Взаимосвязь успеваемости и учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь успеваемости и учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь успеваемости и учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Малоритская Средняя школа №2, ГУО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета школьной мотивации (модифицированный вариант Н.Г. Лускановой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕВАЕМОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Успеваемость как психолого-педагогическая проблема
1.2 Факторы, влияющие на успеваемость детей младшего школьного возраста
1.3 Характеристика учебной мотивации в психолого-педагогической литературе
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И УЧЕБОЙ МОТИВАЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи успеваемости и учебной мотивации детей младшего школьного возраста
2.3 Разработка рекомендаций по повышению уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе учебная деятельность занимает важное место в системе школьного обучения. Конечным результатом этого процесса должно всегда являться формирование полноценной личности, способной к анализу ситуаций, решению поставленных задач, взаимодействию с социумом. По окончании школы школьник должен овладеть всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые обеспечат ему полноценное существование в дальнейшем. Именно учебная деятельность и связанна с ней академическая успеваемость способствует этому процессу в наибольшей мере.
Большинство современных авторов признают, что если в начальной школе складываются устойчивые познавательные потребности, то они оказывают в целом решающее влияние на ход дальнейшей психической жизни ребенка. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к познанию и учению во многом определяется успешной динамикой и качеством содержания самой учебной деятельности. Академическая успеваемость младшего школьника обусловлена различными факторами, как внешними, так и внутренними. Потому изучение факторов успеваемости младших школьников является важным условием повышения успешности учащихся в учебной деятельности.
Одной из важнейших задач в системе начального общего образования является мониторинг сформированности интеллектуальных и личностных качеств школьников с целью прогнозирования и обеспечения своевременной поддержки, а также развития обучающихся и достижения ими более высоких результатов в школе.
Младший школьный возраст называют вершиной детства, когда на первый план выступает учебная деятельность. По мере формирования учебной деятельности возникают и развиваются новые качества психики: произвольность, Способность к планированию и выполнению действий во внутреннем плане, рефлексия. В этом возрасте не только формируются навыки освоения учебной деятельности, но и важнейшие личностные качества, способствующие достижению успеха в учебе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕВАЕМОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Успеваемость как психолого-педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе имеются разные взгляды на понятие успеваемости. В толковом словаре С.И. Ожегова успеваемость определяется как степень успешности усвоения учебных предметов учащимися [15, с. 145]. Успеваемость – стeпень усвoения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности.
Сущность понятия успеваемости также раскрывается через понятия обучаемости и обученности. Под обучаемостью в психолого-педагогической литературе понимается общая умственная способность к усвоению знаний, восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А.К. Маркова). По мнению З.И. Калмыковой и Н.А. Менчинской, обучаемость является комплексом интеллектуальных свойств, которые обусловливают продуктивность учебной деятельности: осознанность, обобщенность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мышления, восприимчивость к педагогической помощи [11, с. 583].
Обучаемость тесно связана с умственным развитием. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько сам процесс формирования знаний и приемов – степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И УЧЕБОЙ МОТИВАЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи успеваемости и учебной мотивации у детей младшего школьного возраста было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение психологических факторов академической успеваемости младших школьников с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: ГУО «Малоритская Средняя школа №2».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 45 школьников в возрасте 9-10 лет, из них: 21 ученик 4 «А», из них 11 девочек и 10 мальчиков и 24 ученика 4 «Б», из них 13 девочек и 11 мальчиков.
Гипотеза исследования: мы предположили то, что существует взаимосвязь между учебной мотивацией и уровнем успеваемости у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
Цель: выявление академической успеваемости учащихся.
Оценка успеваемости определяется соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успеваемость представляет собой соответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков. Учебная успеваемость отражает результативную сторону обучения, выраженную с помощью оценки. В структуру успеваемости входит: способность комбинировать и использовать в незнакомой ситуации имеющиеся знания, умения и навыки; стремление получать новые знания; отсутствие боязни трудностей учебной деятельности, активность при столкновении с ними; стремление оценивать свои достижения; стремление расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки; хорошая степень усвоения понятий.
Успеваемость детей младшего школьного возраста зависит от многих факторов – внутренних, связанных с психофизическими и личностными особенностями учащихся, и внешних, связанных со школьной и семейной ситуацией. К первой группе факторов относятся: познавательные возможности учащегося, личностные особенности, отношение к школе, учебная мотивация и др. Вторую группу факторов составляют взаимоотношения к семье, отношения со сверстниками и учителем.
Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
1. Бирина, О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О.В. Бирина // Фундаментальные исследования. − 2014. − № 8. − С. 438-442.
2. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е.А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 3. – С. 84-92.
3. Гани, С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте : автореф. дис. … канд. пед. наук / С.В. Гани. – Москва, 2009. – 25 с.
4. Гижицкий, В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников : автореф. дис. … канд. пед. наук / В.В. Гижицкий. – Москва, 2016. – 29 с.
5. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста / О.О. Гонина. – М. : Флинта, 2015. – 272 с.
6. Губин, В.А. Психологические характеристики обучающихся начального общего образования с различной успеваемостью в обучении / В.А. Губин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2016. – № 2. – С. 1-8.
7. Жулина, Г.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2 (7). – С. 123-127.
8. Иванникова, А.А. Влияние тревожности н успеваемость младших школьников / А.А. Иванникова // Современная наука. – 2020. – № 5-1. – С. 429-433.
9. Калинина, Н.Ф. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе / Н.Ф. Калинина // Завуч начальной школы. – 2003. – № 5. – С. 26-39.
10. Курапова, Т. Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников / Т.Ю. Курапова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 223-225.
11. Любушкина, Л.А. Психологические аспекты неуспеваемости младшего школьника / Л.А. Любушкина // Традиции и инновации в современной науке. – Астрахань, 2016. – С. 582-584.
12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
13. Муталимова, А.М. Анализ психологических факторов успешности учебной деятельности / А.М. Муталинова // Известия Дагестанского гос пед. университета. – 2012. – № 1. – С. 69–74.
14. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990. – 921 с.
15. Прихожан, А.М. Психология тревожности дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 280 с.
16. Румянцева, А.Л. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников / А.Л. Румянцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 36–40.
17. Смирнов, М.О. Влияние стилей воспитания на успеваемость / М.О. Смирнов // Проблемы педагогики. – 2018. – № 2. – С. 11-13.
18. Трошина, Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности / Е.А. Трошина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – № 2. – С. 30-37.
19. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 2006. – 243 с.
20. Янгуразова, С.В. Семейное воспитание и его роль в формировании личности / С.В. Янгуразова // Дискуссия : журнал научных публикаций. – 2010. – № 6. – С. 103–107.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета школьной мотивации (модифицированный вариант Н.Г. Лускановой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты