ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ГЛАВА 2 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ГЛАВА 3 СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Реализация права осуществляется путем установления в обществе разнообразных, предусмотренных в нормах права правоотношений между членами общества, между ними и государством. Именно в правоотношениях проверяется результативность правовых норм, соответствие их потребностям общества. Правоотношения представляют собой форму, в которой происходит реализация субъективных юридические прав и обязанностей. Они являются своего рода рычагом, который обеспечивает действие права в отношении конкретных лиц.
Реагируя на вновь возникающие общественные отношения путем изменения в механизм деятельности правовых институтов отечественное административное право в качестве самостоятельной отрасли продолжает свое совершенствование и реформирование пройдя многовековой путь своего становления.
В настоящее время в Республике Беларусь действующие юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в четко определенных сферах деятельности, непосредственно затрагивающие интересы большинства граждан и организаций независимо от их организационно-правовой формы.
К вредным и общественно опасным последствиям нередко приводит не нарушение таких правил, а их соблюдение соответствует интересам граждан, общества и государства.
Источником правонарушений является отрицательное отношение к требованиям законов. Правонарушение — это патология, выражающаяся в безразличном отношении к законам, невыполнении их требований. Таким образом, вопрос о правонарушениях и их квалификации, мерах ответственности за них был и есть основополагающим для теории административного права и правоприменительной практики.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В обществе возникают, утверждаются и прекращают свое действие различные правовые отношения конституционного характера, гражданского, хозяйственного, семейного и т. д. В сою очередь среди этих отношений можно выделить отношения, связанные с реализацией соответствующих прав и выполнением обязанностей: имущественные и не имущественные отношения, связанные с правомерными и неправомерными действиями и др. Все они — результат воздействия норм права.
Соблюдение таких норм должно непременно соответствовать интересам граждан, общества и государства, тогда как их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.
Одной из самых главных и отличительных особенностей обязательных правил состоит в том, что данные правила защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, что является основанием привлечения к административной ответственности.
Административным правонарушение есть противоправное виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Так гласит ст. 2.1 КоАП [4].
К признакам же административных правонарушений относят следующие:
- общественная опасность (или же вредоносность);
- противоправность;
ГЛАВА 2
СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Чтобы дать правовую оценку противоправному деянию необходимо рассмотреть признаки административного правонарушения и признаки его юридического состава.
Проанализировав признаки административного правонарушения (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость), которые закреплены в законодательной норме, можно определить, относится ли данное деяние (действие или бездействие) к административным правонарушением.
У состава административного правонарушения немного иное предназначение, поскольку с его помощью устанавливается основание для привлечения к административной ответственности. Только при наличии всех элементов состава, деяние квалифицируется, как административное правонарушение и тогда лицо может быть привлечено к ответственности.
Л. Л. Попов, рассматривая вопрос о взаимосвязи признаков административного правонарушения и его состава, пришел к выводу, что признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности. Однако, установление признаков административного правонарушения не ведет к наличию юридического состава этого деяния, например, в силу отсутствия одного из элементов этого состава [11, с. 231].
Необходимо отметить, что в нашем законодательстве до сих пор отсутствует нормативное закрепление понятия состава правонарушения.
Следует также отметить, что среди учёных нет единого понимания состава административного правонарушения.
ГЛАВА 3
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Принято выделять три составляющие (признака) субъективной стороны: вина в виде умысла или неосторожности, мотив и цель.
В теории административного права вина психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, которая выражается в форме умысла или неосторожности.
Административное правонарушение будет признаваться совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, которое его совершило:
- должно сознавать противоправность своего деяния;
- предвидеть вредные последствия деяния;
- желать наступления вредных последствий.
Совершенное с косвенным умыслом административное правонарушение будет признаваться, если физическое лицо, которое его совершило:
- должно сознавать противоправность совершенного деяния;
- предвидеть вредные последствия деяния;
- не желать, однако сознательно допускать наступление вредных последствий либо относиться к ним безразлично.
Форма вины не всегда указывается в нормах закона. При этом, как отмечают В. Я. Кикоть, П. И. Кононов, И. Ш. Килясханов, мотив и цель, выступают дополнительными признаками субъективной стороны административного правонарушения и оказывают влияние на формирование умысла, а также определяют его направленность и приведение в исполнение[2, с. 43].
В. Д. Симухин указывает, что форма вины может «вытекать из указания КоАП Республики Беларусь на правовые основания правонарушения, например, на мотив и цель, так как это характеризует умышленное правонарушение» [2, с. 43].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административное правонарушение посягает на общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами административного права.
Как любое правонарушение, административный проступок имеет следующие признаки: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.
Общественная опасность является признаком, раскрывающим суть административного правонарушения в целом, поскольку если бы административные проступки не влекли вредных последствий, не представляли опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение.
Именно поэтому предлагаю изменить ч. 1 ст. 2.1 КоАП, она будет звучать так: «административным правонарушением признается противоправное виновное, общественно опасное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Состав административного правонарушения логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее существенные свойства определенных антиобщественных действий. Перечень закрепленных в ней признаков достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения.
Следует ответить, что даже среди ученых нет понимания состава преступления и законодательно оно также не закреплено.
Юридического состав административного правонарушения устанавливает основание для привлечения к административной ответственности. При наличии всех элементов состава (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, деяние квалифицируется, как административное правонарушение и тогда лицо может быть привлечено к ответственности.
1. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учеб. / Д. Н. Бахрах, В. Г. Татарин 4-е изд., перераб и доп. Москва : Эхсмо, 2009. 608 с.
2. Дорогова, Е. В. Субъективная сторона составов административных правонарушений в сере защиты детей от вредной информации / Е. В. Дорогова // Вестник Уральского института экономики, управления и права 2016. С. 43-48.
3. Кирильчик, Е. В. О некоторых проблемах, связанных с привлечением юридических лиц к административной ответственности / Е. В. Кирильчик // Пролог 2014. № 2(6). С. 16-20.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Rодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Над центр правовой информ Респ. Беларусь. Минск, 2018.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2008. – 48 с.
6. Круглов, В. А. Административное деликатное право. Учебное пособие / В. А Круглов Минск : Изд-во МИУ, 2003. 111 с.
7. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / И. И. Мах. Минск : Амалфея, 2008. – 704 с.
8. Рябцев, Л. М. Административное право : учебник / Рябцев Л. М. Минск : Амалфея, 2013. 416 с.
9. Серков, П. П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография / П. П. Серков. Москва : Норма. Инфра М.,2012. 480 c.
10. Симухин, В. Д. Правовые аспекты разграничения административных правонарушений / В. Д. Симухин // Проблемы правопонимания и правоприменения: теория и практика. Материалы межрегиональной научно-практической конференц ии, г. Волжский, 16-17 мая 2008 г. Волжский: Изд-во ВолГУ 2008. С. 248-258.
11. Цечоев, Х. И. Административная ответственность и административное правонарушение / Х. И. Цечоев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2009. С. 229-232.
12. Щебляков, Е. С. Некоторые вопросы состава административного правонарушения / Е. С. Щебляков // Основные тенденции развития Российского законодательства: Материалы межвуз. науч.- теорет. конф. (21 ноября 2012, г. Красноярск); Сиб. Гос. Аэрокосмич. Ун-т. Красноярск 2012. С. 113-117
13. Ярковой, С. В. Административное бездействие: понятие и требование законности / С. В. Ярковой // Вестник Омской юридической академии 2016. №3. С. 102-106.
14. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=6268
15. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/uses/xxii/mim_uses_xxii_05008.pdf