Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей»
по дисциплине: «Социально-педагогическая работа с детьми»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-педагогическая работа с детьми
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тренинг социальной адаптации.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ДЕТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Основные функции и направления деятельности специалистов СППС по охране и защите детства
1.2 Законодательная база Республики Беларусь в сфере социальной защиты несовершеннолетних
1.3 Основные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ЗАКОННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Технологии работы КДН и органов опеки и попечительства с детьми, оказавшимися в экстремальной ситуации
2.2 Технология социально-педагогической работы с замещающей семьей
2.3 Технология социальной защиты воспитанников детских домов и интернатных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.
Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жилье, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ДЕТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Основные функции и направления деятельности специалистов СППС по охране и защите детства
В истории любой страны бывают периоды, когда социальные процессы или проблемы становятся чрезвычайно актуальными. В сегодняшней Беларуси к этим несомненным проблемам относится, в первую очередь, защита прав детей. Внимание к этой проблеме нельзя объяснить только повышением уровня общественного сознания, скорее, это необходимое условие защиты (подобно инстинкту самосохранения) общества от дезинтеграции. Возможность достижения социального благополучия общества в долгосрочной перспективе напрямую зависит от ценностей, которые прививаются детям, и условий, в которых они живут и воспитываются. Необходимость принятия конкретных мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних ставит вопрос об углубленном изучении проблемы защиты детства, раскрытии и обосновании ее теоретических и методологических основ с целью организации эффективной практической деятельности по обеспечению социальной защиты детей [2, c. 12].
Детство – это этап развития человека, который предшествует взрослой жизни и характеризуется интенсивным ростом тела и формированием высших психических функций [13].
Права ребенка – это гуманитарно-правовая проблема, в которой реализуются права и свободы, принадлежащие несовершеннолетним от рождения, по отношению к которым применяется концепция наилучшего обеспечения интересов ребенка. Центральным элементом является достойная подготовка несовершеннолетних к самостоятельной жизни, воспитание в духе инициативы и творчества, а также уважения прав и свобод других людей, соблюдения морально-этических норм общества [14].
Охрана детства (в самом широком смысле) – все вопросы, связанные с воспитанием и благополучием детей, как в семье, так и в различных учреждениях, организациях и государственных службах. Социальная педагогика занимается всеми этими аспектами. Аналогичным образом, интерес представляют питание детей, образование, первичное медицинское обслуживание и т.д. [3].
Охрана детства (в узком смысле) – это функция должностного лица, специалиста по защите детей и социально-педагогической службы, которая призвана изучать ситуации, выявлять нарушения прав, оказывать помощь и защиту. В самом общем смысле защита детства – это система практических мер по защите прав и законных интересов детей и подростков, созданию нормальных условий для их развития и воспитания [3].
Охрана детства – это создание государством условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и воспитания; комплекс мер по защите и обеспечению здорового развития детей [3].
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ЗАКОННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Технологии работы КДН и органов опеки и попечительства с детьми, оказавшимися в экстремальной ситуации
Обеспечение прав и законных интересов детей, их защита – это не только право и обязанность их родителей, но и ответственность государственных органов в рамках их компетенции.
Органы и учреждения системы профилактики социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних в рамках своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, защищают их от любых форм дискриминации, физического или психического насилия, жестокого обращения, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявляют несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Компетенция каждого из ведомств, участвующих в профилактике детской безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних, различна.
Статья 3 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» определяет ряд государственных органов и иных организаций, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей. К ним относятся комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратура и суд, а также иные уполномоченные законом организации, уделяющие приоритетное внимание в своей деятельности защите прав и законных интересов детей.
Люди, окружающие ребенка, попавшего в беду и лишившегося родительской защиты, должны сообщать об этом в органы опеки. Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы. Органы опеки решают вопрос об устройстве ребенка в государственное учреждение, в семью или под опеку [38].
Орган опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка вправе изъять ребенка, как у родителей, так и у других лиц, на попечении которых он находится.
Технология социальной опеки представляет определенный порядок передачи детей на воспитание в семью опекунов, в специализированные учреждения для детей-сирот или интернаты, дома семейного типа или приемные семьи [38]:
- определение места установления опеки и попечительства. Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя).
- порядок выявления лиц, которых необходимо взять под социальную опеку и попечительство.
- определение полномочий органов опеки и попечительства по временному обеспечению несовершеннолетних, подлежащих опеке или попечительству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Охрана детства – это создание государством условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и воспитания; комплекс мер по защите и обеспечению здорового развития детей. В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.2006 № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждениях образования создается социально-педагогическая и психологическая служба. В рамках своей компетенции СППС выполняет функции, позволяющие реализовать следующие задачи: оказание социальной и образовательной поддержки и оказание психологической помощи несовершеннолетним. Направления профессиональной деятельности специалистов СППС следующие: информационно-аналитическая деятельность, профилактические и образовательные мероприятия, диагностическая деятельность, коррекционно-развивающие мероприятия, консультационная деятельность, охранная деятельность, методическая деятельность, работа по повышению профессионального уровня.
Механизм защиты прав и свобод ребенка включает международные и национальные средства правовой защиты. Защита прав и свобод человека является фактором, гарантирующим реализацию прав и свобод человека. Международный механизм защиты прав и свобод ребенка – это совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договоре основные права и свободы ребенка и обязательства мирового сообщества в лице конкретных государств по их реализации. Данный механизм защиты прав и свобод детей также включает в себя контрольные органы, на которые возложены функции по защите прав и свобод человека. На национальном уровне защита прав и свобод ребенка заключается в деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на реализацию прав и свобод ребенка. Его основные характеристики заключаются в том, что он осуществляется специальными органами и направлен на восстановление нарушенных прав. Средства защиты прав и свобод человека состоят из государственной и общественной защиты, судебной и внесудебной защиты прав и свобод человека. Важнейшим фактором защиты прав и свобод детей является законодательное регулирование их прав и свобод. Белорусское законодательство о правах и свободах детей достаточно обширно и включает в себя Конституцию Республики Беларусь, Закон «О правах ребенка», иные нормативные правовые акты, а также международные нормы права (Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года, принятая на основе названной Декларации).
1 Беспалов, Ю. Ф. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка / Ю. Ф. Беспалов // Российская юстиция. – 1997. – № 7.
2 Василькова, Ю.В. Социальная педагогика : курс лекций : учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 2-е изд, стереотип. – М. : Академия, 2000. – 440 с.
3 Вишнева, В.И. Охрана детства : учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / В.И. Вишнева. – Минск, 2015. – 137 с.
4 Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
5 Галагузова, М.А. Социальная педагогика : курс лекций / М.А. Галагузова. – М. : Владос, 2001. – 416 с.
6 Горева, О.М. Проблемы социального сиротства в современной России / О.М. Горева, Л.Б. Осипова, Е.А. Сербина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1.
7 Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 9 янв. 2017 г. – Минск : Академия МВД, 2017. – 406 с.
8 Декларация прав ребенка 1959 года [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml.
9 Декрет № 18 [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа : http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=13921.
10 Дети и молодежь Республики Беларусь / Статистический сборник. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 231 с.
11 Дмитрук, В. Н. Общая теория государства и права : краткое изложение курса / В. Н. Дмитрук, В. А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2006. – 194 с.
12 Дорожкина, О.А. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России : автореф. дис. … д-ра пед. наук / О.А. Дорожкина ; Ин-т педагогики и соц. работы Российской акад. образования. – М., 2001. – 41 с.
13 Здрок, О.Н. Защита прав и интересов несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / О.Н. Здрок ; БГУ. – Минск, 1999. – 22 с.
14 Искрин, Н.С. Социальное сиротство в России : актуальность комплексного подхода к проблеме / Н.С. Искрин // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – № 4 (23).
15 Каменецкая, М.С. Семейное право России : учебно-практическое пособие / М.С. Каменецкая. – М. : ЕАОИ, 2007. – 387 с.
16 Кеник, А. А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А. А. Кеник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Дикта, 2008. – 316 с.
17 Кепова, Н. Г. Теоретические и практические вопросы опыта работы в сфере усыновления / Н. Г. Кепова // Юридический журнал. – 2011. – № 6. – С. 88-88.
18 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье : принят Палатой представителей 3 июн. 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июн. 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на от 24 окт. 2016 г. – Минск : НЦПИ РБ, 2016. – 220 с.
19 Кодекс Республики Беларусь об образовании : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 г.- Минск : Дикта, 2015. – 10 с.
20 Козак, М. А. Права ребенка : учебно-методическое пособие / М. А. Козак, С. М. Алексеенко. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2007. – 118 с.
21 Конвенция о правах ребенка 1989 года [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
22 Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
23 Летова, Н. В. Усыновление как приоритетная форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Н. В. Летова. – Томск, 2003. – 2002 с.
24 Льготы и гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей [Электронный ресурс] / ГУО Средняя школа г. Орши № 20. – Режим доступа : http://school20.goroo-orsha.by/index.php?catid=104:2013-12-15-12-18-54&id=1787:2013-12-15-12-38-28&Itemid=434&option=com_content&view=article.
25 О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Закон Респ. Беларусь, 21 декабря 2005 г. № 73-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
26 О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 6 июля 2006 г. № 840 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
27 О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 9 дек. 2014 № 572 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
28 О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 нояб. 2006 г., № 18 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 23.02.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
29 О правах ребенка : Закон Респ. Беларусь, 9 нояб. 1993 г., № 2570-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.05.2016 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
30 Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите : Постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 28 июля 2004 г. № 47 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
31 Об утверждении Положения о детском доме семейного типа : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 февр. 2006 г. № 289 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
32 Об утверждении Положения о патронатном воспитании : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 июн. 2012 г., № 596 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
33 Об утверждении Положения о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 июня 2006 г. № 748 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
34 Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 дек. 2003 г. № 1599 : в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 14.04.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
35 Об утверждении Положения о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 мая 2006 г. № 637 : в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 03.04.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
36 Об утверждении Положения о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 февр. 2006 г. № 290 : в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 05.02.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
37 Об утверждении Положения о приемной семье : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 окт. 1999 г. № 1678 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
38 Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 окт. 1999 г. № 1676 : в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 15.05.2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
39 Опека [Электронный ресурс] / Dadomu.by. – Режим доступа : http://www.dadomu.by/page/opeka.
40 Рыбинский, Е.М. Социальные реальности детства в современном российском обществе : дис. … д-ра соц. наук ; НИИ детства РДФ / Е.М. Рыбинский. – М., 1998. – 78 с.
41 Свыше 3 тыс. детей-сирот усыновлены в Беларуси за пять лет [Электронный ресурс] / Новости Беларуси. – Режим доступа : http://www.belta.by/society/view/svyshe-3-tys-detej-sirot-usynovleny-v-belarusi-za-pjat-let-186971-2016/.
42 Смирнова, Е.И. Проблема сиротства : реальность и ожидание. Аннотированный библиографический список литературы / Е.И. Смирнова. – Витебск : ГУ «Витебская областная библиотека им. В.И. Ленина», 2008. – 12 с.
43 Формы устройства ребенка в семью [Электронный ресурс] / SOS Детские деревни Беларусь. – Режим доступа : http://sos-villages.by/pravovaya-baza-belarus/formy-ustroystva-rebenka-v-semyu.
44 Чернявская, А. С. Права несовершеннолетних : книга для взрослых / А. С. Чернявская : Респ. правозащитное обществ. объединение «Белорусский Хельсинкский комитет». – Минск : Тесей, 2006. – 22 с.
45 Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот : социально-эмоциональные проблемы / Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова. – Спб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 108 с.
46 SOS Детская деревня Боровляны [Электронный ресурс] / SOS Детские деревни Беларусь. – Режим доступа : http://sos-villages.by/chto-my-delaem/sos-detskaya-derevnya-borovlyany.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тренинг социальной адаптации.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты