Развитие экспортного потенциала лесного хозяйства Республики Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие экспортного потенциала лесного хозяйства Республики Беларусь»
по дисциплине: «Государственное регулирование национальной экономики»
2021
45.00 BYN
Развитие экспортного потенциала лесного хозяйства Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование национальной экономики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты экспортного потенциала лесного хозяйства
1.1 Понятие и сущность экспортного потенциала в условиях рыночной экономики
1.2 Место и роль лесного фонда в системе природных ресурсов
Глава 2 Анализ экспортного потенциала лесного хозяйства Республики Беларусь
2.1 Организационно-правовой механизм государственного регулирования лесной отрасли Республики Беларусь
2.2 Анализ развития экспорта лесного хозяйства
Глава 3 Направления совершенствования экспортного потенциала лесного хозяйства Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Теоретический анализ и многолетняя мировая практика свидетельствуют об объективной необходимости активного вмешательства государства в развитие экономики, базирующейся на принципах рыночного хозяйства и свободного предпринимательства. Рыночная экономика развивается как саморегулирующаяся система, однако ее саморегулирование, во-первых, имеет определенные пределы, во-вторых, оно не всегда обеспечивает решение назревших в обществе проблем. Экономика, характеризующаяся сложной совокупностью связей и зависимостей, без воздействия государства эффективно функционировать в долгосрочной перспективе не может.
Ключевое место среди природных богатств Республики Беларусь занимают леса – один из самых значимых и уникальных возобновляемых ресурсов страны. На их долю приходится 39,5% всей ее территории. Общая площадь земель лесного фонда Беларуси – более 9,5 млн. га. Запас древесины на корню оценивается в 1,7 млрд куб. м, в том числе спелой древесины – 263 млн куб. м. Ежегодно в лесах республики прирастает свыше 32,1 млн куб. м древесины.
Система реализации лесопродукции в стране регулируется рядом законодательных актов. На сегодняшний день можно выделить порядка 230 активно действующих зарубежных покупателей продукции лесной отрасли Республики Беларусь из 30 стран мира. Крупнейшие потребители – Китай, Литва, Польша, Германия, Латвия, Эстония, Словакия, Великобритания, Нидерланды.
В то же время уровень развития производственно-технологической базы, бизнес-процессов и деловой активности многих организаций, работающих в отрасли, не позволяет в полной мере реализовать имеющийся потенциал экономического роста отрасли. Это требует изучения возможности оптимизации государственного регулирования и экспортного потенциала лесной отрасли в Республике Беларусь.
Объектом исследования является государственное регулирование и современное состояние лесной отрасли Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы являются экспортный потенциал лесного хозяйства
Целью курсовой работы является разработка путей повышения экспортного потенциала лесного хозяйства Республики Беларусь.
На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:
- изучить теоретические аспекты экспортного потенциала лесного хозяйства;
- проанализировать экспортный потенциал лесного хозяйства Республики Беларусь;
- выявить пути повышения экспортного потенциала лесного хозяйства Республики Беларусь.
В работе использованы следующие методы: факторный анализ, статистический метод, наблюдение, системный подход к изучаемому вопросу, балансовый метод, нормативный метод.
Курсовая работа состоит из трех основных частей, а также включает введение, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты экспортного потенциала лесного хозяйства
1.1 Понятие и сущность экспортного потенциала в условиях рыночной экономики
В последние годы управление экспортным потенциалом активно осуществлялось на различных уровнях: от уровня отдельного предприятия до уровня государства. Это объяснялось влиянием следующих основных факторов: желанием управляющих органов активизировать инновационную деятельность. Экспортный потенциал может являться фактором, способствующим росту уровня экономической безопасности в зависимости от характеристик рассматриваемого предприятия и производимой продукции. Следовательно, целесообразно рассмотреть понятие «экспортный потенциал» как составную часть экономического потенциала [3].
Экспортный потенциал присущ хозяйствующим субъектам всех уровней-предприятию, отрасли, региону внутри страны, национальной экономике, группе из нескольких стран – они реализуют этот потенциал за счет развития внешней торговли, в основном экспорта. То есть экспортный потенциал страны включает в себя экспортный потенциал отдельных отраслей, в основном промышленности как важнейшего производителя готовой продукции, а также экспортный потенциал отрасли-в соответствии с экспортным потенциалом отдельных предприятий, и, во-вторых, экспортный потенциал объективно связан с конкурентоспособностью продукции, подлежащей продаже на мировом рынке. Учитывая, что национальная конкурентоспособность имеет трехуровневую структуру-страна, регион, независимое предприятие, можно сказать, что существует разрыв между повышением конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке и увеличением экспортного потенциала национальной экономики. [14].
Экспорт – вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке [20].
Экспортный потенциал – это способность национальной экономики, ее секторов, отраслей, предприятий и компаний производить конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги путем использования сравнительных национальных преимуществ (масштабные природные ресурсы, благоприятные географические, инфраструктурные и другие факторы, высокая производительность труда и т. д.), так и новых конкурентных преимуществ, основанных на достижениях науки и научно-технического прогресса [14].
Экспортный потенциал страны – потенциальная возможность той или иной страны экспортировать имеющиеся у нее или производимые ею ресурсы, продукты [3].
ГЛАВА 2 Анализ экспортного потенциала лесного хозяйства Республики Беларусь
2.1 Организационно-правовой механизм государственного регулирования лесной отрасли Республики Беларусь
Лесное хозяйство в Республике Беларусь является развивающейся отраслью народного хозяйства, которая не только удовлетворяет потребности народного хозяйства и населения в древесине и другой лесной продукции, но и выполняет важные экологические и социальные функции.
В Республике Беларусь леса являются одним из основных возобновляемых природных ресурсов и важнейшим национальным богатством. Леса и лесные ресурсы имеют огромное значение для устойчивого социально-экономического развития страны и обеспечения ее экономики, энергетики, окружающей среды и продовольственной безопасности. По некоторым ключевым показателям Лесного фонда (коэффициент лесистости территории, площадь лесов и запас обрабатываемой древесины в пересчете на одного жителя) Беларусь входит в десятку ведущих лесных стран Европы.
Лесное хозяйство Беларуси успешно внедрило принцип устойчивого многоцелевого лесопользования, что имеет большое значение для стабильной работы лесного сектора страны, способствует развитию соответствующих секторов экономики и внесло значительный вклад в реализацию международных соглашений в области охраны окружающей среды, подписанных Китаем на глобальном уровне. Его экономическая, экологическая и социальная роль неуклонно повышается. Все это дает основания говорить о том, что в современных условиях лесное хозяйство превращается из традиционной сырьевой отрасли в инфраструктурную отрасль, которая является одним из ключевых элементов народнохозяйственного комплекса, особенно в сельской местности страны [10].
В результате целенаправленной работы по воспроизводству лесов и лесовыращиванию достигнута положительная динамика лесного фонда.
Так за период с 1994 года улучшились основные количественные и качественные показатели лесов:
- лесопокрытая площадь увеличилась на 887,7 тыс. га с 7371,7 тыс. га до 8259,4 тыс. га;
- лесистость территории республики достигла 39,8% (увеличилась на 4,3%);
- общий запас древесины на корню увеличился на 679,3 млн.куб.м и составил 1772,5 млн.куб.м (в т.ч. в спелых и перестойных насаждениях - на 221,5 млн.куб.м и составил – 296,0 млн.куб.м);
- запас на 1 га покрытых лесом земель возрос на 67 куб.м и составил 215 куб.м на 1 га; запас спелых и перестойных насаждений возрос на 51 куб.м и достиг 264 куб.м на 1 га;
- средний возраст насаждений увеличился с 44 до 55 лет [13].
ГЛАВА 3 Направления совершенствования экспортного потенциала лесного хозяйства Республики Беларусь
Стратегической целью развития отрасли до 2025 года является создание устойчивой, экономически эффективной, конкурентоспособной и инновационной целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности с акцентом на соответствие международным стандартам по параметрам качества.
Перспективными направлениями развития отрасли станут создание кластера производителей мебели, ориентированных на европейский рынок, новые технологические возможности целлюлозно-бумажного производства, в том числе производство бумажной упаковочной продукции. Все проекты направлены на то, чтобы в полной мере использовать существующие лесные ресурсы страны.
Для достижения цели развития деревообрабатывающей промышленности необходимо выполнить следующие задачи:
- модернизация лесозаготовительной, деревообрабатывающей, мебельной, целлюлозно-бумажной и деревохимической промышленности с целью повышения ее эффективности и конкурентоспособности;
- создание кадрового резерва для постепенного развития лесной промышленности.
Решение этих задач позволит деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и мебельной промышленности превратиться в часть конкурентоспособного промышленного комплекса, способного быстро и гибко реагировать на конъюнктуру мирового рынка. Для этого также требуется:
- увеличить добавленную стоимость обработки круглого материала;
- формировать «зеленую» экономику на основе энергосбережения, внедрять экологически чистые и эффективные технологии, возобновляемые источники энергии и альтернативные источники энергии;
- стимулирование инвестиционной деятельности, повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание новых видов продукции;
- Повышение экспортного потенциала деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и мебельной промышленности за счет диверсификации рынка сбыта;
- снижение производственных затрат на производство продуктов глубокой переработки древесины;
- достижение финансовой устойчивости перерабатывающей организации и обеспечение стабильных финансово-экономических условий, основанных на прибыльности бизнеса;
- подготовка и переподготовка основных инженерно-технических специалистов и специалистов, необходимых для работы в промышленной отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лесное хозяйство Республики Беларусь – это развивающаяся отрасль национальной экономики, которая не только обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в древесных и других продуктах леса, но и выполняет важные экологические и социальные функции.
Общая площадь земель лесного фонда страны возросла с 9582 тыс. га до 9690 тыс. га, или 1,31% за 4 года. Площадь покрытых лесом земель увеличилась на 0,89 % и составила в 2021 году 8334,04 тыс. га, а уровень лесистости территорий страны составил 40,1 %, что было выше показателя 2018 года на 0,3 п.п.
Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь разработаны государственные и отраслевые программы с целью решения проблемных вопросов развития лесного хозяйства, повышения его вклада в экономику республики, повышения собственных доходов за счет более эффективного использования ресурсного потенциала лесов.
Лесное хозяйство Республики Беларусь решает государственные задачи в области воспроизводства, охраны и защиты лесов, рацио¬нального использования лесных и охотничьих ресурсов и вносит весомый вклад в обеспечение экономической, экологической и продовольственной безопасности страны. Белорусская модель государственного управления комплексным лесным хозяйством способствует повышению эффективности использования лес¬ных ресурсов, развитию инфраструктура лесного фонда и росту вклада лес¬ного сектора в экономику страны.
Экспортный потенциал лесного хозяйства Беларуси – это возможности предоставления различного роды материальных благ и полезностей лесов. В отраслевом планировании его развития в рамках лесного комплекса до сих пор мало внимания обращается скоординированному развитию как лесохозяйственного с лесопромышленным производств, так и на внутренний и внешний рынки. В современных условиях экспорт продукции стимулируется полной отменой НДС, зарплата руководителей государственных предприятий повышается в зависимости от темпов прироста экспорта.
Основу экспорта деревообрабатывающих организаций составляют древесные плиты, фанера, мебель, бумага, картон. За счет технического переоснащения и создания новых производств организациям удалось существенно расширить географию экспорта (более 68 стран).
В 2020 году было реализовано наибольшее количество деловой древесины за анализируемый период, а именно 10,8 млн м3, по сравнению с 2015 годом, этот показатель увеличился на 5,6 млн м3. Экспорт деловой древесины, наоборот уменьшается с 2,2 млн м3 в 2015 году до 0,5 млн м3 в 2020 г.
1. Алехин, Э. В. Управление региональной экономикой: учеб. пособие / Э. В. Алехин. – Пенза, 2011. – 328 с.
2. Головачев, А. С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 687 с.
3. Иванов М.Л. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. / М.Л. Иванов, М.Д. Иванова. — М.: РИОР, Инфра-М, 2019. — 128 с.
4. Интернет-ресурс Национального статистического комитета Республики Беларусь: Режим доступа: http://belstat.gov.by/ homep/ru/indicators/prices.php.
5. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2013. – 605 с.
6. Лесной Кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь № 332-З от 24.12.2015 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk1500332.
7. Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 624 c.
8. Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 624 c.
9. Макашина, О. В. Зарубежный опыт финансирования лесного хозяйства / О. В. Макашина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2014. – № 22. – С. 42-47.
10. Малашевич, Д. Г. Лесное хозяйство Республики Беларусь: современное состояние и стратегические направления развития / Д. Г. Малашевич, Е. А. Дашкевич [Электронный ресурс] // Электронная библиотека БГТУ. – Режим доступа: https://elib.belstu.by/bitstream/123456789/22369/1/Malashevich_Lesnoe_ hozjajstvo.pdf.
11. Национальная экономика Беларуси: краткий курс лекций / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур, А. Н. Зубко. – Минск: Тетралит, 2013. – 224 с.
12. Национальная экономика: Учебник / Под.ред. П. В. Савченко - 4-е изд.,
13. Официальный сайт Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. – Речица, 2018. – Режим доступа: https://www.mlh.by/.
14. Петров-Рудаковский, А.П. Экспортный потенциал: понятие и проблемы измерения / А.П. Петров-Рудаковский // Экономика и управление. – 2015. – №1(41). – С. 55-58.
15. Пичугина, Н. М. Оценка зарубежного опыта лесоуправления / Н. М. Пичугина, И. С. Зиновьева // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 144-146
16. Полоник С. С., Хоробрых Э. В., Литвинчук А. А. О развитии экспортного потенциала Республики Беларусь // Весці нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. 2016. - №.1. С.13- 23.
17. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие / Б.А. Райзберг. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 384 c.
18. Розанова Н.М. Национальная экономика.
19. Селицкая Е.Н. Проблемы и пути повышения экспортного потенциала лесопромышленного комплекса Республики Беларусь // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2014. №22-1. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-puti-povysheniya-eksportnogo-potentsiala-lesopromyshlennogo-kompleksa-respubliki-belarus
20. Экспортный потенциал страны [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.finam.ru/dictionary/wordf032AF00009/
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты