Самооценка ребенка младшего школьного возраста с разным типом внутрисемейных отношений
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Самооценка ребенка младшего школьного возраста с разным типом внутрисемейных отношений»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Самооценка ребенка младшего школьного возраста с разным типом внутрисемейных отношений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Сущность понятия самооценка в психологической литературе
1.2 Особенности самооценки ребенка младшего школьного возраста
1.3 Характеристика типов внутрисемейных отношений
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ТИПОМ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи стиля родительского воспитания с самооценкой у детей младшего школьного возраста. В настоящее время признается, что младший школьный возраст является одним из наиболее важных отрезков на жизненном пути. На фоне расширения контактов и стремлении реализовать потребность в общения особенно активно формируется самооценка.
В научной психологии сложилась традиция рассматривать младший школьный возраст как наиболее важный этап личностного становления. Ряд ученых (В.А. Аверин, И.С. Кон, А.М. Прихожан, К. Айман, В.В. Гордеев и др.) признаю, что именно на данном возрастном этапе самооценка определяет модели поведения и успешность освоения разных видов деятельности. Это то личностное образование, которое помогает перейти ребенку на новый уровень своего становления.
Самооценка, как и другие личностные особенности ребенка младшего школьного возраста, формируется благодаря усилиям родителей, их методам воспитания. В семье ребенок получает не только опыт взаимодействия с близкими людьми, но и подкрепление его проявлений личности. От того, какими принципами воспитания руководствуются родители при воздействии на ребенка младшего школьного возраста, зависит то, как он будет оценивать себя, относиться к себе.
Семья, будучи важным фактором личностного развития ребенка, в последнее время теряет свой авторитет в глазах младшего школьника. Современные родители все больше времени проводят на работе и все меньше внимания уделяю воспитания детей. Индифферентное отношение к воспитанию младшего школьника может породить в нем неуверенность в себе, заниженную самооценку, либо, наоборот, к росту агрессии и завышенной самооценке, что способно привести к социальной дезадаптации. В связи с этим важно изучить типы семейных отношений во взаимосвязи с самооценкой ребенка младшего школьного возраста.
Обоснование выбора темы. Выбор темы взаимосвязи типов семейных отношений с самооценкой у детей младшего школьного возраста обусловлен наличием противоречивых данных, отражающих данную закономерность.
Проблемой стиля родительского воспитания и исследованием типа семейных отношений занимались А.Я. Варга, О.А. Карабанова, Эйдемиллер, В. Юстицкис, Р.В. Овчарова, Е. Маккоби, Е. Шафер, Д. Бауминг и др.
Особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста в своих исследованиях изучали В.В. Гордеев, А.А. Горохова, А.Р. Кирюхина, Т.П. Усынина, Ю.В. Чепрко, Д.А. Бухаленкова, С.А. Уксона, И.С. Кон, З.С. Курбанова, Ю.Н. Кирсаренко и др.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Сущность понятия самооценка в психологической литературе
Самооценку изучали многие зарубежные и отечественные психологи. За рубежом изначально самооценка рассматривалась как компонент более широкого образования «Я-концепции». Так, По мнению Р. Бернса, в содержание «Я-концепции» входят такие компоненты как:
– образ «Я» – система представлений и мнений индивида о самом себе;
– самооценка – эмоциональная оценка образа «Я», которая может различаться по интенсивности, выражающая принятие или осуждение;
– потенциальная поведенческая реакция, под которой понимаются те конкретные действия, которые могут быть порождены и обусловлены образом «Я» и самооценкой [11, с. 54].
Согласно Р. Бернсу, самооценка связана с личностным, оценочным аспектом при попытках охарактеризовать себя. Другими словами, Я-концепция является не только констатацией, описанием черт собственной личности, но и совокупностью их оценочных характеристик и тесно связанных с ними переживаний. Оценки самого себя зависят от контекста и от непосредственного когнитивного содержания. Согласно Р. Бернсу, важная роль в формировании самооценки принадлежит сопоставлению образа реального Я с образом идеального Я. Тот, кто достигает в реальности качеств и черт, входящих в его идеальный образ Я, имеет высокую самооценку. В случае, если индивид ощущает разрыв между данными качествами и реальностью собственных достижений, его самооценка, как правило, является низкой [23, с. 141].
К. Роджерс полагал, что самооценка – это важнейший компонент «Я-концепции» личности, которая трансформируется в ходе социализации личности во взаимодействии со значимыми людьми. В функции Я-концепции» входят контроль и интерпретация поведения, его влияние на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивной и негативной самооценки. Через призму своей Я-концепции индивид видит окружающий мир, но она не контролирует и не регулирует его поведение, а символизирует основную часть сознательного опыта человека, а его поведение только согласуется с ней [18, с. 137].
М. Розенберг считал, что «самооценка является отражением уровня принятия себя, степени развития собственной ценности, самоуважения, и позитивного отношения ко всем элементам его Я. При этом, низкая самооценка отражает отрицание себя, непринятие себя негативное отношение к своей личности» [19, с. 65].
По мнению Н. Брандена, «самооценка – это обязательное условие осуществления эффективного взаимодействия с внешним миром, которое оказывает значительное воздействие на психические процессы индивида, его эмоционально-потребностную сферу» [4, с. 69].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ТИПОМ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Организация и методы исследования
Согласно цели нашего эмпирического исследования изучались особенности самооценки ребенка младшего школьного возраста с разным типом внутрисемейных отношений.
Исследование проходило в несколько этапов:
1. Мотивационный этап
2. Диагностический этап.
3. Этап обработки данных.
4. Интерпретационный этап.
Эмпирическая база исследования: опрос проводился в начальной школе.
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняли участие 50 учащихся 3-4 классов в возрасте 9-11 лет. Выборку составили 2 группы: 25 мальчиков и 25 девочек.
Методы исследования:
теоретические: анализ источников, библиографический метод;
эмпирические: тестирование, опрос;
– методы математической статистики (для выявления различий между группами критерий U-Манна-Уитни, для выявления взаимосвязи критерий корреляции r-Спирмена).
Методики исследования:
1. Опросник стиля родительского воспитания (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса.
Цель: диагностика стиля родительского воспитания.
Опросник содержит 130 утверждений, на которые необходимо ответить согласием или несогласием. Методика включает 20 шкал, отражающие основные стили семейного воспитания, особенности структурно-ролевой стороны жизнедеятельности семьи, функционирования системы взаимных влияний, механизмы семейной интеграции.
2. Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков, модификация Б.А. Сосновского).
Цель: диагностика уровня самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самооценка представляет собой важнейший компонент самосознания, выполняющий регуляторную защитную функции. Самооценка развивается на основе функционирования таких процессов самосознания, как: самопознания, эмоционально-ценностное самоотношение, самоанализ. Самооценка может быть адекватной и неадекватной, что определяет поведение человека, а также на его отношение к самому себе и к другим.
Младший школьный возраст является очень важным периодом для развития Я-концепции и формирования самооценки как главного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и развития личности. В младшем школьном возрасте путь формирования общей самооценки достаточно противоречив. Это связано с тем, что частные самооценки, которые являются компонентами общей, имеют различный уровень сформированности и объективности.
Стиль родительского воспитания представляет собой систему параметров, характеризующих поведение, общение и приемы воздействия родителей на ребенка. К таким параметрам относятся: контроль – автономия, принятие – отвержение, эмоциональная дистанция, последовательность, требования и ожидания, поощрения и наказания, степень заботы. Основными стилями родительского воспитания являются: авторитетный, авторитарный, разрешающий, не вовлеченное родительство. Стиль родительского поведения включает в себя паттерны воспитания, обусловленные личностными особенностями матери и отца, а также возрастной спецификой ребенка.
Родители в зависимости от пола ребенка младшего школьного возраста используют различные стили воспитания. Родители мальчиков более склонны к гипопротекции, игнорированию потребностей ребенка, недостаточности обязанностей, недостаточности требований, неразвитости родительских чувств, проекции собственных качеств на ребенка, предпочтению мужских качеств. Родители девочек более склонны к гиперпротекции, чрезмерности требований, чрезмерности требований-запретов, воспитательной неуверенности, предпочтению женских качеств.
В группе мальчиков младшего школьного возраста преобладает средний уровень общей самооценки позитивности развития личности. У девочек младшего школьного возраста доминирует повышенный уровень общей самооценки – они достаточно высоко оценивают свои личностные качества (нравственные, волевые), согласие с собой и с внешним миром.
1. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О. А. Белобрыкина. – М. : Медицина, 2010. – 125 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Высшая школа психологии, 2011. – 163 с.
3. Большой психологический словарь / сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М. : АСТ, 2016. – 816 с.
4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо. – М. : Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
5. Давыдов, В. В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка // Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В. В. Давыдова. – М, 1990. – С. 12-27.
6. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. – М. : Русский язык, 2010. – 312 с.
7. Ишматьева, Е. В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс До и После / Е. В. Ишматьева. – 2014. – № 6. – С. 17-21.
8. Коломинский, Я. Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах / Я. Л. Коломенский. – Минск, 1971 – 164 с.
9. Крутецкий, В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 336 с.
10. Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб. пособ. для студ. вузов / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2014. – 368 с.
11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.,1975. – 304 с.
12. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. – М., 1976. –345 с.
13. Люблинская, А. А. Учителю психологии младшего школьника: Пособие для учителя / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 2012. – 224 с.
14. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Морено. – М. : Изд-во иностранной литературы, 2008. – 318 с.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 2009. – 376 с.
16. Неймак, М. С. Некоторые проблемы личности школьника / М. С. Неймарк. – М. : Знание, 1975. – 213 с.
17. Немов, Р. С. Путь к коллективу : Книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. – М. : Педагогика, 1988 – 144 с.
18. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений: учеб. пособ. для студ. вузов / Н. Н. Обозов. – М. : АСТ, 2017. – 192 с.
19. Общение и формирование личности школьника: Опыт эксперим. психол. исслед. / А. А. Бодалев, Р. Л. Кричевский, Е. В. Новикова и др.; под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. – М. : Педагогика, 1987. – 149 с.
20. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2010. – 184 с.
21. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 1999. – 228 с.
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Речь, 2012. – 680 с.
23. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология : Учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко. – Л. : Издательство Ленинградского ун-та; 1990. – 295 с.
24. Сапогова, Е. Е Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е . Сапогова. – М., 2015. – 123 с.
25. Смирнов, С. А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии / С. А. Смирнов. – М. : Академия, 2010. – 512 с.
26. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 160 с.
27. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учебн. заведений / Г. А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 368 с.
28. Чеснокова, И. И. Самосознание личности / Теоретические проблемы психологии личности. – М. : Наука, 1974. – 260 с.
29. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. – М. : Просвещение, 2015, – 382 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты