Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №153, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект уроков по «Изобразительному искусству».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект уроков по «Изобразительному искусству».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятий «творчество», «творческие способности», «творческий потенциал личности » в педагогическом контексте
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
1.3 Потенциал учебных предметов эстетического цикла в развитии творческих способностей младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников
2.2 Система заданий по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения (на примере одного предмета)
2.3 Методические рекомендации для педагога по развитию творческих способностей учащихся
Выводы по второй главе
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей различных областей научного знания. Многие исследователи отмечают, что традиционная система образования уделяет недостаточно внимания развитию творческих способностей учащихся, так как цель обучения – это не только овладение знаниями и навыками, но и развитие наблюдательности, воображения и воспитание творческой личности в целом. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем формирования потребности личности в творческой деятельности, творческом отношении к действительности.
Формировать творческий потенциал личности особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б. М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [1, с. 98]. Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается, и это искусство, которое обладает большими возможностями для развития творческой активности личности учащихся.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, представленному в искусстве, можно развить его креативность, творческий потенциал.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать систему творческих заданий для младших школьников, направленную на развитие их творческих способностей в процессе обучения.
Задачи исследования.
- уточнить сущность понятий «творчество», «творческие способности», «творческая активность»;
- выявить особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
- определить потенциал учебных предметов эстетического цикла в развитии творческих способностей младших школьников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятий «творчество», «творческий потенциал личности», «творческие способности» в педагогическом контексте
Н. Роджерс заключает: «Творчество – есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» [6, с. 14] . Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. Творчество – есть наша сущность, наша жизненность. Перекрыть этот процесс означает вызвать болезнь как на уровне отдельного индивида, так и на уровне культуры в целом. Творческое выражение не соответствует догме или заранее заготовленной форме. Творчество – есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Творчество – есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. Но творческим процессом могут быть и взаимоотношения между людьми» [21, с. 10].
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным, который связан теснейшим образом с нашей памятью, и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений.
Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом нa палке, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в красноармейца, в моряка, – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Конечно, в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию.
Выводы по первой главе
Рассмотрев теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников мы можем сделать следующие выводы:
1. Категория активности является наиболее общей в исследовании природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности, т.к. активность в целом определяет как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию и совокупность инициативных действий субъекта, обусловливаемых его внутренними противоречиями, опосредованными влияниями среды, она имеет главной задачей направлять личность в определённое деятельностное русло, побуждает человека действовать, активизирует его. Конкретные проявления активности человека имеют свои качественные и количественные признаки, неразрывно выступающие в актах поведения и деятельности.
2. Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческих способностей, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому, важное значение приобретает проблема развития творческих способностей учащихся как высшего уровня всех видов активности именно в этом возрасте.
Развитие креативных способностей учащихся младшего школьного возраста осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми.
Творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности – и в математике, и в музыке, и в живописи.
3. Приобщение детей к искусству стимулирует развитие всех способностей в полной мере, так как искусство выступает, с одной стороны, как средство активизации и укрепления свойств и способностей, необходимых в других видах деятельности, с искусством не связанных, с другой – искусство – это специфическая форма познания действительности, неотъемлемая часть художественной культуры, без овладения которой невозможно плодотворное развитие личности, как общее, так и специальное. Именно поэтому одной из главнейших задач учреждения образования является приобщение личности к искусству, как мощнейшему средству формирования его творческой активности с дальнейшей социализацией личности, что и составляет воспитательную функцию учреждения образования.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников
Как отмечалось выше в первой главе, развитие творческих способностей младшего школьника играет большую роль в формировании всесторонне развитой личности, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён констатирующий эксперимент, в котором мы определили цель нашего исследования.
Цель: изучить уровень развития творческих способностей младших школьников.
В эксперименте принимало участие 15 детей, возраст которых 7-8 лет (Приложение А).
Эксперимент проводился в нормальной обстановке в дневное время.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев развития творческих способностей позволило определить уровень сформированное этого качества. Инструкции к выполнению заданий каждый младший школьник прослушал.
Использовались следующие методики:
1. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» Артоболевский И.И. и др. Детская энциклопедия в 12т., Искусство - М.: Педагогика, 2014. - Т.12. - 576с.
Цель методики: определить уровень развития воображения детей младшего школьного возраста. «Дорисовывание фигур» является достаточно интересной и простой в использовании методикой. В себя данная методика 27 включает стимульный материал, включающий в себя ряд геометрических фигур и фигур с неопределённой формой.
Эта методика позволит определить уровни воображения и способность создавать оригинальные образы. Прежде чем проводить эксперимент, учащимся было подробно рассказано, что они должны сделать: «Ребята, посмотрите на ваши столы. На них вы найдёте интересные карточки. Посмотрите внимательно на эти волшебные фигуры. Волшебные они от того, что каждая из них может превратиться во что угодно. Ваша задача просто внимательно осмотреть все фигурки, подумать и дорисовать их в то, что вам пришло на ум. Не торопитесь, выполняя данное задание. Не забудьте подписать свои волшебные карты». Время, потраченное на выполнение, не фиксировалось.
После того, как дошкольники выполнили поставленную перед ними задачу, их карточки были собраны для выявления результатов. Для оценки уровня каждого ребёнка высчитывался коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых превращается в один и тот же элемент. Например, квадрат и треугольник превращаются в экран телевизора. Это считается повторением. Оба изображения не засчитываются ребенку.
Выводы по второй главе
Рассмотрев теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения мы можем сделать следующие выводы:
1.Для изучения творческих способностей младших школьников нами было выбрано 2 диагностические методики: методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» и методика Р.С. Немова «Вербальная фантазия». В процессе дорисовывания фигур наблюдались схематические рисунки с использованием заданной фигурки, они примитивные, шаблонные. Многие обращались за помощью и просили подсказать, что это может быть. На вопрос: «Почему ты не стал рисовать эту фигуру?». Учащиеся чаще всего отвечали, что они не могут представить то, что она будет в конечном итоге отображать. В процессе составления рассказала были трудности, рассказ был эмоционально неокрашен, терялись части рассказа и смысл.
2.Игры и задания помогают раскрыть творческих способности учащихся, помощь учащимся.
3.Нами были рассмотрены рекомендации для учителей в которых мы рассмотрели условия для развития творческих способностей, формы работы на уроках, а также подготовил конспекты уроков по изобразительному искусству.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект уроков по «Изобразительному искусству».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект уроков по «Изобразительному искусству».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты