Типы государств: анализ и сравнение
ИПП (Институт парламентаризма и предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Типы государств: анализ и сравнение»
по дисциплине: «Введение в политическую теорию»
2021
45.00 BYN
Типы государств: анализ и сравнение
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Введение в политическую теорию
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2 ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 3 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.
Государство играет важную роль в жизни современного общества. Государство является достаточно активным социальным институтом. Оно оказывает влияние на развитие всей мировой цивилизации несмотря на то, что его значение в ходе всей истории человечества не было одинаковым. Тем не менее, понять роль и место государства в истории общества можно рассмотрев такое понятие как «сущность государства».
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.
Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства означает выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.
За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции (от теологических, светских до современных авангардистских), в которых теоретически реконструируется государство в любых его проявлениях – причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы. При этом важно учесть, что данные теории могут иметь и действительно имеют несхожие, а порой просто противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства). Иначе говоря, ответы на вопросы – что такое государство? каким может быть определение или понятие государства? – естественно и неизбежно предполагают множественность подходов к поиску такого рода ответов.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Государство – это прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывавшая и оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп и всего общества.
В основе возникновения государства лежит закон возрастающего разнообразия форм деятельности людей как следствие постоянного роста потребностей. Когда появляются и разрастаются различия, противоречия между индивидами и социальной группой, между социальными группами, между социальными группами и обществом в целом, обостряется и усиливается потребность в обеспечении общественной жизни. Необходимость поддержания общественного порядка извне, установления единства в системе правового регулирования обусловлена тем, что общество сложное, конфликтное и противоречивое. В ответ на необходимость единого руководства обществом государство выступило важным элементом общественной стабильности, наряду с военной защитой общества.
Наряду с конфронтационной трактовкой государства в духе английского философа Т. Гоббса, следует привести учение о государстве французского учёного Л. Дюги, называемое солидаризмом.
Л. Дюги полагал, что люди в обществе связаны узами солидарности, взаимозависимости. Каждый класс, выполняют свою миссию, свой долг по обеспечению всеобщей солидарности. Сотрудничество людей должно привести в конечном счете к преодолению общественных противоречий. Люди, по мнению Л. Дюги, постепенно осознают общественную солидарность, благодаря чему объединение общества станет возможным без посредничества государства. Результатом такого осознания становится общепризнанная норма социальной солидарности: не делать ничего, что нарушает социальную солидарность, и делать все возможное для ее реализации и увеличения. Норма социальной солидарности не является конкретным законом, но она составляет общую основу законодательства [1, c. 47].
ГЛАВА 2 ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
Государство на протяжение истории развития человеческой цивилизации выступало основополагающим институтом, обеспечивающим как стабильность и воспроизводство самого общества и его ключевых сфер жизнедеятельности (экономической, политической, правовой, культурной и т.д.), так и ведущим фактором эволюции данного общества. Очевидно, что в ходе развития общественной системы в целом, на каждом эволюционном этапе институт государства менялся, менялось сущность, социальная роль и назначение этого политико-правового института.
В истории правовых и политических учений выдвигались разнообразные подходы к исторической типологизации института государства. Заметим, что вопросы типологии государства всегда относились к числу основополагающих и при этом достаточно дискуссионных как в социально-гуманитарной системе знания, так, в частности, и в теории государства и права.
Применение метода типологии государств обусловлено тем, что наличие разнообразных форм организации социально-политической жизни общества вызывает трудности комплексного изучения государства как такового. Еще в Древней Греции ученый философ Пифагор пытался определить идеальный тип государства. Платон и Аристотель предприняли попытку типологизировать государства-полисы [8, c. 67].
В качестве критерия типологии избрали форму правления и выделили их правильные и неправильные формы. На протяжении последующих веков ученые предпринимали многочисленные попытки типологизации государств по различным основаниям, одной из которых является формационный подход. Основоположником этого подхода к типологии государств явился Карл Маркс (1818–1853), позиция которого нашла отражение во множестве его научных работ и прежде всего в работе «К критике политической экономии» (1859). Опираясь на материалистическое понимание истории человеческого общества, Карл Маркс совместно с Фридрихом Энгельсом (1820–1895) создали уникальное учение о социальной природе государства и права, а также нашли оригинальный метод типологии существовавших ранее и в современных им условиях государств. К. Марксом и Ф. Энгельсом в научный оборот было введено понятие «общественно-экономическая формация», которым характеризуются исторического типа структуры общества, основанного на определенном способе производства.
ГЛАВА 3 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
Более аморфным, но и более разносторонним является цивилизационный Понятие «цивилизация» распространилось в европейской науке в эпоху рационализма, и с того времени было очень многозначным, как и понятие «культура». С учётом этого фактора учеными Востока и Запада и разрабатывается на сегодняшний день цивилизационный подход к типологии государства. В своих научных работах они опираются на труды таких крупнейших философов и социологов, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и другие, которые осуществили огромный задел для будущего развития данного подхода.
В общем виде понятие цивилизация (с лат. civilis – гражданский, общественный) можно определить как «социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного прогрессирующего общества и вместе с тем поддерживающего его необходимое слияние через создание регулируемых духовных и культурных факторов, а также необходимой иерархии структур и ценностей» [18, с. 174].
В социальных науках присутствуют три подхода к пониманию слова «цивилизация», которые продолжают существовать и в настоящее время. Это:
- унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое);
- стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого);
- локально исторический подход (цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).
Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является английский учёный А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации: «Цивилизация – это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло – остаются неизменными» [19, c. 98].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Государство представляет собой универсальную политико-территориальную организацию власти в обществе, обладающую особым аппаратом управления и принуждения, принимающую обязательные для населения всей страны решения в правовой форме.
Государство действует главным образом через систему органов, учреждений и процедур, которые в совокупности своей образуют государственный механизм. Государственный орган – это лицо или организованная группа лиц, наделенные правом принимать властные решения, имеющие, как правило, форму правового акта. Компетенция – это круг вопросов, которые призван решать тот или иной государственный орган, спектр полномочий, которыми он наделён, чтобы иметь возможность решать отведённые вопросы.
Сущность же государства вытекает из его социального назначения. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой.
Основными признаками государства являются его территория, население, государственный аппарат, суверенитет, символика и т.п.
Формационный подход к типологии государств базируется на представлениях об истории как естественном, независимом от сознания и воли людей процессе смены общественно-экономических формаций, что предполагает прогрессивную направленность истории (развитие идет по пути прогресса, от низших форм к более развитым с точки зрения способа производства материальной жизни формам). Формационный подход к типологии государств акцентирует внимание на важности социально-экономических факторов государственно-правового развития, способных оказывать существенное влияние на исторические процессы (при этом факторы духовной сферы (мораль, религия, философия, искусство и др.) остались недооцененными).
В формационном подходе выделяются следующие исторические типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический – в зависимости от того, какой класс доминирует.
Цивилизационный подход принимает за основу классификации государств духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические.
1. Дюги, Л. Конституционное право. Общая теория государства / Л. Дюги – М.: Типография Сытина, 1908. – 988 с.
2. Шершеневич, Г.Ф. История философии права / Г. Ф. Шершеневич. – М.: Университетская типография, 1906. – 590 с.
3. Теория государства и права: учебник / под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. – М.: Проспект, 2016. – 324 с.
4. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Инфра-М, Норма, 1997. – 570 с.
5. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – Минск: Академия МВД, 2014. – 478 с.
6. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2016. – 515 с.
7. Комаров, Теория государства и права: учебник / Комаров, А.В. Малько. – М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 440 с.
8. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юрайт, 2015. – 520 с.
9. Маркс, К. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Издательство политической литературы, 1974. – 60 с.
10. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. – М.: Прогресс, 1991. – 104 с.
11. Тёкеи Ф.К. теории общественных формаций: проблемы анализа общественных форм в теоретическом наследии К. Маркса / Ф. Тёкеи. – М.: Прогресс, 1975. – 274 с.
12. Радько, Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М.: Академический проект, 2015. – 720 c.
13. Теория государства и права: учебник для академ. бакалавриата. – 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.К. Бабаева, Н.Я. Данилевский – М.: Юрайт, 2019. – 578 с.
14. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. – М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2017. – 563 c.
15. Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. - М.: Юнити-Дана, 2016. – 512 c.
16. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. – М.: Норма, 2016. – 576 c.
17. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, 2017. – 608 c.
18. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. – М.: Книга по Требованию, 2016. – 226 c.
19. Тойнби, А. Дж. Исследование истории / А.Дж. Тойнби. – М.: АСТ, Харвест, 2011. – 676 с.
20. Лазарев, В.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2015. – 640 c.
21. Дмитрук, В. Н. Общая теория государства и права: учебник / В.Н. Дмитрук. – Минск: Амалфея, 2016. – 125 с.
22. Чиркин, В.Е. Формационно-цивилизационный подход в сравнительном правоведении / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 2015. – № 4. - C. 22-27.
23. Гегель, Г.В. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1990. – 526 с.
24. Шпенглер, О. Закат Западного мира / О. Шпенглер. – М.: Альфа-книга, 2014. – 1073 с.
25. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 576 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты