Соотношение норм права и религиозных норм
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Соотношение норм права и религиозных норм»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Соотношение норм права и религиозных норм
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
ГЛАВА 2 РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, РОЛЬ
ГЛАВА 3 СХОДСТВО, РАЗЛИЧИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество – динамично развивающаяся система. Переходное состояние морали и формирование права в обществе предполагают необходимость понимания взаимодействия морали и права как социальных регуляторов, лежащих в основе улучшения общества. Теоретическое осмысление этой проблемы может способствовать как развитию теории морали, так и теории права, повышению их роли в морально-правовом воспитании человека, формированию гражданского общества на основе нравственных и правовых ценностей.
В современном обществе ранее принятые нравственные нормы и принципы трансформируются в меняющихся условиях жизни. Многие требования морали закреплены нормами права, но механизмы их реализации не работают в реальных условиях действительности. По вопросу о праве и морали в литературе содержится изложение различных учений, школ, концепций и т.п. Взаимосвязь морали с правом являются одними из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на протяжении многих веков.
Актуальность темы исследования. Республика Беларусь – социальное государство, в котором, согласно Конституции, религии и вероисповедания равны перед законом [1].
В 1992 году был принят Закон Республики Беларусь «О свободе совести и о религиозных организациях», который определил роль религии в формировании духовной, нравственной, исторической культуры государства, что закреплено в его нормах. То есть обращение к данной теме объясняется тем, что религии всегда являются хранительницами духовных ценностей, которые в том числе предопределяют образ жизни, мировоззрение отдельного человека, группы верующих, а иногда и государственно-правовую идеологию, что не является исключением и для Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
Общество – это взаимосвязанная система социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них регулируются правом. Многие отношения личной жизни людей – любовные, дружеские, досуговые, находятся вне правового регулирования в сфере потребления. Хотя политические, общественные взаимодействия носят в большей степени правовой характер и регулируются другими социальными нормами, нежели правом. Следовательно, право не имеет монополии на социальное регулирование. Нормы права охватывают только стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом в большом объеме регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы [2, c. 43].
Социальные нормы представляют собой правила, регламентирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.
Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних этапах общественного развития человека, так как возникла необходимость регулирования поведения людей с помощью общих правил. С помощью социальных норм достигается наиболее адекватное взаимодействие людей, решается задача выхода за пределы власти индивида [3, c. 131].
Социальные нормы отражают закономерности общественного развития в разной степени, но не сами по себе. Объективные законы, по которым развивается история, не являются нормой. Последние привносят в жизнь общества людей, социальный опыт. Некоторые из них со временем исчезают, другие появляются, изменяются, третьи насильно принимаются в определенные классы, группы или органы власти.
ГЛАВА 2 РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, РОЛЬ
Религиозные нормы – это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церквям, друг другу, отношения верующих с неверующими, организация и функции религиозных организаций. Они устанавливают правила поклонения, порядок поклонения, исполнение определенных действий (крещение новорожденного) или воздержание от них (например, от использования определенных продуктов).
У религиозной нормы есть все необходимые признаки социальной нормы:
– во-первых, такая норма действует как модель поведения верующих в той или иной ситуации, как модель (стандарт) определенных отношений, в частности в различных ритуалах, молитвах и т. д.;
– во-вторых, ее предписания не относятся к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии;
– в-третьих, такие правила предусматривают ответственность за нарушение установленных правил – возмездие. Здесь важно, что употребление слова «возмездие» используется в следующем смысле: «Как и вы, так оно будет вознаграждено вам» [12, с. 384];
– в-четвертых, любая религия и, следовательно, ее нормы относятся к воле сверхъестественных сил. В этом отношении человек, исповедующий религию, характеризуется как капитулянт, подчиняющийся «божественной воле и власти».
ГЛАВА 3 СХОДСТВО, РАЗЛИЧИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ
Двадцатый век для правовой системы проводился под эгидой процесса, который может быть обозначен как секуляризация, логическим результатом которого является дистанцирование права и религии. В то же время эти явления тесно взаимодействуют, что особенно очевидно в области социального надзора. С юридической точки зрения право занимает приоритетное положение в социальном регулировании, и он может обеспечить оптимальное функционирование общества. Однако эффективность правового регулирования в значительной степени зависит от его скоординированного влияния с другими неюридическими системами надзора, включая религию.
Связь между этими явлениями лежит в корнях их возникновения и функционирования. В обществе существует множество социальных норм. Возможности каждого из них по-своему влиять на общественные отношения ограничены. Поэтому право, религия, этика и корпоративная этика влияют друг на друга как особые регуляторы социальной системы.
Во взаимодействии права и религии как регуляторов общественных отношений выделяются законы и религиозные нормы, которые доминируют в поведении как наиболее активные элементы правовой и религиозной системы.
Они играют особую роль во влиянии этих систем на социальные отношения и устанавливают определенные правила поведения для людей в обществе. С этой точки зрения право и религия являются двумя тесно связанными социальными нормативными системами. Из-за совпадений в области регулируемых отношений законы и религиозные нормы очень похожи, иногда совпадают по своим формулам, что обеспечивает согласованное воздействие на социальное развитие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Социальные нормы представляют собой определяемые условиями жизни людей, выступающие результатом их сознательно-волевой деятельности, правила поведения общего характера, регламентирующие отношения между людьми, их коллективами и организациями. При помощи указанных признаков социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.
Выделяют самые разнообразные классификации социальных норм. Среди наиболее важных для жизни общества выделяют нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы.
В современном обществе, особенно в условиях верховенства закона и гражданского общества, обязательство совершать действия, действовать в рамках правовых норм продиктовано нормами морали. Самые важные моральные и религиозные нормы включены в законы.
Проанализировав взаимодействие религиозных и правовых норм, можно сделать следующие выводы. Религиозные нормы имеют различную степень взаимодействия с правом, в наибольшей степени – в рамках правовых систем: мусульманской и индусской. История развития права знает о существовании канонического права и церковной юрисдикции, которые также являются ярким примером наиболее полного взаимодействия права и религии.
Характер современного взаимодействия выражается во включении религиозных норм и их содержания посредством моральных норм в нормы права. С другой стороны – государство в нормативных правовых актах выражает свое отношение к конфессиям и церкви, определяет формы взаимодействия с религиозными организациями и их правовой статус.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) [Электронный ресурс] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Пеньков, Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение / Е.М. Пеньков. – Москва: Высш. шк., 2009. – 175 с.
3. Лейст, О.Э. Сущность права: проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. – Москва: Зерцало, 2018. – 339 с.
4. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2016. – 800 с.
5. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский. – Минск: Амалфея, 2016. – 126 с.
6. Матузов, Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – Москва: Юристъ, 2014. – 776 с.
7. Матузов, Н.И. Право в системе социальных норм / Н.И. Матузов // Правоведение. – 2016. – № 2 (213). – С. 144-157.
8. Бочков, А.А. Общая теория права: справочные материалы / А.А. Бочков. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2019. – 128 с.
9. Шабуров, А.С. Теория государства и права: учебное пособие / А.С. Шабуров, Ж.С. Жайкбаев. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 382 с.
10. Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. – Москва: Юнити-Дана, 2017. – 512 c.
11. Сильченко, Н.В. Соотношение права и нравственности – основа «этизации» теории государства и права / Н.В. Сильченко // Государство и право. – 2015. – № 9. – С. 87-103.
12. Гурчинский, М.А. Взаимодействие права и морали в структуре юридического мышления / М.А. Гурчинский // СПб: Юридический журнал. – 2016. – №2(6). – С. 53-56.
13. Дмитрук, В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / В.Н. Дмитрук. – Минск : Амалфея, 2018. – 421 с.
14. Костылева, Т.А. Право и религия как регуляторы социальных отношений / Т.А. Костылева // Онтология и аксиология права. Тезисы докладов и сообщений. Второй международной конференции (октябрь 2005 г.). – Омск, 2015. – С. 188.
15. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – Минск: Амалфея, 2016. – 640 с.
16. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь, 17 декабря 1992 г., №2054 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц – М.: Норма-М, 2017. – 710 с.
18. Широков, А.Т. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Т. Широков. – Минск, 2015. – 211 с.
19. Пугачев, А.Н. Общая теория права: учеб.-метод. комплекс / сост. и общ. ред. А.Н. Пугачева. – 2-е изд., с изм. – Новополоцк: ПГУ, 2017. – 424 с.
20. Берман, Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Г.Дж. Берман. – Москва: Ad marginem, 2009. – 431 с.
21. Алейникова, В.А. Соотношение права и религии / В.А. Алейникова // Царскосельские чтения. – 2016. – № 3. – C. 8-10.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты