Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов к другим людям
МГПК (Минский городской педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов к другим людям»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов к другим людям
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Организация: Средняя школа № 51, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ
1.1 Сущность понятия ценности и эмоционально-ценностного отношения
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Характеристика эмоционально-ценностного отношения детей младшего школьного возраста к другим людям
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ВВЕДЕНИЕ
Поведение ребёнка в обществе берёт свои корни из семьи. Ещё с раннего детства родители помогают своим детям выстраивать хорошие отношения со своими сверстниками. Говоря, как нужно себя вести, что нужно делать, что говорить, они учат их по-своему «правильному» поведению в обществе. Задача учителя, содействовать в формировании у детей позитивных эмоционально-ценностных отношений к окружающим их людям. Для этого, он должен знать психологические особенности учащихся, их личностные качества, чтобы найти подход к каждому и устранить возможные негативные отношения в коллективе.
Данная тема всегда была достаточно актуальна и востребована и требует постоянного развития, а в наше время, когда требования современного общества стали более жесткими к сфере образования и психологического комфорта учащихся в пределах школьного пространства, эта тема стала еще более значимой, как для педагога, так и для учащихся, их родителей и общества в целом. Вся жизнь общества играет огромную роль и накладывает определенный отпечаток на формировании личности ребенка, его психологическое состояние и в итоге его отношение к окружающему миру, обществу и самому себе.
Формирование здорового, позитивно-психологического состояния учащихся обсуждается с самых первых дней, как только ребенок пошел в школу. Потому что его эмоциональное развитие с этого момента во многом зависит от опыта, который он уже приобретает вне дома.
И вот поэтому так много этой теме уделяется времени на родительских собраниях, классных часах, факультативах. Пишется масса литературы и транслируются различные теле- и радиопередачи. Проводятся всевозможные изучения и исследования по этим вопросам.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ
1.1 Сущность понятия ценности и эмоционально-ценностного отношения
Ценностные отношения формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для их развития является возраст 6–12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и места человека в нем.
Понятие ценности имеет несколько значений. Во-первых, ценности – это реальные предметы и явления, важные для культуры, духовной жизни общества и человека. Все многообразие природных объектов и предметов человеческой деятельности может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться с позиций значимости, полезности, необходимости. Во-вторых, ценности характеризуются как мотивационные структуры личности, т.е. личностные ценности – представления о совершенстве в различных сферах жизни, а также оценки и установки, являющиеся ориентирами деятельности. Не будем углубляться во все многообразие определений ценностей, поскольку далее речь пойдет о формировании ценностных отношений младших школьников на уроках окружающего мира [11, с. 65].
По мнению М. Вебера – ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы является изучение условий формирования позитивного отношения младших школьников к другим людям и их эмоционального контроля. Исходя из цели работы, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
База исследования: ГУО «Средняя школа №51 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 30 учеников младшего школьного возраста (возраст 6-7 лет), среди которых 17 девочек и 13 мальчиков.
Для исследования условий формирования позитивного отношения младших школьников к другим людям была проведена диагностика с помощью следующих методик:
– методика «рассказ о друге» Е.О. Смирновой;
– метод наблюдения.
Методика «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой [19]. Цель: выявление характера восприятия и видения сверстника.
Педагог индивидуально с каждым ребенком проводит беседу, в ходе которой выясняет, кто с кем дружит, а с кем нет. Далее детей просят дать характеристику каждому из названных ребят. Анализируя ответы, выделяют два типа высказываний:
– характеристики самого ребенка и указание на его способности;
– характеристики сверстника, которые опосредованы его отношением к испытуемому.
При обработке результатов подсчитывается процентное соотношение высказываний этих двух типов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества. Ценностное отношение понимается как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного. Эмоционально-ценностные отношения – это интегрированный опыт отношений человека с природой, обществом, другими людьми, определяющий специфику его переживаний, особенно восприятия действительности, характер поведенческих реакций, направленных на личностное осмысление различных объектов.
Младший школьный возраст – это особый период жизни, в который ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. В 6-7–летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
На основе материалов исследований авторов также практического опыта определены четыре системы актуальных отношений в младшем школьном возрасте: отношение к себе, к родителям, к сверстникам и к учителю. В исследовании эмоционального компонента ценностного отношения ребенка младшего школьного возраста представляется интересным изучение выбора им наиболее комфортной сферы отношений, персональных предпочтений в общении, выбор круга лиц (детей и взрослых), с кем бы общение могло было бы проходить максимально длительно, позитивность – негативность оценки отношений в той или иной сфере, значимость и интерес к этим отношениям.
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 321 с.
2. Васильева, С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие / С.В. Васильева. – СПб, 2015. – С. 128
3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2004. – 328 с.
4. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова. – М.: Просвещение, 1992. – 283 с.
5. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности / А.М. Голуб // Социально-педагогическая работа. – 2011. – № 4. – С. 53-57
6. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2010. – № 8. – С. 118-122.
7. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Академия, 1988. – 355 с.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 638 с.
9. Коломинский, Я.Л. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе // Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988. – С. 37-50.
10. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской практической психологии / А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду. – 2000. – № 2-3. – С.15-18.
11. Крулехт, М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности / М.В. Крулехт. – С.Пб.: Питер, 1995. – 184 с.
12. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 1980. – 128 с.
13. Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006. – 467 с.
14. Меджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2002. – 311 с.
15. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 105 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Просвещение, 2001. – 455 с.
17. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новосёлова. – М.: Просвещение, 2005. – 98 с.
18. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Мысль, 2000. – 219 с.
19. Пивненко, Т.В. Особенности игры детей дошкольников, не принимаемых сверстниками / Т.В. Пивненко, Е.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 3. – С.16-26
20. Поддьяков, А.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? / А.Н. Подьяков // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 12. – С. 41-44
21. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – 284 с.
22. Теленченко, В.М. Учимся понимать ребёнка / В.М. Теленченко. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 97 с.
23. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребёнка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
24. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1990. – 285 с.
25. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2001. – 473 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты