Нормативно-правовое регулирование туристической деятельности в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нормативно-правовое регулирование туристической деятельности в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Организация туризма и туроперейтинг»
2021
45.00 BYN
Нормативно-правовое регулирование туристической деятельности в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организация туризма и туроперейтинг
Организация: Мерлинтур, СООО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Технологическая карта туристического путешествия на 01.01.2022.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень туров.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Причины почему может быть интересен тур в Чернобыльскую зону.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Характеристика проектируемого тура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Объекты тура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Паспорт туристического маршрута.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Дополнительные характеристики тура.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Система мероприятий по продвижению в сети Интернет.
ПРИЛОЖЕНИЕ К LiveTex.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Калькуляция тура.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты туризма и его правовое регулирование
1.1 Понятие туристической деятельности и органы управления туризмом в Республике Беларусь
1.2 Нормативно-правовые акты, регулирующие туристическую деятельность в Республике Беларусь
2 Оценка применяемого законодательства Республики Беларусь в сфере туризма на микроуровне
2.1 Анализ правоприменительной практики в туризме и гостеприимстве
2.2 Особенности оказания туристических услуг в Республики Беларусь на примере СООО «Мерлинтур»
3 Пути совершенствования регулирования туристической деятельности в Республике Беларусь
3.1 Практические рекомендации по совершенствованию форм и механизмов регулирования туристической деятельности в Республике Беларусь
3.2 Направления совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующую туристическую деятельность в Республике Беларусь
Заключение
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Туризм – сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы, но лишь относительно недавно туризм преобразовался в специфическую форму деятельности людей. В настоящее время он является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы был признан экономическим феноменом XX столетия.
К началу ХХI века туризм стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, гостиничного бизнеса и т.д. С учетом внутреннего туризма, почти половина населения земного шара ежегодно становится туристами. Туризм занимает значительное место и в международных отношениях: из 7 млрд. человек на планете ежегодно более 1 млрд. ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях.
Помимо тенденций последних десятилетий, характеризующих развитие туристского рынка и проявляющихся в расширении и реструктуризации рынка, консолидации и конверсии, горизонтальной и вертикальной интеграции, широком распространении сетевого бизнеса между различными секторами туризма, в мировом туризме получили яркое отражение тенденции, привнесенные эпохой глобализации, веком информации и коммуникации, новым информационным обществом.
Становление общемирового туристского рынка сопровождается мощными процессами транснационализации, которые находят выражение в международном переплетении частных капиталов, усилении связей между монополиями разных стран и в широком развитии транснациональных компаний в сфере турбизнеса.
Состояние мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Все в большей степени и более высокими темпами по сравнению с внутренним развивается международный туризм.
Туризм сегодня – существенная составляющая инновационного развития любой страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль экономики, источник валютных поступлений и средство для обеспечения занятости. Развитие международного туризма обеспечивает для принимающей страны активный приток поступлений средств.
1 Теоретические аспекты туризма и его правовое регулирование
1.1 Понятие туристической деятельности и органы управления туризмом в Республике Беларусь
В соответствии с базовым законодательством о туризме туристская деятельность представляет собой туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.
Это позволяет выделить три составляющих туристской деятельности:
– туроператорская деятельность;
– турагентская деятельность;
– иная деятельность по организации путешествий.
Согласно легальным определениям туроператорская деятельность это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом; турагентская деятельность – это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Иной деятельностью по организации путешествий можно считать экскурсионную, гостиничную деятельность и т.д.
Отметим мнение Д.П. Стригуновой, которая критически оценивает применение законодателем формулировки «иная деятельность по организации путешествий». Во-первых, автор делает вывод, что речь должна идти об «организации туристских путешествий», а лицом, выступающим в роли их организатора, является туроператор. Однако под туристской деятельностью следует понимать не только деятельность туроператоров, но и турагентов, которые выступают специализированными субъектами предпринимательской деятельности в сфере туризма. Во-вторых, Д.П. Стригунова предлагает исключить понятие «иная деятельность по организации путешествий» из законодательства об основах туристской деятельности [33, с.13].
Отличное от легального определение туристской деятельности предлагает и Е.В. Ахтямова. По ее мнению, туристская деятельность - это деятельность туроператоров но формированию и продвижению туристского продукта, а также правоотношения между туроператорами и турагентами по поводу его совместного продвижения и реализации туристу в виде комплексной туристской услуги (тура) [2, с.7].
В теории основными функциями туристских фирм называют организаторскую («производственную»), посредническую и информационно-консультационную. Первая из них соответствует туроператорской деятельности, а вторая и третья – как туроператорской, так и турагентской. Оказание информационно-консультационных услуг относится к «иной деятельности по организации путешествий».
2 Оценка применяемого законодательства Республики Беларусь в сфере туризма на микроуровне
2.1 Анализ правоприменительной практики в туризме и гостеприимстве
Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данная отрасль взята под особую опеку государства.
Первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь была принята в 2004 году. Итогом ее выполнения стал значительный рост экспорта туристических услуг, развитие туристической инфраструктуры в стране, упрощение въездного режима и условий пребывания иностранных граждан на территории Беларуси.
Сегодня в Беларуси реализуется ряд госпрограмм, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны.
Республиканский бюджет совместно с областными бюджетами принимает участие в восстановлении памятников историко-культурного наследия в регионах страны. В 2012 году Советом Министров утверждена госпрограмма «Замки Беларуси». В рамках госпрограммы к 2018 году были обустроены 38 замков, дворцов и замчищ.
Туризму, как важному сектору экономики Республики Беларусь, придан статус одного из главных государственных приоритетов. В стране созданы все необходимые условия для развития международного туризма. Беларусь – открытое государство и готово к сотрудничеству, в том числе в области туризма, со всеми странами [7, с.92].
Наиболее актуальными являются направления агроэкотуризма, формирующийся на базе туристических ресурсов сельскохозяйственных производственных кооперативов, сельскохозяйственных предприятий и создаваемых сельских усадеб. Новое наполнение в сфере агротуризма получат неиспользуемые объекты историко-культурного наследия, старинные усадьбы.
Этнографический туризм в Беларуси знакомит с удивительными народными обрядами и праздниками, которые и сегодня отмечают в деревнях и городах. Среди самых знаменитых: Коляды; Масленица; «Гуканне вясны»; Юрьев день; Купалье; «Зажынкі» (начало жатвы) и «Дажынкі» (праздник сбора урожая). В эти праздники в разных уголках страны устраиваются народные гуляния, фестивали. Обряд «Колядные Цари», внесенный в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО [9].
3 Пути совершенствования регулирования туристической деятельности в Республике Беларусь
3.1 Практические рекомендации по совершенствованию форм и механизмов регулирования туристической деятельности в Республике Беларусь
Прежде всего, исходя из анализа указанных ранее факторов, сдерживающих развитие международного туризма в Республике Беларусь, можно определить следующие направления повышения международной привлекательности страны:
– совершенствование действующего законодательства, регулирующего деятельность субъектов рынка туристических услуг, а также учитывающего международный опыт и рекомендации отраслевых организаций;
– разработка эффективной маркетинговой программы продвижения Республики Беларусь на международный рынок туристических услуг для повышения спроса со стороны иностранных туристов путем их надлежащего информирования о туристических возможностях страны;
– формирование комплексных программ приема туристов, включая предоставление полного пакета обслуживания туристов в стране с минимальными для потребителя затратами времени и с максимальным удобством без лишних бюрократических формальностей, диверсификацию турпродукта, сглаживание сезонных колебаний турпотоков с помощью гибкой ценовой политики;
– выработка новых инвестиционных проектов, предполагающих развитие объектов инфраструктуры туризма с привлечением как государственных, так и иностранных инвесторов;
– снижение стоимости въездной визы для организованных туристических групп, а также максимальное упрощение процедуры ее получения для граждан из развитых стран с низкой степенью риска нелегальной миграции;
– создание новых маршрутов для увеличения турпотоков с одновременным снижением стоимости авиаперевозок путем привлечения «low-cost» авиакомпаний, предлагающих низкие цены на авиабилеты регулярных рейсов и др. [1, с.12].
Реализация данных мер позволит интегрироваться в мировые туристско-информационные сети и повысить качество рекламно-информационного сопровождения туристического потенциала республики, сформировать благоприятный имидж страны и наиболее полно интегрироваться в мировое туристическое сообщество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Туристскую деятельность следует рассматривать в широком смысле слова, включая в нее также деятельность государственных органов, туристов, их объединений, органов, обеспечивающих безопасность туристов, и т.д. На наш взгляд, правильно было бы внести в Закон поправки, заменив в соответствующих статьях термин «туристская деятельность», например, термином «деятельность в сфере туризма».
В понятие «деятельность в сфере туризма» можно включить деятельность различных субъектов туристских отношений: туристов, туристских организаций, работников туриндустрии, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Государственное регулирование туристической деятельности в данном контексте выступает как деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов и т. д.) и включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет и контроль.
Исходя из анализа факторов, сдерживающих развитие международного туризма в Республике Беларусь, можно определить следующие направления повышения международной привлекательности страны:
– совершенствование действующего законодательства, регулирующего деятельность субъектов рынка туристических услуг, а также учитывающего международный опыт и рекомендации отраслевых организаций;
– разработка эффективной маркетинговой программы продвижения Республики Беларусь на международный рынок туристических услуг для повышения спроса со стороны иностранных туристов путем их надлежащего информирования о туристических возможностях страны;
– формирование комплексных программ приема туристов, включая предоставление полного пакета обслуживания туристов в стране с минимальными для потребителя затратами времени и с максимальным удобством без лишних бюрократических формальностей, диверсификацию турпродукта, сглаживание сезонных колебаний турпотоков с помощью гибкой ценовой политики;
– выработка новых инвестиционных проектов, предполагающих развитие объектов инфраструктуры туризма с привлечением как государственных, так и иностранных инвесторов.
1. Александрова, О. А. Состояние и перспективы развития событийного туризма в Республике Беларусь / О. А. Александрова // Туризм и отдых. – 2016. – № 4. – С. 7-12.
2. Ахтямова, Е. В. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации : автореф. дис. канд. юрид. наук / Е. В. Ахтямова. – Краснодар, 2017. – 37 с.
3. Ахтямова, В. Е. Особенности заключения и оформления договор об оказании туристских услуг / В. Е. Ахтямова // Вестн. Омского ун-та. ‒ 2018. ‒ № 4. ‒ С. 47‒52.
4. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма : учеб. пособие / А. В. Бабкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 252 с.
5. В Беларуси будут разработаны новые правила реализации туров и оказания туристических услуг [Электронный ресурс] // Tio.by. – Режим доступа: http://www.tio.by/info/turbiznes/VBelarusi-budut-razrabotany-novye-pravila-realizacii-turov-i-okazaniya-turisticheskix-uslug-Koncepciyu-mozhnoobsudit-tut/.
6. Васильева, И. А. Особенности защиты прав потребителей в сфере туристического бизнеса / И. А. Васильева // Вестник современных исследований. – 2018. – № 1 (16). – С. 223-225.
7. Викулова, О. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» / О. Н. Викулова. – М. : Юрайт, 2018. – 564 с.
8. Воскресенский, В.Ю. Основы социально-экономической и рекреационной географии мира / В. Ю. Воскресенский. – М.: МосГу, 2015. –276 с.
9. Всемирная туристическая организация: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.unwto.org/en.
10. Гельман, В. Я. Статистика туризма: учебник / В. Я. Гельман. – М. : Академия, 2015. – 336 с.
11. Горбылева, З. М. Экономика туризма: учебное пособие / З. М. Горбылева. – Минск: БГЭУ, 2014. – 478 с.
12. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2021-2025 гг.: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 янв. 2021 г., № 58 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от от 29 июня 2020 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14. Драчева, Е. Л. Экономика и организация туризма: учебное пособие / Е. Л. Драчева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев. – М.: Кнорус, 2015. – 576 с.
15. Дурович, А. П. Организация туризма: учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск: Новое знание, 2016. – 632 с.
16. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М. А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 200 с.
17. Звонкова, Ю. А. Договор на оказание туристических услуг как основание возникновения правоотношения / Ю. А. Звонкова // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 1 (36). – С. 64-70.
18. Казаченко, О. Л. Соотношение договора оказания туристических услуг и договора реализации туристического продукта / О. Л. Казаченко // Экономика и право. – 2018. – № 5-6. – С. 39.
19. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2008. – 48 с.
20. Маньковский, И. А. Курс гражданского права: особенная часть / И. А. Маньковский. – М.: Молодежное, 2016. – 255 с.
21. О развитии предпринимательства: Декрет Президента Респ. Беларусь, 23 нояб. 2017 г., № 7 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. О туризме : Закон Республики Беларусь, 25 нояб. 1999 г., № 326-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
23. Об утверждении Правил оказания туристических услуг: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 нояб. 2014 г., № 1064 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
24. Овсейко, С. Договорные отношения в сфере туризма [Электронный ресурс] / С. Овсейко. ‒ Режим доступа: https://statut.by/lichnyj-jurist/14-i-have-a-right/149-15-04-2011/.
25. Писарев, Е. Л. Основы туризма / Е. Л. Писарев // Федеральное агентство по туризму. – 2017. – С. 8-19.
26. Положение о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29.07.2006 г., № 963: в ред. постановления Совета Министров от 25.05.2018 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
27. Положение о Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при Совете Министров Республики Беларусь : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 01.08.2000 г., № 1186 : в ред. постановления Совета Министров от 30.09.2015 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. Порядок оказания туристических услуг планируется урегулировать в Беларуси [Электронный ресурс] // Право.by. – Режим доступа: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2014/february/6736/.
29. Прохорова, Ю. С. Процессуальные особенности правового положения лиц, участвующих в деле, по спорам о защите прав потребителей, возникающих из ненадлежащего оказания или неоказания туристических услуг / Ю. С. Прохорова // Академическая публицистика. – 2019. – № 1. – С. 79-82.
30. Решение З. районного суда от 08.10.2014 по делу № 2-2610/2014 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
31. Романов, В. Р. Понятие и виды услуг, попадающих под защиту прав потребителей / В. Р. Романов // Молодой исследователь: вызовы и перспективы сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 139-141.
32. Семенова, О. С. Анализ состояния и проблемы развития малого бизнеса в сфере экономики туристских услуг / О. С. Семенова // Наука сегодня: вызовы и решения. – 2018. – С. 150-152.
33. Стригунова, Д. П. Правовое регулирование международного туризма / Д. П. Стригунова // Актуальные вопросы юриспруденции. – 2018. – С. 13-14.
34. Шапкина, В. А. Государственная поддержка малого бизнеса в сфере туризма в зарубежных странах / В. А. Шапкина // Туризм и гостеприимство сквозь призму инноваций. – М.: ИД Университетская книга, 2018. – С. 112-114.
35. Шматков, И. И. Гражданское право. Общая часть / И. И. Шматков, В. И. Пушкин. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2018. – 126 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Технологическая карта туристического путешествия на 01.01.2022.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень туров.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Причины почему может быть интересен тур в Чернобыльскую зону.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Характеристика проектируемого тура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Объекты тура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Паспорт туристического маршрута.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Дополнительные характеристики тура.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Система мероприятий по продвижению в сети Интернет.
ПРИЛОЖЕНИЕ К LiveTex.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Калькуляция тура.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты