Развитие зелёной экономики в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие зелёной экономики в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Государственное регулирование национальной экономики»
2021
45.00 BYN
Развитие зелёной экономики в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование национальной экономики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ»
1.1 Основные положения концепции «зеленой» экономики
1.2 Государство как субъект политики развития «зеленой» экономики
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Неустойчивость сложившихся в мире тенденций развития, турбулентность мировой экономики, усиливающаяся несбалансированность экономических, социальных и экологических трендов делают необходимым формирование новых моделей экономики. Такое формирование должно происходить в рамках парадигмы устойчивого развития, которая стала главной для человечества в XXI в.
В мире зачастую наблюдается расхождение во взглядах на термин «устойчивое развитие». Многие политики и ученые трактуют устойчивость в контексте экономического роста на основе увеличения ВВП. Для мирового сообщества устойчивость – это прежде всего гармоничное и сбалансированное развитие трех процессов: экономического, социального и экологического. Без учета социальных и экологических факторов невозможно добиться устойчивого развития экономики на длительную перспективу.
В контексте устойчивости в мире большое распространение как в теории, так и на практике получили новые модели экономики, связанные с учетом экологических факторов: зелёная экономика, экономика на основе зелёного роста, низкоуглеродная экономика, биоэкономика, синяя экономика и др. Новые модели экономики получили свое отражение не только в научных трудах, но и в приоритетах практической деятельности и стратегий развития многих государств и частного бизнеса. Вышесказанное обусловило актуальность темы курсовой работы.
Цель работы – изучить государственное регулирование развития «зеленой» экономики Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
– смотреть теоретические основы «зеленой» экономики;
– изучить административное управление природопользованием и экологическое регулирование;
– рассмотреть меры по развитию «зеленой» экономике в Республике Беларусь.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – государственное регулирование «зеленой» экономики.
В данном исследовании применялись следующие методы: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, экономико-статистический и аналитический методы, и другие.
При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, статистические данные, учебная литература, материалы периодической печати, посвященные данному вопросу.
Структурно изложение материала представлено в виде содержания, введения, основной части в виде трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ»
1.1 Основные положения концепции «зеленой» экономики
За последние два десятилетия в мировой экономике сформировалось новое направление – зеленая экономика, идея которой сфокусирована на обеспечении устойчивого развития всех стран и спасении человечества от кризиса в сферах экологии, финансов и др.
Зеленая экономика – это направление в экономической науке, в рамках которого считается, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью.
Изучение понятия «зеленая» экономика связано с множественностью подходов к исследованию данного феномена. Так, А. Ю. Замлелый считает, что это новые отрасли экономики, которые улучшат природу страны. К. А. Берденова, М. С. Егорова, Н. А. Пискулова, Н. Н. Яшалова понимают это выражение как новые технологии, которые призваны помогать и приносить пользу природе. М. Джонсон и В. И. Ключенович считают, что это переход на новый этап развития, целью которого является создание экологически чистой среды [2, c. 357].
Однако общепринятого определения данного понятия пока не существует. Наиболее широко интерпретируют понятие «зеленая» экономика эксперты ЮНЕП. Они рассматривают его как хозяйственную деятельность, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднение» [14, с.74].
Такое понимание «зеленой» экономики раскрывается в стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. Здесь «концепция «зеленой» экономики рассматривается как модель, нацеленная на экономический рост и социальное развитие за счет использования преимущественно интенсивных факторов, однако без чрезмерного давления на природные ресурсы, без роста уровня загрязнения окружающей среды» [14, с.74]. Эта концепция предусматривает трансформацию существующей модели развития в эффективные инструменты достижения целей устойчивого развития Республики Беларусь.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Развитие «зеленой экономики» признано важнейшим инструментом достижения устойчивости развития. Внимание к ней растет во всем мире, и Республика Беларусь не является исключением.
Приверженность нашей страны принципам «зеленой экономики» закреплена в общегосударственных программных документах, включая Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития до 2030 г. Так, в качестве основной цели первого этапа стратегии рассматривается переход к качественному сбалансированному росту экономики на основе ее структурно-институциональной трансформации с учетом принципов «зеленой экономики», приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения.
Основная цель второго этапа (2021–2030 гг.) – переход к сильной устойчивости развития и достижение высокого качества человеческого развития на основе дальнейшего становления «зеленой экономики», ускоренного развития высокотехнологичных производств [9].
Республика Беларусь относится к странам, которые обладают большим экологическим следом, и наносимый ими ущерб природе довольно значительный. Экологический след среднего потребителя Беларуси (4,2 гга) более чем в 1,5 раза превышает соответствующий среднемировой показатель (2,8 гга). Сочетание данного показателя с Индексом человеческого развития отражает минимальные условия для устойчивого развития. В этой связи при высоких темпах экономического роста необходимо реализовывать дополнительные мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов, что позволит компенсировать их увеличение, связанное с высоким экономическим ростом.
В Индексе достижения глобальных Целей устойчивого развития (SDG Index) в 2020 г. Беларусь заняла 18-е место (78,8 баллов из 100) и в целом получила оценку выше средней по региону Восточной Европы и Центральной Азии (70,9). Среди 17 Целей устойчивого развития, семь относятся к экологическим. Несмотря на достаточно высокий уровень прогресса в их достижении, остается ряд проблем, которые не позволяют достигнуть наивысшего результата по данным целям.
ГЛАВА 3 МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В качестве главной идеологической линии Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 г. определена стратегия инклюзивного устойчивого «зеленого» роста во всех сферах жизнедеятельности общества. Основным вектором реализации данной стратегии определена «зеленая» экономика, обеспечивающая экономический рост в условиях сохранения природного капитала, позволяющая выявить новые потенциальные источники экономического роста, не создавая при этом «неустойчивой» нагрузки на количество и качество природных ресурсов. Для достижения поставленной цели определены приоритетные направления и задачи в сфере обеспечения экологически безопасной среды проживания, сохранения и рационального использования природного потенциала, биологического и ландшафтного разнообразия, эффективного использования отходов и их экологически безопасного обезвреживания, экологизации промышленного производства.
Реализация поставленных задач будет способствовать восстановлению промышленного потенциала на новой технологической базе; улучшению финансовой устойчивости предприятий и созданию межотраслевых цепочек производства конечной продукции с высоким мультипликатором добавленной стоимости; формированию комплекса институциональных условий и развитой современной инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий в целях повышения восприимчивости бизнеса к инновациям; созданию системы экономической мотивации соблюдения экологической безопасности хозяйственной деятельности, включая налоговые инструменты.
В настоящее время в стране сложились предпосылки для активного развития зеленой экономики. К основным из них относятся следующие:
- большое количество экологических проблем, с которыми столкнулась наша страна и которые возможны в будущем. К основным из актуальных в настоящее время экологических проблем относятся: качество воды, обращение с отходами, охрана окружающей среды, деградация почв, промышленное загрязнение и радиоактивное загрязнение, связанное с аварией на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г. Наиболее вероятные в будущем экологические проблемы в Республике Беларусь связаны изменением климата в таких областях, как сельское хозяйство, лесное хозяйство, водные ресурсы и экосистемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Зеленая» экономика – это хозяйственная деятельность, нацеленная на экономический рост и социальное развитие, основанная на разработке, производстве и эксплуатации технологий и оборудования рационального природопользования, а также мониторинга и прогнозирования климатических изменений.
Государство является основным актором развития «зеленой» экономики. Однако переход к ней требует нового мышления. Необходимо объединять усилия, тем самым повышая потенциал для достижения целей устойчивого развития. Государство должно определять области исследований, которые должны соответствовать целям устойчивого развития. Исследования и технологии, а также инновационные усилия должны быть направлены на повышение эффективности использования ресурсов, для этого нужно привлекать соответствующие заинтересованные стороны к разработке «зеленой» политики, которая отражала бы интересы общественности.
На стратегическом уровне в Беларуси хорошо развита система политик, программ и планов. Основная цель текущего этапа перехода к «зеленой» экономике – переход к сильной устойчивости развития и достижение высокого качества человеческого развития на основе дальнейшего становления «зеленой экономики», ускоренного развития высокотехнологичных производств.
В Индексе достижения глобальных Целей устойчивого развития (SDG Index) в 2020 г. Беларусь заняла 18-е место (78,8 баллов из 100) и в целом получила оценку выше средней по региону Восточной Европы и Центральной Азии (70,9). В мировом рейтинге по индексу экологической эффективности (Environmental Performance Index) Беларусь занимает 49 позицию из 180 стран, опережая все остальные страны ЕАЭС. В последние годы эффективность усилий в сфере защиты климата (Climate Change Performance Index – CCPI) Беларуси оценивается на «низком» уровне: в 2021 г. страна находится на 36 позиции рейтинга, а в 2020 г. на 40 месте. В 2018-2019 гг. страна входила в группу стран, эффективность усилий которых оценивалась как средняя. Во многом текущее ухудшение позиций Беларуси обусловлено более активной климатической политикой других стран.
1. Архипова, К. А., Моторова, Е. А. Сущность и проблемы экологизации экономики Республики Беларусь / К. А. Архипова, Е. А. Моторова // Междисциплинарность научных исследований как фактор инновационного развития. – 2021. – № 6. – С. 59-61.
2. Владимирова, К. А. Экономические предпосылки развития «зеленой» экономики в Республике Беларусь / К. А. Владимирова // Молодежь и научно-технический прогресс. – 2020. – № 3. – С. 357-360.
3. Галезник, А. В., Ходоскина, О. А. Экологические инновации как одно из направлений «зеленой» экономики / А. В. Галезник, О. А. Ходоскина // Эколого-экономические и технологические аспекты устойчивого развития Республики Беларусь и Российской Федерации. – 2021. – № 6. – С. 133-137.
4. Государственное регулирование экономики : учебник / Э. А. Попова, О. В. Мельникова, Т. И. Окраинец [и др.] ; под. ред. Э. А. Поповой. - Москва : Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2019. - 433 с.
5. Дирко, С. В., Павлова, И. С., Подгурская, Д. Д. Проблемы внедрения и развития циркулярной экономики в Республике Беларусь // Современная экономика: актуальные проблемы, задачи и траектории развития. – 2020. – С. 300-305.
6. Зенькова, И. В., Ярыгина, Г. Н., Сати, Р. С. Принципы циркулярной экономики как основа эффективного использования природных ресурсов Республики Беларусь / И. В. Зенькова, Г. Н. Ярыгина, Р. С. Сати // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – №. 16. – С. 203-208.
7. Литвинчук, А. А., Калгина, Л. Н. «Зеленая» экономика как фактор обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь / А. А. Литвинчук, Л. Н. Калгина // Экологические чтения-2020. – 2020. – № 5. – С. 364-368.
8. Марьин, Е. В. «Зеленая» экономика, как фактор устойчивого развития / Е. В. Марьин // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – №. 2. – С. 418-423.
9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/nacionalnaya-strategiya
10. Национальный план действий по развитию «зелёной» экономики в Республике Беларусь до 2025 года./ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minpriroda.gov.by/uploads/files/Nats.plan-do-2025-g..docx
11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/realny-sector-ekonomiki/finansy-organizatsiy/
12. Почекутова, Е.Н. Государственное регулирование национальной экономики : учеб. пособие / Е.Н. Почекутова, М.Б. Двинский, К.А. Клундук. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2017. - 168 с.
13. Рейтинг стран мира по индексу экологической эффективности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/environmental-performance-index
14. Точицкая, И. Э. и др. Зеленая экономика как новый тренд для белорусского бизнеса / И. Э. Точицкая // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. – 2020. – Т. 10. – №. 2. – С. 74-81.
15. Цыпин, И. С. Государственное регулирование экономики : учебник / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 296 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты