Роль общественных объединений инвалидов в реабилитации детей-инвалидов
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль общественных объединений инвалидов в реабилитации детей-инвалидов»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Роль общественных объединений инвалидов в реабилитации детей-инвалидов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ИНВАЛИДОВ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.1 Объединения инвалидов в РБ: их описание и основная характеристика
1.2 Анализ действующих программ по реабилитации инвалидов
1.3 Специфика деятельности общественных объединений инвалидов в РБ на примере ЦКРОиР как первичного института в социализации и адаптации детей-инвалидов
1.4 Проблема социальной адаптации и уровня реабилитации детей-инвалидов
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И УРОВНЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
2.1 Работа общественных организаций по адаптивной и реабилитационной социальной работе на примере ЦКРОиР Брестской области
2.2 Изучение социальной адаптации и реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Число детей-инвалидов растет с каждым годом. Это происходит по ряду фактов, которые остаются до конца не изученными. Однако можно выделить такие важнейшие факторы, как: экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей с ограниченными возможностями в обществе стала менее актуальной. Но актуальность данной темы только возрастает. В нашей стране до начала 21-го века проблемы людей с ограниченными возможностями оставались на заднем плане решения общественных проблем. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Воспитание, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически полностью изолированно от общества. Сами термины «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали рассматриваться, с другой стороны, с новым содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный, моральный смысл. На мировом уровне о людях с ограниченными особенностями начали говорить еще в 1975 г. в Декларации о правах инвалидов. Согласно этой декларации, «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. В Советском Союзе понятие «инвалид» отражало сугубо потерю трудоспособности, что отражено в присвоении групп инвалидности при обязательном медицинском освидетельствовании. Тенденция рассмотрения инвалидности как потери трудоспособности традиционно сохраняется и в наше время.
Совершенно очевидно, что несовершеннолетний ребенок не может потерять трудоспособность - у него ее просто еще нет. Дети-инвалиды являются одной из наиболее уязвимых групп. Поэтому решение проблем детей-инвалидов в настоящее время является одним из важнейших необходимых мер государственной социальной политики, социальных учреждений, специалистов социальной работы и общественных организаций.
Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в современном обществе является задачей не только государственных и социальных учреждений, но и общественных организаций.
В жизни инвалидов важную роль играют организации инвалидов - партнеры и первая помощь государству в решении социальных проблем; общественные организации инвалидов активно участвуют в информировании населения о насущных проблемах инвалидов, в подготовке и проведении всех мероприятий, имеющих социальное значение. И самое главное - работа общественных организаций инвалидов формирует в обществе позитивное отношение к инвалидам.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ИНВАЛИДОВ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.1 Объединения инвалидов в РБ: их описание и основная характеристика
На современном этапе развития общества решение проблем инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и заключается в создании правовых, экономических и социальных условий для защиты здоровья граждан, удовлетворения потребностей инвалидов. в реабилитационных учреждениях и при проведении реабилитационных мероприятий.
Так в Беларуси в 90-е гг. XX в. радикально пересмотрены подходы к определению инвалидности. Принята современная концепция инвалидности, соответствующая международным стандартам. Она сформулирована в Законах Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991), «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (1994). В соответствии с законодательством в стране действует новый принцип определения инвалидности, который основан на ограничении различных сторон жизни человека, а не только на нарушении профессиональной инвалидности, как это было раньше.
БелНИИ разработал информационную систему «Инвалидность» для проверки трудоспособности и организации труда инвалидов. На основе этой системы в республике составляется государственная статистическая отчетность, издается сборник «Показатели инвалидности». Система показателей государственного текущего наблюдения за инвалидностью включает статистические данные, классифицированные по полу, возрасту, занятости, месту жительства, нозологической причине и степени тяжести инвалидности [1].
По происхождению инвалидности выделяют: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И УРОВНЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
2.1 Работа общественных организаций по адаптивной и реабилитационной социальной работе на примере ЦКРОиР Брестской области
В содействии социальной адаптации и реабилитации семьи, воспитывающие детей-инвалидов, прибегают к помощи социально-педагогической и психологической службы, которая имеется в каждом учреждении образования и выполняет такие основные задачи, как:
- организация своевременной комплексной социально-педагогической, психологической и правовой помощи учащимся;
- содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе учащихся и педагогов;
- предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, профилактика асоциального поведения, правонарушений учащихся;
- пропаганда здорового образа жизни;
- повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса.
Функции деятельности социально-педагогической и психологической службы:
- содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов учащихся; выявление и учет учащихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
- информирование администрации, заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов учащихся и лицах, его допустивших;
- осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении учащихся;
- участие в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
- изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная работа, посвященная роли общественных объединений в реабилитации детей-инвалидов, показывает, что в РБ работает достаточное количество организаций, запущено много государственных и международных программ, которые направлены на улучшение положения семей, которые воспитывают детей с различными степенями поражения здоровья (СУЗ) и непосредственно самих детей. В областных и районных центрах созданы ЦКРОиР, объединения инвалидов, деятельность которых направлена на реализацию различных прав детей-инвалидов.
В теоретической части представлены государственные программы, которые направлены на улучшение жизни детей, мы видим, что и цели, и задачи соответствуют не только социальной политике РБ, но и соответствует стандартам международных организаций. Положительные факты в социальной политике проявляются еще и в том, что на территории РБ запускаются международные проекты, которые реализуются по всей стране и направлены на реализацию прав каждого ребенка, вне зависимости от степени поражения здоровья.
В эмпирической части работы, результаты которой представлены, мы видим, что есть коэффициенты, которые указывают на наиболее острые проблемы, и видим пункты, по которым коэффициент равен нулю. Это вопросы, которые касаются выплат пособий по инвалидности. Данный факт свидетельствует о том, что Закон РБ «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» выполняется в полной мере. И основные принципы государственной политики РБ в области обеспечения прав инвалидов и их социальной интеграции соблюдаются.
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации вполне справляются с возложенной на них миссией воспитания, образования, социализации и ресоциализации, адаптации и реабилитации детей с особенностями в развитии при тесном сотрудничестве педагогического коллектива и семей воспитанников.
1. Базоев, В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании / В.З. Базоев //Дефектология, 2007. – №3. – С.32–35.
2. Министерство образования Республики Беларусь Главное управление по образованию Брестского областного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://brest-edu.gov.by/.
3. Боровая, Л.П. Социально–психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л.П. Боровая // Социально–педагогическая работа, 2008. – № 6. – С. 59–63.
4. Грачев, Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими ребенка–инвалида / Л.К. Грачев. – М., 2002. – 125 с
5. Григорьев, А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси /А.Д. Григорьев. – Мн.: Ротопринт БГПУ им. М. Танка, 2008. – 221 с.
6. Панов, А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями – эффективная форма социального обслуживания семьи и детей / А.М. Панов // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. – М., 2003.
7. Черемных, Г. Общественные объединения: регулирование деятельности / Г. Черемных // Российская юстиция, 2013, №4. – с. 36
8. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 2015. – 425 с.
9. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику /А.В. Мудрик. – М., 2007.
10. Вайзман, В.П. Реабилитационная педагогика: медицинские аспекты /В.П. Вайзмн. – М., 2013. – Вып. 1. – С.10 –12.
11. Васильева, Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности / Н.В. Васильева // Социологический сборник: Вып.7.–М.: Социум, 2000. – С. 23–24.
12. Ватерс, Л., Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей / Л.Ватерс, М.Ланзинд, Э.Шонглер. – Мн.: БелАПДИ, 2012. – 18 с.
13. Горячева, Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям / Т.Г. Горячева // Мир психологии. – 1998. – № 2. – С. 23–24.
14. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. / И.И. Мамайчук. - СПб., Речь, 2003. – 494с.
15. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов [и др.;] под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1998. – 144 с.
16. Пинский, Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. - М. : Педагогика, 1985. - 126 с.
17. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация : учебное пособие / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. – М. : Дашков и К, 2002. – 308 с.
18. Андронникова, О.О. Психологическая безопасность образовательной среды вуза / О.О. Анронникова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.obrazovanie9.ru/articles/338–psy–bezopasnostjvuza.htm.
19. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия /Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Л.: Медицина, 2015.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты