Сочинение скороговорок младшими школьниками на уроках русского языка
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сочинение скороговорок младшими школьниками на уроках русского языка»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка и литературного чтения»
2021
45.00 BYN
Сочинение скороговорок младшими школьниками на уроках русского языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка и литературного чтения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ КАК СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Скороговорка как средство развития речи и дикции младших школьников
1.2 Психологические основы работы школьников со скороговорками
1.3 Роль работы над скороговоркой для развития речи и творческих способностей младших школьников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Использование скороговорок на уроках как средства развития речи
2.2 Методика работы по составлению скороговорок младшими школьниками
2.3 Итоги работы по составлению скороговорок младшими школьниками
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Хорошо развитая устная и письменная речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для школьника – средством успешного обучения. Но именно речевое развитие остается наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку. Уровень развития речи современных школьников свидетельствует о серьезных пробелах в теории и практике организации речевой деятельности.
Между тем речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Неоспорим тот факт, что также актуальной является проблема воспитания творческой личности, так как современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Объективные преобразования, происходящие во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, вызывают потребность в исследованиях, раскрывающих разнообразные факторы влияния на творческие способности личности в разные возрастные периоды.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ КАК СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Скороговорка как средство развития речи и дикции младших школьников
Дикция характеризует произносительные качества звучащей речи. Работа над дикцией является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи младших школьников. Произносительная сторона речи усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух. Однако многие дети уже в школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная, некоторые школьники не могут выговаривать все звуки. Есть много способов для того, чтобы усовершенствовать дикцию ребенка.
Скороговорка – это фраза или стишок, построенная из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенная для проговаривания вслух.
Скороговорки, как известно, являются чрезвычайно благодатным мате риалом произносительных упражнений, так как они богаты звуковыми повторами, в них хорошо выражен ритм речи. Содержание скороговорок доступно для понимания младших школьников, дети легко их запоминают и, как правило, с интересом воспроизводят. Рассмотрим некоторые определения скороговорки
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Использование скороговорок на уроках как средства развития речи
Произведения малых фольклорных жанров – пословицы, скороговорки, колыбельные, чистоговорки, загадки и т.д. – примеры того, как сохранить его глубокий смысл при лаконичности выражения. Это бесценное языковое сокровище, в котором отражены обычаи, образ жизни, характер, душа, жизненная мудрость людей. Они часто используются учителями для иллюстрации определенных языковых позиций при проведении воспитательной работы с учащимися. Однако произведения малых народных жанров как образцы для речевого творчества младших школьников на уроках родного языка пока не получили широкого распространения, хотя это произведение, безусловно, очень полезно для развития логического мышления, творческого потенциала учащихся и развитие у них интереса к родному языку.
На уроках русского языка и чтения, как правило, учитель использует много разнообразного фольклорного материала: скороговорки, чистоговорки, пословицы, загадки, детские стишки и т.д., что дает возможность учащимся добавлять определенные средства лексической лексики на подсознательном уровне для освоения жанровых особенностей отмеченных произведений. Это очень важно для организации творческой работы младших школьников.
В проводимой в рамках данного исследования диагностике принимало участие дети младшего школьного возраста. Общее количество учащихся 18 человек. Возраст детей 8-9 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Скороговорки имеют большой потенциал в работе по формированию звуковой культуры речи. В процессе проговаривания скороговорок у детей формируется правильное звукопроизношение, четкое и ясное произнесение слов в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата, вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки умелого использования интонационных средств выразительности.
Младший школьный возраст представляет собой благоприятный период для работы над скороговорками. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Такое простое изобретение как скороговорка, помогает достичь множество целей. Скороговорки – это эффективный вид упражнений на развитие фонематического слуха, текст скороговорок расширяет словарный запас, способствует развитию внимания, памяти. Это замечательное средство развития дикции и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией.
1. Барташэвіч, Г. А. Калыханка / Г. А. Барташэвіч, Т. Б. Варфаламеева // Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў [і інш.]. – Мінск: БелЭн, 1996-2004. – Т. 7: Застаўка. – С. 489.
2. Бондаренко, А.А. Работа над дикцией в начальных классах / А.А. Бондаренко // Начальная школа. – 1987. – № 1. – С. 30-35.
3. Гридина В.Т. Читай, играй, веселись. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2005
4. Даль В.И. Сказки, пословицы, загадки, скороговорки (+ CD-ROM) / В.И. Даль. – М.: Юпитер-Интер, Святигор, 2017. – 691 c.
5. Клышка, А. К. Прыгаршчы языкаломак / Анатоль Клышка. – Мінск: Нар. асвета, 2011. – 31 с.
6. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки. – М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ; Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997.
7. Куликовская Т. Скороговорки и чистоговорки. (Практикум по улучшению дикции). М., 2000.
8. Куликовская Т.Л. 40 новых скороговорок. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
9. Куликовская Т.Л. Птичьи скороговорки. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
10. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М.: АСТ: Астрель: профиздат, 2007.
11. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М., 2000.
12. Мазнин Н.А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
13. Милованова И. С. Фонетические игры и упражнения: Русский язык как иностранный: Начальный этап обучения. М.: Флинта: Наука, 2000. 160 с.
14. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»; 2001.
15. Рекомендуемые правила для занятий скороговорками. Электронный ресурс. Режим доступа: http://vashgolos7.ru/skorogovorki-dlya-razvitiya-dikcii.html.
16. Скороговорки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://skorogovor.ru/.
17. Солахаў, А. В. Творчыя працы малодшых школьнікаў на ўзор твораў малых фальклорных жанраў / А. В. Солахаў // Дзіцячы сад — пачатковая школа: праблемы пераемнасці і аптымізацыі адукацыі : матэрыялы VІІІ Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, Мазыр, 31 кастрычніка — 1 лістапада 2013 г. / Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, Установа адукацыі «Мазырскі дзяржаўны педагагічны ўніверсітэт імя І. П. Шамякіна» ; [рэдкалегія: Б. А. Крук (адказны рэдактар) і інш.]. — Мазыр : МДПУ імя І. П. Шамякіна, 2013. — С. 158—161.
18. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2006.
19. Фядосік, А. С. Прыказка / А. С. Фядосік // Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў [і інш.]. – Мінск: БелЭн, 1996-2004. – Т. 13: Праміле – Рэлаксін. – С. 67.
20. Шанина С.А., Серова Е.Д. 100 скороговорок для развития речи – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
21. Янкоўскі, М. А. Паэтыка беларускіх прыказак / М. А. Янкоўскі. – Мінск: Вышэйш. школа, 1971. – 160 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты