ГЛАВА 2. Практическая реализация на уроке дифференцированного подхода в школе I ступени общего среднего образования
2.1 Условия дифференцированного подхода на уроке русского языка
2.2 Анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования
2.3 Рекомендации педагогам по применению дифференцированного подхода
Глава 2. Практическая реализация на уроке дифференцированного подхода в школе I ступени общего среднего образования
2.1 Условия дифференцированного подхода на уроке русского языка
На уроках русского языка используется дифференцированный подход, который позволяет раскрыть и развить способности учащихся, в полной мере удовлетворить образовательные потребности каждого ученика, адаптировать весь учебный процесс к особенностям учащихся, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.
Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, демонстрация его практической значимости не могут быть оторваны от дифференцированного подхода подачи этого материала, чтобы каждый ребенок мог работать в зоне своего ближайшего развития.
Для обеспечения активной учебно-познавательной деятельности использую активные формы обучения: групповые, парные, индивидуальные. На уроках русского языка я стремлюсь к тому, чтобы у детей не было скучных и грустных лиц, а их глаза светились огнем желания учиться.
Сегодня существует множество методик, направлений, педагогических работ, обобщающих опыт не одного поколения педагогов, цель которых – помочь учителю в его профессиональном росте. Современный учитель должен оперативно воспринимать то, что становится наиболее актуальным в вопросах воспитания, владеть технологиями, которые позволяют ему формировать личность, стремящуюся к самопознанию, самоопределению, самореализации.
Выявляя индивидуальные способности учащихся, следует развивать их умение мыслить глубоко, творчески, свободно и эмоционально. Учитель может сделать трудные задания легкими, тем самым помогая ученикам усвоить программный материал. А реальным способом достижения такой цели является индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в освоении норм современного русского языка – проблема, которую можно решить, используя дифференцированные методы обучения.
2.2 Анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования
С целью определения особенностей применения дифференцированного подхода на уроках русского языка, нами было проведено эмпирическое исследование в 4 классе. В исследовании приняли участие 15 учащихся, которые условно были разделены на 3 группы: сильноуспевающие, средний уровень, и низкоуспевающие. Каждой группе были предложены занятия, которые соответствовали уровню успеваемости.
Задание для сильноуспевающих учеников:
Уровень А. Разбери предложения по членам, дай им характеристику.
Лес пахнет дубом и сосной.
Угрюмо бор гудит.
Ночью ветер злится да стучит в окно.
Москва – столица России.
Задание для учащихся со средней успеваемостью
Разбери предложения уровня А +
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.
Задания для слабоуспевающих учеников:
Уровень С. Поставь пропущенные знаки препинания, разбери предложения, дай им характеристику.
Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
Летний вечер тих и ясен.
Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
Язык это путь цивилизации и культуры.
2.3 Рекомендации педагогам по применению дифференцированного подхода
Основными рекомендациями для педагогов рамках применения дифференцированного подхода на уроках русского языка:
1. Не заставляйте детей, которые не хотят работать вместе, работать в группе.
2. Не наказывайте детей, лишая их права работать вместе.
3. Необходимо четко объяснять цель групповой работы, не только дидактическую, но и социальную.
4. Во время групповой работы не должно быть списывания!
5. Продолжительность групповой работы не должна превышать 15-20 минут в 1-2 классах, 20-30 минут в 3-4 классах.
6. Не требуйте абсолютной тишины. В классе может быть условный сигнал, свидетельствующий о превышении уровня шума (звонок).
7. Не переходите к более сложной работе, пока не отработаны простейшие формы общения.
8. Рекомендуется периодически менять состав групп. Если вы видите, что работа в группе идет хорошо, можно попробовать сохранить группу.
9. Больше доверяйте ученикам, постепенно передавая им инициативу групповой работы.
Необходимым и достаточным условием эффективной групповой работы является соблюдение учениками правил, которые они сами выработали. В 1 и 2 классах правила выглядели следующим образом:
- Внимательно выслушать задание учителя.
- Обсуждать мнение каждого. Умей спокойно прийти к согласию.
- Внимательно слушать собеседника.
- Принять окончательное решение. Выберите человека, который будет отвечать.