Обучение младших школьников сочинению-обрамлению
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение младших школьников сочинению-обрамлению»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка и литературного чтения»
2021
45.00 BYN
Обучение младших школьников сочинению-обрамлению
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка и литературного чтения
Организация: Средняя школа № 11, ГУО (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сочинения.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ-ОБРАМЛЕНИЮ
1.1 Сочинение-обрамление как доступное средство развития речи и творческих способностей младших школьников
1.2 Психологические основы работы над сочинением- обрамлением
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-ОБРАМЛЕНИЕМ
2.1 Смешинка как основа работы над сочинением-обрамлением
2.2 Особенности работы над сочинением-обрамлением
2.3 Итоги работы над сочинением–обрамлением
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из показателей уровня грамотности, мышления и интеллектуального развития человека является его речь. Овладение навыками правильной, осмысленной, логичной, богатой и выразительной речи является основой для формирования личности ребенка, развитие которой имеет свой арсенал методов и средств, важнейшим из которых является обучение сочинению.
Развитие речи школьников – одна из основных задач учителей начальной школы. И от ее успешной реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания данной категории детей. Именно развитие речи является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности педагогов начальной школы, т.к. именно оно закладывает основу формирования личности ребенка в младшем школьном возрасте.
Сочинение – это самостоятельная письменная работа, предполагающая изложение собственных идей, оценок, суждений и опыта учащихся. Этот вид работы в основном направлен на совершенствование односложных высказываний детей и обогащение их практического опыта языковой деятельности. Более того, этот вид работы является достаточно мощным воспитательным и образовательным средством, поскольку способствует формированию у ребенка навыков, связанных с выражением своего отношения к окружающему миру, к тем или иным вопросам. Он или она учится понимать и оценивать явления и ситуации жизни, наблюдать, анализировать и делать необходимые выводы, говоря словами М.Р. Львова, «дисциплинировать ум», делать его более ясным, кратким и точным.
Сочинение в школе занимает особое место. На протяжении всей учебы в школе дети пишут сочинения, но практика показывает, что этот вид работы часто вызывает у них трудности, а иногда и негативное отношение к сочинениям, которое заключается не столько в нежелании выражать свои мысли и чувства, сколько в отсутствии самых элементарных практических приемов в выполнении этой работы.
Сочинение занимает важное место в системе развития речи младших школьников и является высшей формой проявления творческих способностей каждого ребенка. Данный вид работы позволяет учителю определить уровень развития речи ребенка, как устной, так и письменной. Так как эти два понятия между собой взаимосвязаны, мы можем прийти к выводу о том, что есть необходимость развивать эти два направления в комплексе, неотделимо друг от друга.
Обрамление – вид композиции литературного произведения, в котором одна или несколько фабульных единиц (романов, сказок, басен, пословиц) объединены путем их включения в отдельную фабульную или нефабульную единицу - рамку.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ-ОБРАМЛЕНИЮ
1.1 Сочинение-обрамление как доступное средство развития речи и творческих способностей младших школьников
Написание сочинений часто оказывается трудной задачей и иногда создает негативное отношение младших школьников. Это связано с отсутствием самых элементарных практических приемов при исполнении этого произведения, что порождает нежелание выражать мысли и чувства. Большинство детских сочинений страдают монотонным языком, невыразительностью, отсутствием эмоциональной окраски и недостатком словарного запаса.
Письменное сочинение – самое сложное, но при умелом расположении и организации работы является наиболее эффективным видом творческой деятельности для учащихся начальных классов по русскому языку. Трудность этого занятия для детей определяется следующими методическими аспектами.
- Передача собственных мыслей, чувств и впечатлений более трудоемка, чем передача содержания чужого текста, как это происходит, например, при изложении.
- Значительное количество видов сочинений, которые дети должны изучать в начальной школе
- Специфическая структура каждого типа эссе и необходимость ее понимания и практики
- С точки зрения новых образовательных стандартов, которые ориентируют учителей на усиление деятельностного подхода в обучении, активизацию речевой и мыслительной деятельности учащихся, повышение их осведомленности в организации и проведении уроков по развитию речи, требования к сочинениям возрастают.
Поэтому при организации работы над сочинением учителю необходимо придерживаться определенной системы при обучении младших школьников. Под системой понимается последовательность методических приемов при выполнении упражнений, позволяющих студентам повысить уровень самостоятельной работы. Система работы над сочинением должна основываться на принципе «от простого к сложному», носить обучающий характер и быть направлена на постепенное улучшение качества детских сочинений.
Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия ребенком речи взрослого, его собственной речевой активности и элементарного осознания феномена языка и речи. Научить ребенка свободно, последовательно и интересно выражать свои мысли – это одна из важнейших задач, которую должен решать педагог.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-ОБРАМЛЕНИЕМ
2.1 Смешинка как основа работы над сочинением- обрамлением
Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию детского ума. Успех всего обучения зависит от того, насколько хорошо они владеют речью: хорошее знание языка – залог успеха по всем предметам школьной программы. Особое место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению. Эта тема привлекла мое внимание, потому что научить детей писать правильно и красиво - что не всегда возможно – это тяжелый труд. Только ежедневная работа по изучению правил литературного языка на всех уроках может дать положительные результаты.
Работа над сочинением начинается в 1 классе. В период первого класса сочинения в основном представляют собой устные рассказы, описания и беседы; письменная форма – это запись отдельных слов, взятых из этих рассказов, описаний и бесед, а также запись небольших предложений и фрагментов текста [17, с.127].
Во 2-м классе дети придумывают устные рассказы, небольшого размера, простые по содержанию. В основном ведется коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества вводятся здесь в виде небольших эскизов, сообщений о себе, о своих чувствах.
Для того чтобы учащиеся овладели необходимыми навыками написания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе возрастания сложности:
1) внесение предложений, объединенных темой;
2) восстановление деформированного текста;
3) устные ответы на вопросы, объединенные темой;
4) составление предложений по сюжетным картинкам;
5) устные истории прочитанного.
В 3 классе ученики учатся работать самостоятельно. Они получают индивидуальные темы, а в работе над общими темами на протяжении всего класса непосредственно перед рассказом или написанием сочинения все меньше и меньше подготовительной работы.
Сочинения третьеклассников – это небольшие рассказы, которые вводят элементы описания. Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают способность последовательно, последовательно говорить, учиться использовать план, правильно строить предложения, точно использовать слова в своей речи, учиться систематизировать, обобщать свои наблюдения, размышлять о своем жизненном опыте. Поэтому устные эссе рассматриваются как подготовительные упражнения. Для устного повествования целесообразно использовать сюжетные картинки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обрамление – это вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путём включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку.
Анализ литературных источников показал, что, используя сочинение – обрамление на уроках, учитель сможет определить уровень мыслительной активности учеников, их словарный запас и орфографическую готовность. Работа над ним воспитывает вдумчивого, грамотного младшего школьника, развивает чувствительность к языку, художественный вкус, образное мышление, творческую фантазию. Она возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, учит детей понимать, оценивать и систематизировать увиденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдение, учит находить причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять, делать выводы и, таким образом, является хорошей подготовкой к другим видам работ.
Написанию сочинения предшествует длительная психологическая и эмоциональная подготовка, которая способствует повышению уровня развития познавательных особенностей детей младшего школьного возраста и как следствие, формирование навыков устной и письменной речи посредством написания сочинения- обрамления.
С целью определения методики обучения детей младшего школьного возраста сочинениям-обрамлениям, нами был проведен качественный анализ литературных источников, в рамках которых мы определили, что смешинка представляет собой своеобразное средство заинтересованности детей младшего школьного возраста в процессе определения тематики и особенностей формирования сочинения- обрамления.
Нами было сформулировано занятие для 3 класса, в рамках которого проводилось ознакомление детей с особенностями сочинения- обрамления. Нами были сформулированы цели и задачи урока, выделены основные направления и особенности проведения занятия.
По итогам проведенного урока, мы можем сделать вывод о том, что разработанное методическое приложение, эффективно в силу его методической оснащенности и общим уровне вовлеченности детей в процесс написания сочинений. Также мы можем сделать вывод о том, что в рамках проведенного урока используются такие приемы как формирование соответствия устной и письменной речи в развитии детей младшего школьного возраста, а также формирование общего представления детей о том, что такое сочинение- обрамление.
1. Балашатова, Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению // Исходная школа. – 2016. – №2. – С. 20.
2. Васильенко, Р.А., Сугорова Г.Ф. Сюжетные картинки по становлению речи.1 класс. / Г.Ф. Сугорова. – М.: Академия, 2014. – 212 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и созидание в детском возрасте. / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2017. – 512 с.
4. Дубравина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубравина, Е.Е. Дарилова, А.М. Прихожан – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 464 с.
5. Козарева, Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и изложений // Начальная школа. – 2011. - №12. - С.12.
6. Крутепский, В.А. Психология. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Крутепский. – М.: Просвещение, 2006. – 336 с.
7. Лыков, М.Р. Методология становления речи младших школьников: Пособие для педагога. - 2-е изд., перераб. / М.Р. Лыков. – М.: Просвещение, 2005. – 176 с.
8. Лыков, М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Психология.: учебное пособие для педагогических университетов. / Т.Г. Рамзаева. – М.: Просвещение, 2007. – 468 с.
9. Неминов, Р.С. Психология / Р.С. Неминов. – М.: Просвещение, 2010. – 301 с.
10. Никотина, Л.А. Занятие и речи в 3 классе: / Л.А. Никотина. – Барнаул, 2000. – С.38.
11. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Н.Ю. Шведова. – М.: АЗЪ, 2014. – 603 с.
12. Потугаева, Л.В. Обучение сочинению в I-III классах. // Исходная школа. – 2018. – №2. – С.36
13. Рамдзаева, Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного становления младших школьников. / Т.Г. Рамдзаева. – СПб.: Спец. лит., 2017. – 326 с.
14. Рывникова, М.А. Наброски по методике литературного чтения. / М.А. Рывникова. – М.: Просвещение, 2005. – 237 с.
15. Сальгикова, Т.П. Методология преподавания грамматики, правописания и становления речи. /Составитель Т.П. Сальгикова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 240 с.
16. Самаева, Е.А. Создание речевых обстановок на этапе подготовки к написанию сочинения. // Начальная школа. – 2002. – №10. – С.51
17. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко. – Ростов.: Феникс, 2001. - 672 с.
18. Суббовина, Л.Ю. Становление воображения детей. Знаменитое пособие для родителей и педагогов. / Л.Ю. Суббовина. – Ярославль: Академия становления, 2016 – 240 с.
19. Ушибский, К.Д. О изначальном преподавании русского языка. // Родное слово: кн. для детей и родителей. – Новосибирск: Дет. лит., 2014. – 218 с.
20. Черномоова, Н.С. Сочинение в исходных классах. Пособие для педагога. / Н.С. Черномоова. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сочинения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты