Профилактическая деятельность следователя в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профилактическая деятельность следователя в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
45.00 BYN
Профилактическая деятельность следователя в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
2 ВЫЯВЛЕНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
3 МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, осуществляется в соответствии с общими правилами уголовного судопроизводства, однако имеет ряд особенностей. Здесь более широкий круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, специфичен способ совершения и мотив преступления, необходимо глубокое изучение личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, что является основой для разработки рекомендаций по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, усилению воспитательной функции.
Одна из основных форм профилактической работы следователя по конкретным уголовным делам – внесение представлений в соответствующие государственные и общественные организации с требованием устранить те или иные недостатки в их деятельности, способствующие совершению преступлений подростками. Большое предупредительное значение имеют выступления следователей с лекциями перед родителями. В процессе обсуждения затронутых вопросов часто выясняются конкретные случаи неправильного поведения родителей, требующие срочного вмешательства.
Эффективная форма предупредительной работы следователя представляет собой выступление в печати, по радио и телевидению по конкретным уголовным делам. Такие выступления, как показывает жизнь, привлекают внимание широких кругов общественности, вызывают активность самодеятельных общественных организаций, занимающихся профилактической работой среди детей и подростков.
Профилактическая работа следователя не должна ограничиваться сбором характеризующих данных, он обязан осуществлять работу, которая имеет воспитательное значение: использовать средства массовой информации; участвовать в обсуждении на собраниях членов производственного или ученического коллектива, в котором работал или учился несовершеннолетний, коллектива, где работают родители несовершеннолетнего, совершившего преступление.
1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Практика убеждает, что возможности уголовного наказания как регулятора человеческого поведения принципиально ограничены. Преступные проявления среди лиц, однажды наказанных за совершение преступления лишением свободы, намного выше, чем среди другого населения. Этот общеизвестный факт сам по себе свидетельствует о том, что профилактика преступлений открывает куда более широкие возможности борьбы с преступностью в современном обществе, чем иные меры. В современном государстве необходимо иметь стратегию социальной профилактики преступлений, рассчитанную на комплексное применение экономических, политических, социальных и правовых факторов. Действие такой комплексной программы социальной профилактики требует обязательного включения достаточно широкого круга субъектов (например, перечень субъектов этой деятельности дан в ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»). Особая роль в профилактике преступлений принадлежит правоохранительным органам и другим юридическим органам и учреждениям. Программа социальной профилактики будет действенна в том случае, если будет предельно ясна и целенаправленна деятельность каждого субъекта профилактики. Важность профилактической деятельности следователя определяется не только тем, что он является обязательным субъектом в общей системе социальной профилактики преступлений, но и прежде всего тем, что именно в деятельности следователя происходит самый первый контакт с преступлением, с его результатами и последствиями. Важность профилактической деятельности следователя определяется также и тем, что эта деятельность является основанием для активизации деятельности других субъектов социальной профилактики преступлений.
2 ВЫЯВЛЕНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Согласно исследованиям, от 50 до 60 % рецидивистов начинают свою преступную «карьеру» еще в несовершеннолетнем возрасте. При раннем совершении лицом своего первого преступления, наблюдается его наихудший индивидуальный криминологический прогноз и высокая вероятность рецидива. При написании статьи поставлена цель на основе анализа основных направлений общего предупреждения преступности выделить и оценить наиболее эффективные специальные меры профилактики преступности несовершеннолетних.
Подобная преступность в Республике Беларусь в результате указанных перемен приобрела новые опасные для нашего общества черты. По данным некоторых ученых «среди основных угроз безопасности в Республике Беларусь заявлены преступные посягательства, направленные против личности, собственности, которые совершаются, в том числе несовершеннолетними лицами».
В изучении несовершеннолетних лиц, прежде всего все исследователи обращают внимание на возраст. Он может быть юридическим – на момент совершения 14-18 лет, или фактическим – не достиг возраста 18 лет. Придавая принципиальное значение подобному возрасту, законодатель так и не пояснил, почему возраст несовершеннолетнего должен считаться не в момент дня его рождения (юридически на следующий день после), а в день применения нормы закона. Например, в статьях уголовного законодательства выделены нормы, где важен именно возраст на момент действия ее положений. Статья 115 УК Республики Беларусь: «Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, на срок не свыше трех лет за менее тяжкое преступление.
3 МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Преступность, как исторически изменчивое социально-правовое явление, носит массовый и негативный характер. То есть данное явление распространено во всех категориях общества, различаемых по половым, возрастным, экономическим, политическим, культурным и иным характеристикам. Таким образом, преступность существует и развивается как среди взрослого населения, так и среди лиц, еще не достигших совершеннолетнего возраста.
Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности в целом, но при этом имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения криминологии. Необходимость такого выделения обуславливается особенностями соматического, психического, образовательного, нравственного уровня развития, а также особенностями причин и условий при совершении преступлений несовершеннолетними.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, с одной стороны достигают уже достаточно высокого уровня социализации (они становятся более самостоятельными, рассудительными, умеют контролировать свое поведение). Но с другой стороны, происходит дальнейшая социализация личности, и в связи с этим, для этого возраста характерны различные противоречия: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, желание перечить взрослым и делать все наоборот, неспособность оценивать ситуации с учетом всех обстоятельств и т.п. Такой возраст принято называть «трудным возрастом» и связанный с ним «юношеский максимализм» объясняет особенности личности и поведения подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закон предусматривает, что во всех случаях в ходе расследования, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовных дел должны быть выявлены причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты меры по их устранению. Плохое расследование причин и условий преступления и недостаточное выяснение личности несовершеннолетних привели к значительному снижению вероятности принятия превентивных мер в ходе расследования, и почти во всех уголовных делах, связанных с несовершеннолетними, следователи могут и должны находить информацию о разработке этих мер.
Как показала практика, сама по себе следственная профилактика недостаточно диверсифицирована, что, в свою очередь, недооценивает выявление причин преступных деяний и личности несовершеннолетних. Поэтому при выяснении условий жизни и воспитания подростка в первую очередь необходимо выяснить состав семьи; если у него есть только один из родителей, то устанавливается причина отсутствия отца или матери. Следователя должны интересовать жилищные и материальные условия, ближайшее окружение, жизнь подростка. Важным вопросом, который позволяет получить достаточно точное представление о характере подросткового персонажа, является проблема его поведения в школе и дома. Необходимо изучить степень интеллектуального развития несовершеннолетнего, его склонности, интересы, положительные и отрицательные характеристики его характера, то есть обратиться к изучению субъективных причин(хотя в конечном итоге они являются результатом воздействия окружающей среды), также возможно, что если подросток работает, необходимо выяснить его отношение к работе, его поведение, отношение к партнерам по работе, участие в общественных делах. Может оказаться, что подростки не учатся и не работают. В этом случае, когда он уходит с работы или учебы, что мотивирует его на это, пытается ли он вернуться к учебе или найти работу, куда он обращается, помогает ли ему кто-то найти работу.
1. Авраменко [и др.] ; под общ. ред. В. А. Кашевского ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2011. – 428 с.
2. Криминология и профилактика преступлений. Общая часть : курс лекций / О. П. Колченогова [и др.] ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2012. – 231 с.
3. Антиобщественное поведение и личность несовершеннолетнего правонарушителя / Бейсебаев К.М., Крюкова Н.И., Рябис Л.А.; Под ред.: Карпец И.И. – М.: Изд-во ВНИИ МВД, 2007. – 80 c.
4. Антонян, Ю.М. Причины преступного поведения / Ю.М. Антонян. – М.: Акад. МВД РФ, 1992. – 207 с.
5. Базырова, Б.А. Причины и условия, влияющие на преступность несовершеннолетних / Б.А. Базырова: – Э.: ЗАОр «НПП» Джангар», 2007. – 128 с.
6. Батычко, В.Т. Криминалистика в вопросах и ответах / В. Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. – 668 с.
7. Бекбулатова, А.Т. Типы личности несовершеннолетних, совершающих грабежи и разбойные нападения / А. Т. Бекбулатова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2010. – №2(12). – С. 78-82.
8. Богданов, А.В. Основные причины и условия, способствующие преступности среди несовершеннолетних в РФ / А.В. Богданов, Е.Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России, 2015. – № 12. – С. 47-51.
9. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Барыло Т.С., Дранищева Э.И., Иванов Ф.С., Лановенко И.П., и др.; Отв. ред.: Лановенко И.П. Киев: Наук. думка, 1982. – 255 с.
10. Букаев, Н.М. Расследование преступлений несовершеннолетних / Н.М. Букаев. – Ростов-н/Д., 2006. – 160 с.
11. Васильев, А.Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений / А.Н. Васильев. – М.: ЛексЭст, 2002. – 76 с.
12. Жидяева, Е.С. Условия формирования личности и теоретические основы поведения человека / Е. С. Жидяева // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». – 2017. – Т. 3. – С. 60-62.
13. Зайко, Т.М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психологокриминологический аспекты / Монография – – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». 2017. – С.64.
14. Криминология и профилактика преступлений : учеб. пособие / Е. А. Авраменко [и др.] ; под общ. ред. В. А. Кашевского ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2011. – 428 с.
15. Криминология и профилактика преступлений. Общая часть : курс лекций / О. П. Колченогова [и др.] ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2012. – 231 с.
16. Лесниченко, И.П. К вопросу о влиянии школы и качества общения со сверстниками на криминализацию личности подростка // Актуальные проблемы современного уголовного права и криминологии – Ставрополь. – 2015. – С.119.
17. О Следственном комитете [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 31 мая 2003 г., № 200-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. / КонсультантПлюс. Беларусь // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Романов, В.В. Юридическая психология // Монография – М.: Проспект. 2014. – С.316.
19. Сарана, В.А. Преступность несовершеннолетних как угроза общественной безопасности России / В.А. Сарана, А.Е. Шульга // История государства и права, – 2006. – № 9. – С. 8-10.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты