ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений
1.2 Виды административно-правовых отношений
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Понятие и признаки субъектов административно-правовых отношений
2.2 Виды субъектов административно-правовых отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, то есть приобретают правовую форму – становятся правовыми отношениями.
Все правовые отношения органически связаны с правом. Право – это особый государственный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правового отношения, как-то: первичность правовых норм; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения; установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что административно-правовые отношения – это один из наиболее сложных институтов общей части административного права. И это не случайно, так как административное право – отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и не существует такой сферы общественной жизнедеятельности, которая не находилась бы под пристальным вниманием со стороны государства.
Целью исследования является анализ понятия, особенностей, элементов и видов административно-правовых отношений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и особенности административно-правовых отношений;
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА административно-правовых отношений
1.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений
Правовые отношения – одна из важнейших и конкретных форм социального бытия права. Они раскрывают процесс воплощения правовых норм в общественную жизнь [1, с. 76].
Правоотношения – это особая разновидность общественных отношений, возникающих с целью обеспечения законных интересов его участников, урегулированных нормой права и юридически организованных в качестве взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей [2, с. 759]. С. С. Алексеев подчеркивает, что правоотношения – это возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризующаяся наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства [3, с. 287].
Общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, урегулированные административно-правовыми нормами, называются административно-правовыми отношениями. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, то есть практически реализуются задачи и функции государства [4, с. 15].
Определение понятия административно-правовых отношений широко разработано в теории права. Так, административно-правовые отношения представляют собой общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права [5, с. 33]. Основное различие между
ГЛАВА 2 Cубъекты административно-правовых отношений
2.1 Понятие и признаки субъектов административно-правовых отношений
Субъекты права – всегда люди. Однако в период Средневековья и даже в более поздние времена субъектами права нередко признавались животные и даже неодушевленные предметы. Известный английский этнограф Д. Фрэзер описывает немало судебных процессов над животными. Например, в 1457 году во Франции свинья и ее шестеро поросят были преданы суду по обвинению в предумышленном убийстве некоего Ж. Мартэна. Заслушав показания свидетелей, судья постановил учинить смертную казнь над одной свиньей «через повешение за задние ноги на кривом дереве». Приговор был исполнен в строгом соответствии с судейским предписанием [16, с. 443].
Под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный – участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта, и юридический – признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях. Именно по этому признаку отличаются такие понятия, как субъект административного права и субъект административно-правовых отношений. Субъекты административного права – это участники управленческих отношений, которые наделены административно-правовой нормой правами и обязанностями, а также способностью вступать в административно-правовые отношения. Субъект административного права, как правило, является участником административно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования являлся анализ понятия, особенностей, элементов и видов административно-правовых отношений.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- раскрыты понятие и особенности административно-правовых отношений;
- определены виды административно-правовых отношений;
- охарактеризованы понятие и признаки субъектов административно-правовых отношений;
- охарактеризованы виды субъектов административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения – это правоотношения, обязательным субъектом которых выступает лицо, наделенное властными полномочиями в сфере государственного управления, как правило, в лице органа исполнительной власти, и возникающие при условии наступления условий, установленных административно-правовой нормой.
К особенностям административно-правовых отношений относят:
- наличие взаимных прав и обязанностей субъектов таких отношений;
- сфера возникновения – исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления;
- для таких отношений характерен обязательный субъект в виде лица, осуществляющего государственно-властные полномочия;
- это властные отношения, что подразумевает неравенство сторон;
- волевой характер – для их возникновения необходимо волеизъявление хотя бы одной стороны таких отношений;
- разрешение споров между сторонами административно-правовых отношений возможно как во внесудебном, так и в судебном порядке;
1 Вопленко, Н. Н. Правовые отношения : понятие и классификация / Н. Н. Вопленко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5 : Юриспруденция. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. – № 6. – С. 76-89.
2 Сухарев, А. Я. Российская юридическая энциклопедия / А. Я. Сухарев. – М. : Издательский Дом ИНФРА-М, 1999. – 1110 с.
3 Алексеев, С. С. Теория государства и права : учебник для юридических вузов и факультетов / С. С. Алексеев. – М. : Юристъ, 1998. – 456 с.
4 Овсянко, Д. М. Административное право : учебное пособие / Д. М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2000. – 468 с.
5 Дмитриев, Ю. А. Административное право Российской Федерации : учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – М. : Система ГАРАНТ, 2008. – 587 с.
6 Козлов, Ю. М. Административное право / Ю. М. Козлов. – М. : Юристъ, 1999. – 320 с.
7 Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 Т. Т. 1 : История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты / Ю. Н. Старилов. – М. : НОРМА, 2002. – 728 с.
8 Попов, Л. Л. Административное право России : учебник / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров ; под ред. Л. Л. Попова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 514 с.
9 Макарейко, Н. В. Административное право. Конспект лекций / Н. В. Макарейко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2009. – 189 с.
10 Попов, Л. Л. Административное право / Л. Л. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2005. – 703 с.
11 Бахрах, Д. Н. Административное право : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М. : Норма, 2007. – 816 с.
12 Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. – М. : Зерцало-М, 2003. – 608 с.
13 Бахрах, Д. Н. Административное право России: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах. – М. : Издательство НОРМА, 2000. – 640 с.
14 Габричидзе, Б. Н. Административное право России : учебник / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, 2008. – 688 с.
15 Солдатов, А. П. Административное право Российской Федерации / А. П. Солдатов, В. А. Мельников. – Ростов на/Д : Феникс, 2006. – 347 с.
16 Фрэзер, Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете / Дж. Дж. Фрэзер. – М. : Издательство политической литературы, 1985. – 542 с.
17 Марченко, М. Н. Правоведение : учебник / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – М. : Издательство Проспект, 2004. – 416 с.
18 Смоленский, М. Б. Административное право / М. Б. Смоленский. – Ростов на/Д : Феникс, 2005. – 346 с.
19 Глущенко, П. П. Административное право. Краткий курс / П. П. Глущенко, Н. Н. Жильский [и др.] ; под общ. ред. П. П. Глущенко. – 2-е изд. – Спб. : Питер, 2011. – 272 с.
20 Александров, Н. Г Общая теория советского права / Н. Г. Александров, С. Н. Братусь, П. С. Грацианский [и др.] ; под общ. ред. С. Н. Братусь, И. С. Самощенко. – М. : Юрид. лит., 1996. – 491 с.
21 Петров, Г. И. Советское административное право / Г. И. Петров. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1970. – 330 с.
22 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : 21 апр. 2003 г. № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в Кодекс с 9 января 2017 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : НЦПИ РБ, 2017. – 239 с.
23 Мацелик, Т. О. Коллективные субъекты административного права / Т. О. Мацелик // «Legea si Viata». – 2013. – № 11/3. – С. 100 – 104.
24 Рябцев, Л. М. Административное право. Курс лекций / Л. М. Рябцев, Т. В. Телятицкая, А. Н. Шкляревский. – Минск : БГЭУ, 2006. – 437 с.
25 О структуре Правительства Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 5 мая. 2006 г., № 289 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 25.07.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
26 Об общественных объединениях [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., № 3254-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.11.2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.