Малый бизнес и его развитие в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Малый бизнес и его развитие в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Бизнес-администрирование»
2021
45.00 BYN
Малый бизнес и его развитие в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Бизнес-администрирование
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Малое и среднее предпринимательство в цифрах за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статыстыцы Беларусі.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статыстыцы Беларусі.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в экономике государства
1.2 Государственное регулирование развития малого бизнеса
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Особенности зарубежного опыта в развитии малого бизнеса
2.2 Малое предпринимательство в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в мире актуальным является вопрос дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства. Это неудивительно: малый бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики: он придает рыночной экономике необходимую гибкость, мобилизует большие финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе сильный антимонопольный потенциал, и в значительной степени без него страна не сможет нормально развиваться и функционировать, поскольку малый бизнес напрямую связан с темпами роста ВВП и его качественными характеристиками.
Малый бизнес – это основа современной экономической модели. Она обеспечивает основное конкурентное преимущество рыночной экономики, обеспечивает необходимую гибкость рыночного механизма, создает предпосылки для развития экономики, с одной стороны, создает конкурентную среду, с другой стороны – создает необходимый баланс потребительского рынка путем создания базовых малых компаний, способных быстро реагировать на изменения потребительского спроса. Малый бизнес внес значительный вклад в создание конкурентной среды, которая имеет важное значение для экономики Белорусской Республики.
В условиях рыночной экономики опыт экономически развитых стран показывает, что устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малых и средних предприятий. Этот сектор экономики достаточно мобилен и легко адаптируется к часто меняющимся рыночным условиям, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является основой для появления условий для интенсивного экономического роста. Республика Беларусь не является исключением в этом отношении, и вопрос экономического роста и его источников сегодня как никогда важен.
В то же время малый бизнес в Республике Беларусь по-прежнему характеризуется нестабильностью и слаборазвитостью. В результате исследование значимости малого бизнеса для экономики страны, а также механизмов регулирования и направлений совершенствования в сфере малого бизнеса стало актуальным.
Объект исследования – малое предпринимательство Республики Беларусь.
Предмет исследования – малый бизнес и его развитие в Беларуси.
Цель исследования – выявить особенности малого бизнеса и особенности его развития в Республике Беларусь.
В связи с этим задачами курсового исследования являются:
– изучить теоретические основы развития и регулирования малого бизнеса;
– выявить основные тенденции развития малого бизнеса;
– обозначить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Методологической основой для написания курсовой работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, общеотраслевые методические указания и рекомендации, другой инструктивный материал, а также труды ведущих специалистов по изучаемой проблеме. В работе использованы разработки авторов относительно вопросов состояния и развития малого бизнеса Республики Беларусь, опубликованные в периодической печати и учебниках. При выполнении работы также были использованы электронные публикации в сети Интернет.
Глава 1. Теоретические основы развития и регулирования малого бизнеса
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в экономике государства
Малый бизнес представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных взаимоотношений. Главной целью, равно как и иных разновидностей предпринимательства, является непосредственно удовлетворение потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах и получения прибыли, необходимых для развития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами [15, с. 427].
К основным признакам малого бизнеса относятся независимость и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Данные элементы предполагают, что любое лицо, обладающее стремлением и ресурсами, в состоянии организовать свое производство, основанное на той или иной форме собственности. При этом, такие основополагающие вопросы, как: что производить, как производить и в каком количестве производить решаются субъектами предпринимательства без помощи других.
Прибыль малого предприятия в целом значительно меньше прибыли крупного бизнеса. Но, несмотря на это, малый бизнес является самой распространенной формой предпринимательства.
Субъектами малого бизнеса могут быть различные участники экономической деятельности, в том числе:
- частные лица в индивидуальных и семейных предприятиях;
- группы людей, связанных между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в различных организационно-правовых формах;
- государство в лице его экономических организаций [23, с. 86].
На основании данной классификации, можно сделать вывод о том, что существует три формы малого бизнеса: частная, коллективная и государственная.
Отличительной особенностью малого бизнеса можно назвать его гибкость и адаптация к меняющимся условиям на рынке. Малый бизнес в состоянии реагировать на изменяющийся спрос и текущие потребности населения и отреагировать быстрой мобилизацией своих возможностей и ресурсов. По отношению к крупным организациям, малый бизнес не обременен многочисленным персоналом, нуждающемся в постоянном контроле и управлении, у создателей нет никаких обязательств перед акционерами, кроме того, малому бизнесу достаточно легко перестроить свою стратегию, также достаточно легко происходит процесс переквалификации деятельности.
Глава 2. Основные тенденции развития малого бизнеса
2.1 Особенности зарубежного опыта в развитии малого бизнеса
В мировой практике поощрение малого бизнеса в интересах государства считается нормой. При этом задача государства-не предоставлять финансовые, технические и другие ресурсы малым и средним предприятиям на льготных условиях и любой ценой поддерживать частные инициативы. Во-первых, государство обязано создать правовую и экономическую среду, в которой малый бизнес сможет не только выживать, но и расти и набирать силу.
Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.
Малый бизнес в рыночной экономике выступает в роли основного сектора, определяющего темпы экономического роста Валового Национального Продукта. Все развитые государства активно поддерживают сектор малого бизнеса, так как от него зависит структура и качество ВНП. В развитых странах с рыночной экономикой на малый бизнес приходится 60% - 70% ВНП. Например, в малом бизнесе США вдвое больше содержит рабочих мест, чем в среднем и крупном бизнесах вместе взятых. Вдвое больше осваивает нововведения. В Канаде, Великобритании и Германии на долю малого бизнеса припадает 60%-70% от общего производства страны [28, с. 271].
Всемирный банк публикует ежегодный обзор условий ведения бизнеса, в котором оцениваются нормы, способствующие расширению предпринимательской деятельности, и нормы, ограничивающие предпринимательскую деятельность. Отчет включает в себя 10 показателей, каждый из которых имеет определенные параметры. Рассмотрим ситуацию с развитием и государственной поддержкой малого бизнеса.
В США к малому бизнесу относятся предприятия, отвечающие следующим требованиям:
- один или несколько владельцев;
- до 500 сотрудников в штате;
- активы – не более 5 млн. долларов;
- годовая прибыль – не более 2 млн. долларов.
Структура малого бизнеса в США в 2020 году приведена на рисунке 2.1.
Таким образом, наибольший удельный вес принадлежит организациям сферы услуг 33,36 %, далее следует строительство – 11,62 % и здоровье – 9,25 %.
Большинство малых предприятий сосредоточено в торговле и строительстве. В США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве - 80%, в оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих [28, с. 272].
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Малый бизнес – один из важнейших составляющих современной экономики. В европейских странах малый бизнес получил широкое распространение и на данный момент является приоритетным среди всех форм организаций.
Малый бизнес как приоритетная задача государства включает себя множество положительных моментов, такие как:
- решение экономических и социальных проблем;
- производство значительной части внутреннего валового продукта;
- разрешение актуальной проблемы безработицы посредством создания новых рабочих мест;
- мобилизация всех видов ресурсов и эффективное использование их по назначению;
- создание и внедрение новых проектов, которые ведут к повышению производства;
- максимизация прибыли предприятия;
- прирост дохода у населения;
- мобильность.
Однако малому бизнесу в Республике Беларусь приходится сталкиваться с серьезными трудностями, возникающими в ходе сложного комплекса институциональных преобразований, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, многочисленные административные барьеры, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что рыночная экономика государства не может функционировать в полную силу и постоянно совершенствоваться без малого бизнеса, а его становление и развитие являются одной из главных задач в экономики на данный момент.
Как было указано ранее, для развития малого бизнеса необходимо наличие четко отработанного механизма налогообложения. В этих условиях крайне важное значение приобретают совершенствование и применение новых систем налогообложения, обобщение отечественного и зарубежного опыта.
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. и до сих пор не обрела стабильность. Ежегодно в налоговое законодательство вносятся изменения, которые не всегда улучшают условия для развития малого бизнеса, а наоборот, ухудшают их.
Налогообложение оказывает огромное влияние на развитие малого бизнеса. Определяя объем взимаемых налогов с субъектов малого бизнеса, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес представляет собой свободное экономическое хозяйствование в безусловно всевозможных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.
Роль малого бизнеса в экономике государства определяется возможностью трудоустройства сотрудников, высвобождающихся из больших компаний, вовлечением в производство материальных и финансовых средств населения, расширением производства товаров и услуг, поддержкой в выравнивании условий жизни в различных населенных пунктах.
Малые предприятия ещё больше уязвимы, чем крупные, поэтому они нуждаются в особой поддержке со стороны государства. Современные развитые государства, прекрасно осознавая значимость существования малых предприятий, уделяют особое внимание вопросам развития малого бизнеса.
Ключевыми тенденциями регулировки малого бизнеса являются: государственная поддержка отдельных видов бизнеса, регулирование цен и тарифов, составление правовых основ предпринимательской деятельности, защита конкуренции и др. Государственное регулирование развития малого бизнеса реализуется посредством применения прямых и косвенных методов.
К методам прямого воздействия относятся: лицензирование, государственная регистрация субъектов малого бизнеса, методы ценообразования, квотирование и др. Среди методов косвенного воздействия можно выделить: установление процентной ставки Национального Банка, валютное регулирование, политика ускоренной амортизации и др.
Основными видами государственной поддержки малого бизнеса являются: имущественная, финансовая, информационная, консультационная поддержка и т. д.
Малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью при определенных установленных законами критериях.
Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).
Исследование воздействия малого бизнеса на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально-экономической значимости его функций.
Малый бизнес играет важную роль в экономической и социальной жизни многих развитых стран. Его широко поддерживает государство путем финансирования организаций, установления льготного налогообложения и других средств, способных стимулировать деятельность малого бизнеса.
1. Васильченко, А. О. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь / А.О. Васильченко // Современные аспекты экономики. – Гомель: ПолесГУ, 2019. – №5. – 181-198 с.
2. Высоцкая, О. А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу/ О.А. Высоцкая. – Самара: Право, 2017. – 109 с.
3. Глебова, И.С. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства/ И.С. Глебова. - Казань: Издательский центр КГУ. 2015. – 401 с.
4. Гореико, Н.И. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса/ Н.И. Гореико. – Москва: ИЦ научный центр «Диспут». 2017. – 257с.
5. Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2020-2030 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
6. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
7. Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
8. Директива Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
9. Долгушина, В.А. Сущность и значение малого предпринимательства / В.А. Долгушина // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015 - № 22. – С. 128.
10. Епифанова, Т. В. Экономические и социальные функции малого бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchet.rsue.ru/arxiv.php.
11. Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
12. Информационно-аналитические материалы о развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb.
13. Кошелева, Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-znachenie.malogopredprinimatelstva.
14. Кунин, В.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства/ В.А. Кунин, Е.А. Александрова // Российское предпринимательство. – 2017. – №1 (2). – 36-43 с.
15. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / И. М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2016. – 701 с.
16. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь, 2019. Статистический сборник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/.
17. Малый бизнес: значение для государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru/role.html
18. Минеева, Т.В. Бизнес-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/biznes-inkubator-kak-odin-iz-naibolee-effektivnyh-instrumentov-podderzhki-i-razvitiyapredprinimatelstva.
19. Набатников, В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2016. – 256 с.
20. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/ru/prakt-recommend.
21. Самарина, В.П. Основы предпринимательства: учеб. пособие / В.П. Самарина. – М.: КНОРУС, 2018. – 224 с.
22. Столяров А.В. Стратегия взаимодействия государства и малого предпринимательства как фактор экономического роста: Автореф. дисс. канд. экон. наук. – 08.00.05. – М., 2015. С. 3.
23. Сычева, И.Н. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие / И.Н. Сычева, Е.С. Пермякова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. – 242 с.
24. Туренко, Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/ Т.А. Туренко. - Иркутск: Известия. 2017. – 428с.
25. Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid
26. Филобокова, Л.Ю. Методологические подходы к оценке и управлению устойчивым развитием малого предпринимательства / Л. Ю. Филобокова // Журнал Государственный советник. - 2014 - №2 (6) – С. 65.
27. Хачароева, М.М. Развитие региональной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса: бизнес-инкубаторы/ М. М. Хачароева. – Москва: Мир науки, 2015. – 253с.
28. Хусаинов М.К. Исследование зарубежного опыта финансирования и поддержки малого и среднего предпринимательства / М.К. Хусаинов, А.А..Исоков // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – №2 – 2018 – с. 271-273.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Малое и среднее предпринимательство в цифрах за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статыстыцы Беларусі.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статыстыцы Беларусі.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты