Представление о любви и дружбе в юношеском возрасте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Представление о любви и дружбе в юношеском возрасте»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Представление о любви и дружбе в юношеском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Шкала любви и симпатии».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты опросника «Шкала любви и симпатии».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие любви и дружбы
1.2 Характеристика юношеского возраста
1.3 Особенности проявления любви и дружбы в юношеском возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ И ДРУЖБЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В юношеском возрасте отношения со сверстниками и взрослыми также развиваются раздельно. Эти отношения усложняются, мальчики и девочки начинают играть многие социальные роли, а отношения, в которые они вовлечены, становятся внешне и внутренне похожими на отношения между взрослыми. Они основаны на взаимном уважении и равенстве.
Отношения со сверстниками делятся на дружеские и эмоционального и психологически близкие. Среди сверстников уважают тех, кто обладает такими качествами, как отзывчивость, сдержанность, жизнерадостность, доброта, уступчивость, развитое чувство юмора. Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений молодежи. Дружба измеряется степенью селективности, стойкости и близости.
Если ребенок не делает различия между дружбой и общением, то в подростковом возрасте дружба считается исключительным, индивидуальным отношением. В детстве привязанность ребенка должна постоянно укрепляться, в противном случае привязанность разрушится, а в юности дружба может также поддерживаться на расстоянии, независимо от внешних, ситуативных факторов.
По мере того, как интересы и предпочтения стабилизируются с возрастом, дружба становится более стабильной. Это отражается в повышении толерантности: ссора, которая в детстве может стать причиной разрыва, в молодости воспринимается как часть, которой можно пренебречь ради поддержания отношений.
Осознание любви начинает формироваться в юношеском возрасте. У девочек немного раньше мальчиков. В юношеском возрасте эти понятия развиваются, становятся более устойчивыми. Именно в юношеском возрасте большинство девочек и мальчиков влюбляются. И в зависимости от того, что у них есть представления о любви, чего они ожидают от любви, как они видят своего избранника, они выстраивают свои первые отношения. А именно, эти первые отношения определяют важные аспекты развития личности, морального самоопределения и то, как будет любить взрослый человек. Как следствие, для нас важно познакомиться с любовью в юношеском возрасте.
Феномен любви – это многоплановое, многогранное явление с чрезвычайно сложным и полифоническим содержанием. Любовь не только имеет универсальное, «общее» значение, но и является самым глубоким индивидуальным переживанием, исключительным событием в жизни человека.
Понятия любви включают в себя следующие составляющие: само определение любви, ожидания любви, ценностный уровень любви, образ любимого человека.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие любви и дружбы
Понятие «любовь» имеет различные значения:
a) «Интенсивное и относительно стабильное ощущение субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; оно выражается в социально сформировавшемся стремлении в максимально возможной степени быть представленным личностными чертами в жизненной деятельности другого человека, чтобы пробудить в нем потребность в возвратном ощущении той же интенсивности, напряженности и стабильности» [9, с. 121].
б) «Любовь – это интенсивное, напряженное и относительно стабильное чувство, физически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в желании быть максимально полно представленным собственными личностными чертами в жизни другого человека, чтобы пробудить в нем взаимное желание той же интенсивности, напряженности и стабильности» [10, с. 25].
в) Любовь – это наслаждение видеть любимый и любящий объект, прикасаться к нему, чувствовать его как можно ближе.
г) Любовь – это высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности человека к другому человеку или персонализированному предмету.
e) «Любовь – это особая психическая реальность, характеризующаяся синдромом связанных с ней чувств (эйфория, депрессия, возбуждение) и поведенческих закономерностей (влюбленные чаще разговаривают друг с другом, чаще смотрят друг другу в глаза)» [7, с. 33].
В некоторых монографиях понятие любви подразумевает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развитии. Там, где ее нет, не может быть настоящей любви. Любовь – это милосердие и ответственность любящего человека за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в его сущность с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться человеком.
«Страстное познание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, используемого как бездушное средство познания мира. Это познание через духовное сближение, отождествление с близким человеком, переживание идентичности с ним. Человек, который глубоко и по-настоящему любит кого-то, не может любить его одного. Его грациозные качества распространяют его любовь на окружающих. Любящий человек, лично обогащенный этим чувством, его излишество дает другим людям в виде доброты и сердечности, отзывчивости и гуманности» [4, с.301].
Э. Берн определяет любовь как «самую полную и благородную из всех отношений и включает в себя лучшее из всех отношений: уважение, восхищение, страсть, дружбу и близость. С точки зрения трансакционного анализа, это возможно только тогда, когда родитель теряет зрение и подозрение, а взрослый – предвидение» [3, с.55].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ И ДРУЖБЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования:
Выборка составила 30 респондентов, среди которых было 15 девушек и 15 юношей в возрасте 17-20 лет. В связи с равным количественным составом юношей и девушек в рамках нашего исследования, нами проводилось эмпирическое исследование с применением гендерного анализа результатов исследования.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
С целью определения особенностей любви и дружбы в юношеском возрасте, нами был сформирован научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: любовь и дружба
Предмет исследования: особенности любви и дружбы в юности.
Цель исследования: изучить особенности любви и дружбы в юности.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровень проявлений любви и симпатии в юношеском возрасте.
2. Выделить особенности формирования любви и дружбы в юношеском возрасте.
В ходе исследования нами была использована методика:
1. Шкала любви и симпатии (Приложение А).
Тест предназначен для определения того, что преобладает в отношениях – любовь или дружба. Первоначально, шкала любви и симпатии Рубина был представлена двумя наборами утверждений, каждое из которых включало 13 баллов, затем, по мере разработки методики, количество утверждений было сокращено до 9. При составлении шкал ответов на вопросник Рубина исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых явлений. В частности, важными для измерения были признаны три компонента любви: привязанность, забота и степень близости во взаимоотношениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что любовь и дружба представляют собой сложные психологические понятия, которые определяют особенности формирования межличностных отношений между людьми. Многие исследователи по-разному определяют особенности формирования личности с точки зрения завязывания основополагающих качеств любви и дружбы, однако, они сходятся во мнении о том, что два этих качества основаны на высоком уровне симпатии друг к другу и общностью интересов.
В рамках определения особенностей юности, мы выявили, что основными психологическими характеристиками этого периода являются такие как установление хронологических рамок – 15-18 лет,
– Для современных юношей характерно ускорение биологического созревания (акселерация) и замедление социального созревания перед биологическим созреванием;
– Физическое развитие старшеклассников более медленными темпами, рост размеров внутренних органов пропорционален показателям сосудистой и мышечной систем, в нервной системе тормозные процессы уравновешиваются процессами возбуждения;
– социальная ситуация развития обусловлена подготовкой старшеклассников к самостоятельной жизни;
– Центральная личностная новообразование в юношеском возрасте готовность ребенка к самостоятельной жизни;
– Основными новообразованиями психики старшеклассника являются его мировоззрение.
В советской психологии были проанализированы и альтернативные теории юности и отрочества: физическое созревание, психическое развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и др. Советские психологи детально изучали и описывали закономерности полового созревания, психические интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков и юношей, которые влияют на формирование процесса любви и дружбы.
В молодежной коммуникации были отмечены две противоположные тенденции: расширение ее сферы, с одной стороны, и растущая индивидуализация – с другой. Все исследователи психологии подростков и молодежи, так или иначе, сходятся в признании огромного значения, которое имеет для юношей и учащихся старших классов общение со сверстниками. Отношения со сверстниками находятся в центре жизни юноши, во многом определяя все другие аспекты его поведения и деятельности.
1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова.– М.: ИЦ Академия, 2011. – 336 c.
2. Адлер, А. Схема любви / А. Адлер. – М.: Академия, 2011. – 369 с.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М.: Наука, 2011. – 325 с.
4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c.
5. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2010. – 343 c.
6. Волков, Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2008. – 668 c.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: ПО России, 2009. – 512 c.
8. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология: Тесты / Е.В. Гурова. – М.: Аспект–Пресс, 2005. – 174 c.
9. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ, Владос–Пр., 2013. – 264 c.
10. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. – М.: КДУ, 2013. – 264 c.
11. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Academia, 2018. – 256 c.
12. Изард, Э.К. Психология эмоций / К.Э. Изард. – М.: Академия, 2011. – 345 с.
13. Казанская, К.О. ВПС: Возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. – М.: А–Приор, 2008. – 160 c.
14. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.
15. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник, НИЦ Инфра–М, 2013. – 352 c.
16. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Academia, 2017. – 319 c.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016. – 272 c.
18. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c.
19. Рубина, З. Дети без друзей / З. Рубина. – М.: Академия, 2014. – 358 с.
20. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; под общ. ред. Л.И. Щербакова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 220 c.
21. Фрейд, З. Заметки о любви в переносе / Е.И. Пушкарев. – М.: Академия, 2012. – 378 с.
22. Фромм. Э. Искусство любви / Э. Фромм. – М.: Академия, 2011. – 378 с.
23. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. – 194 c.
24. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 367 c.
25. Юнг, К. О любви / К. Юнг. – М.: Академия, 2014. – 356 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Шкала любви и симпатии».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты опросника «Шкала любви и симпатии».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты