Методики оценки конкурентоспособности продукции
БГУИР (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методики оценки конкурентоспособности продукции»
по дисциплине: «Бренд-менеджмент»
2021
45.00 BYN
Методики оценки конкурентоспособности продукции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Бренд-менеджмент
Организация: Поставымебель, ОАО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью продукции организации
1.1 Современное представление о сущности конкурентоспособности продукции
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции: принципы, параметры
1.4 Зарубежный опыт управления конкурентоспособностью продукции
2 Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Поставымебель»
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ ассортимента выпускаемой продукции
2.3 Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности продукции
3 Направления повышения конкурентоспособности ОАО «Поставымебель»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция, вне всяких сомнений, была, есть и будет двигателем прогресса. Однако ее сегодняшние формы разительно отличаются от тех, что существовали во времена Адама Смита, две с половиной сотни лет тому назад создавшего свое учение о «невидимой руке» рынка. Современная конкуренция во многом напоминает футбольный турнир, где каждый отдельный игрок вынужден играть уже не столько на индивидуальный, сколько на общий, командный результат.
Беларусь придает конкурентоспособности своих товаров и услуг приоритетное значение. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.
Конкурентоспособность продукции – это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность продукции является относительной величиной и выражает различие сравниваемых товаров-конкурентов по степени соответствия их характеристик требованиям конкретного потребителя на данном рынке.
Конкурентные преимущества продукции достигаются за счет производства прежде всего нового востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос на рынке, выгодно отличается от аналогичных товаров-конкурентов, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает товаропроизводителю стабильность в получении прибыли и на этой основе – расширенное воспроизводство средств производства и рабочей силы.
1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью продукции организации
1.1 Современное представление о сущности конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность товара – совокупность характеристик объекта, удовлетворяющего ту или иную потребность человека в течение определенного периода времени в условиях конкуренции на свободном рынке. Потребительские свойства и цена являются основными составляющими конкурентоспособности.
Товар может стать конкурентоспособным, т. е. занять достойное место в ряде аналогов и субститутов, только если он соответствует такой неуловимой и многозначной концепции, как качество.
Качество товара – это совокупность потребительских свойств товара, определяющих его пригодность для удовлетворения текущих и перспективных потребностей в соответствии с его сроками. Следующим фактором, определяющим конкурентоспособность товаров и услуг, является цена.
Цена – это сумма денег (товаров, услуг), за которую продавец готов продать, и покупатель соглашается купить единицу товара или услуг, является формой стоимости товара, которая проявляется в процессе обмена. Исторически, цены покупателей и продавцов были установлены во время переговоров друг с другом. Продавцы обычно требуют цену выше того, что они хотели получить, а покупатели – ниже того, что они хотели заплатить [3, C. 78].
2 Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Поставымебель»
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
ОАО «Поставымебель» (ранее – Поставский завод по производству учебного оборудования) – уникальное предприятие, построенное в 1980 году для обеспечения учебных заведений всего Советского Союза школьной мебелью и оборудованием. Ассортимент продукции насчитывает более 200 изделий (в том числе школьная мебель). Уникальность предприятия заключается в том, что оно было и есть единственным государственным предприятием (доля акций государства – 100%), которое специализируется на выпуске мебели для учебных заведений, в частности школьной мебели. Благодаря тому, что ОАО «Поставымебель» накопило богатый опыт в производстве школьной мебели, а также проведенной масштабной модернизации, предприятие успешно реализует свою продукцию (парты, столы, верстаки и т.д.), участвуя в конкурсных торгах на равных с частными предприятиями, и в состоянии предложить самые современные технологии производства школьной мебели.
Продукция предприятия реализовывается внутри республики и за ее пределами (Латвия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Германия). Ежегодно на выставках мебели завоевывает дипломы победителей.
Общество действует на основе законодательства Республики Беларусь и Устава. Специализация – деревообработка. Деятельность ОАО «Поставымебель» направлена на повышение благосостояния граждан Республики Беларусь.
На предприятии используется линейно-функциональная структура управления, смешанная с дивизионной структурой, в рамках которой по обеспечивающим работу предприятия направлениям деятельности использована линейно-функциональная система управления, а в части обеспечения основных направлений деятельности предприятия используется дивизионная схема управления с выделением секторов и их начальников по основным направлениям работы.
3 Направления повышения конкурентоспособности ОАО «Поставымебель»
В качестве мероприятия для повышения конкурентоспособности продукции можно предложить замену мебельных ручек и фурнитуры. Данное мероприятие поднимет конкурентоспособность в категории цена, поскольку будет выбран более дешевый поставщик фурнитуры, так и в категории качество – новые ручки будут выполнены из высококачественной нержавеющей стали и иметь более привлекательный внешний вид.
Рассмотрим следующих поставщиков металла для ручек (нержавеющей стали):
- «Outokumpu» (Финляндия);
- ООО «Нержавейка 24» (Республика Беларусь, г. Минск);
- ООО «Нержавеющая компания» (Республика Беларусь, г. Минск);
- ПАО «Мечел» (Россия, г. Москва);
- АО «Металлургический завод «Электросталь» (Россия, г. Электросталь).
В таблице 3.1 представлена характеристика отобранных критериев по каждому из поставщиков (цена, качество, удаленность, условия платежа, срок поставки, сбой поставки, ассортимент, предоставление скидки, транспортные расходы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Конкурентоспособность продукции – комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Существует множество методов оценки конкурентоспособности продукции, наиболее известными из которых являются квалиметрический метод, графический метод (радара конкурентоспособности), экспертный метод, дифференциальный метод.
В целом белорусская продукция обладает невысоким уровнем конкурентоспособности, за исключением лишь некоторых товарных групп. Для повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий необходимо непрерывно повышать качество с целью соответствия ее мировым стандартам, при этом продавать ее по конкурентоспособной цене.
ОАО «Поставымебель» – уникальное предприятие, построенное в 1980 году для обеспечения учебных заведений всего Советского Союза школьной мебелью и оборудованием. Ассортимент продукции насчитывает более 200 изделий (в том числе школьная мебель).
За 2015 год ОАО «Поставымебель» получена выручка от реализации товаров, работ, услуг в действующих ценах 5188 тыс. р., в 2016 году прирост выручки составил 2,68 %, в 2017 – ещё 21,94%. Такой рост выручки от реализации товаров, работ, услуг предприятия связан с ростом спроса на продукцию и приемлемыми ценами. Среднегодовая стоимость основных средств в 2016 гг. заметно выше, чем в 2015 и 2017 году, что связано с вводом в данном периоде новых основных средств.
Среднесписочная численность персонала растет на 8 чел. в 2016 году и на 2 чел. снижается в 2017 году вследствие сокращения аппарата управления и найма большего количество рабочих.
1 Абчук, В. А. Менеджмент / В. А. Абчук. – Санкт-Петербург: Союз, 2016. –463 с.
2 Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. – Москва: ОАО «Типография «Новости», 2015. – 256 с.
3 Акимова, Т. А. Теория организации / Т. А. Акимова. – Москва: ЮНИТИ ДАНА, 2018. – 363 с.
4 Ермолович, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности / под. ред. Л. И. Ермолович. – Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2016. – 576 с.
5 Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 344 с.
6 Баринов, В. А. Стратегический менеджмент: учебник / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. – Москва: ИНФРА-М, 2016. – 238 с.
7 Басовский, Л. Е. Маркетинг / Л. Е. Басовский. – Москва: ИНФРА-М, 2017. – 219 с.
8 Бондарь, Н. П. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика / Н. П. Бондарь, О. В. Васюхин, А. А. Голубев, В. И. Подлесных. – Санкт-Петербург: Бизнес-Пресса, 2016 – 480 с.
9 Вахрушев, В. Принципы японского управления / В. Вахрушев. – Москва: Прогресс, 2017. – 76 с.
10 Велесько, Е. И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Е. И. Велесько, А. А. Неправский. – Минск: БГЭУ, 2019. – 307 с.
11 Виханский, О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – Москва: Экономисть, 2018. – 670 с.
12 Герчикова, И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. – Москва: ЮНИТИ, 2016. – 501 с.
13 Глушаков, В. Е. Стратегический менеджмент / В. Е. Глушаков. – Минск: Экоперспектива, 2015. – 664 с.
14 Дункан, Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Дж. У. Дункан. – Москва: Дело, 2016. – 272 с.
15 Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. – Москва: Магистр, 2018. – 528 с.
16 Золотогоров, В. Г. Организация и планирование производства / В. Г. Золотогоров. – Минск: ФУАинформ, 2015. – 528 с.
17 Ильенкова, С. Д. Производственный менеджмент / С. Д. Ильенкова. – Москва: ЮНИТИ, 2017. – 519 с.
18 Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента / Н. И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2016. – 336 с.
19 Кузнецов, Б. Т. Стратегический менеджмент / Б. Т. Кузнецов. – Москва: ЮНИТИ, 2017. – 624 с.
20 Курулев, А. П. Менеджмент на предприятии: курс лекций / А. П Курулев. – Минск: ИСЗ, 2018. – 204 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты