является производство и реализация продукции в соответствии с потребностями рынка, повышение ее качества и расширение ассортимента для получения прибыли с целью получения дивидендов акционерами и удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива.
Организационная структура управления СП ОАО «Спартак» относится к линейно-функциональному типу, так как функциональный аппарат управления состоит из отделов и служб, работой, которых руководит дирекция во главе с директором, его заместителями и главными специалистами. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллективом (приложение А).
3 Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак»
3.1 Разработка стратегии развития внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак»
В результате проведенного анализа эффективности внешнеэкономической деятельности СП ОАО «Спартак» было выявлено отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, что является негативным фактором развития экспортно-импортных отношений на изучаемом предприятии.
Одним из направлений развития экспортного потенциала СП ОАО «Спартак» следует выделить совершенствование товарной структуры экспорта. Предприятию и в дальнейшем следует увеличивать долю экспорта более рентабельных видов продукции, таких как конфеты глазированные (рентабельность в 2020 году 29,1%), конфет неглазированных (рентабельность в 2020 году 12,9%), шоколада (рентабельность в 2020 году 17,4%), новогодних подарков (рентабельность в 2020 году 41,5) и вафель (рентабельность в 2020году 22,4%).
Анализ конкурентной среды позволяет сделать вывод, что производство шоколада и шоколадных изделий является наиболее перспективным сектором кондитерской промышленности, где есть возможность роста за счет выпуска новых ее видов, а также высококачественных дорогих изделий класса премиум.
По оценкам экспертов, рентабельность шоколадного производства более чем в три раза выше, чем рентабельность производства карамели и леденцов. Отмечается также, что сегмент шоколадных изделий, включающий шоколад в плитках, конфеты в коробках, конфеты на развес, шоколадные батончики, шоколад в виде фигур, является в настоящее время самым быстрорастущим сегментом основного экспортного рынка СП ОАО «Спартак» – кондитерского рынка России. И хотя темпы роста продаж шоколадных изделий в России нельзя назвать впечатляющими (по последним оценкам, порядка 4% в год), а по годовому потреблению этой продукции на душу населения Россия значительно отстает от Швейцарии, мирового лидера (около 4 и 12 кг соответственно), в стоимостном выражении этот рынок растет намного быстрее за счет повышения спроса на продукцию премиальной группы. По прогнозам аналитиков, к 2021 году объем шоколадного рынка может достичь показателя в 4,24 миллиарда долларов.
Для развития экспортного потенциала СП ОАО «Спартак» предлагается реализовать проект по приобретению и вводу в эксплуатацию линии фирмы «ОПМ» (Италия) для производства шоколадных конфет типа «Ассорти» и батончиков, производительностью 1500кг/час в зависимости от веса изделий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Исследование эффективности внешнеторговой деятельности предприятия необходимо проводить в несколько этапов, на каждом из которых исследуются показатели соответствующего блока, проводится оценка влияния факторов на результаты внешнеэкономической деятельности, вскрываются причины произошедших изменений, а в дальнейшем выявляются резервы оптимизации потребленных ресурсов и роста доходности отдельных внешнеэкономических операций и принимаются обоснованные управленческие решения.
Основными источниками информации для анализа внешнеэкономической деятельности являются: каталоги по номенклатуре выпускаемой и реализуемой продукции, фирменные справочники, публикации, годовые отчеты, проспекты, рекламные материалы, регистры аналитического учета, статистическая отчетность, документы планово-экономического отдела предприятия, отчетность предприятия по внешнеэкономической деятельности и др.
Совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» (далее СП ОАО «Спартак») является старейшим и крупнейшим в Беларуси производителем кондитерских изделий. Продукция марки СП ОАО «Спартак» завоевала популярность не только в нашей республике, но и во многих странах мира.
СП ОАО «Спартак» является старейшим и крупнейшим в Беларуси производителем кондитерских изделий. Продукция марки СП ОАО «Спартак» завоевала популярность не только в нашей республике, но и во многих странах мира.
В целом можно говорить об эффективности деятельности работы СП ОАО «Спартак», что обусловлено ростом основных показателей деятельности.
Показатель экономического эффекта от экспорта продукции в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличился на 691935 долларов США (71,57%), что свидетельствует о превышении валютных поступлений от экспорта над затратами в 2020 году.
1 Акулич М., Глубокий С. Защита и сохранение имиджа продукции //Маркетинг, реклама, сбыт. – 2013. – №9(45). – с.77-82
2 Алехнович А. Внешнеэкономическая деятельность: с чего начать? //Таможня и ВЭД. – 2012 . – №3. – с. 50
3 Авраменко Т.Л Методы повышения качества продукции// Таможня и ВЭД. – 2011. – №2. – с.34
4 Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью. – М.: Сокол, 2011. – 304 с.
5 Внейкис Ю. Макштутис А. Теория и практика применения форм и моделей в маркетинге // БЭЖ. –2013. – №1. –с.72-78
6 Гоман Н.Ф., Маховикова Г.А. Основы внешнеэкономичской деятельности. – Спб.: Питер, 2010. – 208 с.
7 Дайнеко А., Леушев А., Ожигина В. Регулирование ВЭД в процессе интеграции Беларуси и России // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2011. –№3. – с.2-14
8 Забаронок А. Специфика брэндинга кондитерских иэделий // Маркетинг, реклама, сбыт. – 2013. – №5(17). – с.48-54
9 Ильин П.А. Диагностика предприятия и её модели // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – №2. – с.112-118
10 Карпей Т.В. Экономика, организация, планирование промышленнго производства. – Мн.: Издательство «Дизайн ПРО», 2009. – 328 с.
11 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. –Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 198 с.
12 Кочетов Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности.– М.: Дело, 2011. – 345 с.
13 Пыко В.Т. Внешняя среда предприятия и её учет в производственной деятельности // Вестнiк БДЭУ. – 2013. – №3. – С.25
14 Рабенок П.Д. Качество и натуральный вкус // Экспорт и импорт. – 2013. – №4. – С. 39
15 Радиевский М. Формирование стратегии в производстве ходовых товаров // Таможня и ВЭД. – 2014 . – №111. – с. 51-53
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты