ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы маркетинга и конкурентоспособности организации
1.1 Сущность и концепции маркетинга
1.2 Показатели оценки конкурентоспособности организации
1.3 Основные направления формирования конкурентных преимуществ организации
2 Анализ конкурентоспособности и маркетинговой деятельности ЧУП «Мозырские молочные продукты»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧУП «Мозырские молочные продукты»
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ЧУП «Мозырские молочные продукты»
2.3 Анализ конкурентоспособности ЧУП «Мозырские молочные продукты»
3 Совершенствование маркетинговой деятельности и конкурентоспособности ЧУП «Мозырские молочные продукты»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассмотрения данной темы в том, что современных условиях белорусской экономики, принципиально изменяется подход к созданию систем обеспечения конкурентоспособности организации. Эта проблема вы-двигается на первый план всей экономической политики государства.
Сегодня конкурентоспособность на товарных рынках становится проблемой национальной государственной безопасности. Следовательно, должна быть поставлена и правильно решена проблема выработки государственной стратегии в деле обеспечения конкурентоспособности. Для этого, на наш взгляд, должны быть уточнены основные методологические аспекты проблемы, дано четкое обоснование сущности и содержания конкурентоспособности организации и продукта, определены взаимосвязи и взаимозависимости этих категорий.
Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа конкурентоспособности в первую очередь на микроуровне – на уровне от-дельных организаций и их внутренних структурных подразделений, по-скольку эти низовые звенья составляют основу рыночной экономики при любой форме собственности. Но это не исключает, а скорее, наоборот, пред-полагает и необходимость возможного перехода анализа на микроуровне не «сверху вниз», как складывалось при командно-административной системе, а «снизу вверх». Народнохозяйственные отношения и обобщения вовсе не противопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям свободного рынка.
Цель работы – изучение конкурентоспособности продукции ЧУП «Мозырские молочные продукты» и обоснование основных направлений ее улучшения в современных условиях.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие за-дачи:
- раскрыта сущность маркетинговой деятельности;
- исследованы показатели оценки конкурентоспособности организации;
- рассмотрены основные направления формирования конкурентных преимуществ
1 Теоретические основы маркетинга и конкурентоспособности организации
1.1 Сущность и концепции маркетинга
Согласно определению словаря современных экономических терминов, маркетинг (англ. marketing) – исследования и организация деятельности на рынке товаров, услуг, ценных бумаг, направленной на обеспечение сбыта, продвижение товаров от производителя к потребителю [9, с. 193].
Маркетинг – система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение при-были.
Поскольку маркетинг – это способ убедить массы сделать покупку, большинство ошибочно отождествляют данное понятие со сбытом и стимулированием. Разница заключается в следующем: сбыт, главным образом, предполагает контакт лицом к лицу – продавец имеет дело с потенциальными покупателями. Маркетинг использует средства массовой информации и другие способы, чтобы овладеть вниманием и убедить многих людей – людей, которые могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из организации [7, с. 39].
Маркетинг – явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга.
Термин «маркетинг» возник в США на рубеже XX века, а как ведущая функция управления, маркетинг стал рассматриваться с 50 годов.
На сегодняшний день выдвинуто уже около 2000 определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики.
Ф. Котлер предлагает следующее определение: маркетинг – это социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидуумов и групп посредством предложения и обмена товарам
2 Анализ конкурентоспособности и маркетинговой деятельности ЧУП «Мозырские молочные продукты»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧУП «Мозырские молочные продукты»
Частное унитарное предприятие «Мозырские молочные продукты» создано решением наблюдательного совета открытого акционерного общества «Румянцевское» от 6 сентября 2005 года № 14 путем выделения из открыто-го акционерного общества «Румянцевское» и является правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей последнего согласно разделительного баланса.
Учредителем, собственником имущества и вышестоящей организацией для ЧУП «Мозырские молочные продукты» является открытое акционерное общество «Румянцевское». ОАО «Румянцевское» основано в 2004 году и представляет интересы шести молокоперерабатывающих предприятий Го-мельской области: ЧУП «Мозырские молочные продукты», ЧУП «Светло-горский МЗ», ЧУП «Калинковичский МК», ЧУП «Калинковичская масло-сырбаза», ЧУП «Жлобинский МЗ», ЧУП «Гомельская фабрика мороженого».
В состав акционерного общества входит также ЧУП «Центр «Румянцевский», который занимается реализацией и продвижением продукции предприятий, входящих в состав ОАО «Румянцевское», в Гомельской области и в других регионах Республики Беларусь».
Органом, уполномоченным от имени собственника управлять имуществом ЧУП «Мозырские молочные продукты» и осуществлять иные полномочия, отнесенные к компетенции собственника, учредителя и вышестоящей организации является генеральный директор открытого акционерного общества «Румянцевское».
ЧУП «Мозырские молочные продукты» является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим
3 Совершенствование маркетинговой деятельности и конкурентоспособности ЧУП «Мозырские молочные продукты»
ЧУП «Мозырские молочные продукты» применяет раз¬личные средства рекламы: проспекты, каталоги, фирменные календари, рекламу на ТВ, все, что способствует привлечению покупателей и сбыту товаров.
Широко используются такие виды рекламы как витринная, печатная (используемая в магазине). Наружная реклама является эффективным средством, поскольку она рассчитана, прежде всего, на восприятие широкими слоями населения.
ЧУП «Мозырские молочные продукты» заключил договор с РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» на оказание следующих услуг:
- предоставление электронного доступа к информации о закупках и торгах на конкурсной основе, проводимых в государствах-участниках СНГ;
- рассылка информации на эл. ящик и др.
ЧУП «Мозырские молочные продукты» занимает одну из лидирующих позиций среди предприятий Гомельской области по производимым молочным продуктам.
Реклама в СМИ: в течение года были размещены статьи рекламного и информационного характера в следующих изданиях: справочник «Контакт-Мозырь-2013г», в Народной газете, в газете «Вечерний Гомель», газета «Калiнкaвiцкiя навiны».
Реклама в Internet: размещение информации на украинской торговой площадке www.content.net.ua, размещение информации на информационном портале поддержки эксп¬орта www.export.by; информация на сайте комитета по с/х Гомельского облисполкома www.agro.gomel.by; размещение реклам-ной информации на портале www.promagro.by. Постоянно в течение года специалистами отдела производится рассылка коммерческих предложений и прайс-листов по факсу и по электронной почте, поиск партнеров за рубежом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная предпосылка конкурентоспособности организаций –производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью пони¬мается «текущее положение организации на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения». Во многих работах конкурентоспособность организации – это «способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конку¬рентного рынка».
С целью повышения конкурентоспособности продукции необходимо внедрять комплексные мероприятия по повышению конкурентоспособности соответствующей организации, отрасли, страны.
Таким образом, что касается конкурентоспособности организации, то существуют определенные экономические, финансовые показатели, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность.
Объектом исследования данной курсовой работы является ЧУП «Мозырские молочные продукты».
Объем производства за рассматриваемый период увеличился соответственно на 112,3% и 90,3% в 2013 и 2014 годах к уровню прошлого года. Выручка от реализации в 2013 году выросла в 2 раза, а в 2014 году – на 90,8%. Однако рост себестоимости реализованной продукции на 82,5% в 2013 году и на 110,1% в 2014 году к уровню прошлого года, а также рост затрат на производство продукции соответственно на 87,6% и 103,0% обусловили резкое сокращение прибыли в 2014 году. Был получен убыток от реализации в размере 5226 млн р. Прибыль после роста в 2013 году до 11068 млн р., в 2014 году сократилась на 26962 млн р.
Затраты на рубль произведенной продукции после некоторого сокращения в 2013 году (до 0,906 р.), в 2014 году выросли на 10,6% до 0,966 р. на рубль произведенной продукции. Затраты на рубль реализованной продукции в 2014
1. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. – М.: ОАО «Типография НОВОСТИ», 2000. - 256 с.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф – М.: Экономика, 2008. – 356 с.
3. Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности. / М. Ахматова, Е. Попов. // Маркетинг. – №4. – 2003. – С. 25-38.
4. Беленов, О. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность промышленных предприятий: Подходы, анализ, опенка / О. Беленов, В. В. Долгих. – Воронеж; Изд-во ВГУ, 2004 – 80с.
5. Белоусов, В. И. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. И. Белоусов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – №5. – С 23-29.
6. Воронов, А. Производительность труда и конкурентоспособность: две стороны медали. / А. Воронов. // Человек и труд. – 2002. – №12. – С.66-69.
7. Гарбацевич, С. Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь: Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. – Мн. Акад. Упр. При Президенте, 2002. – 20 с.
8. Голубков, Е. П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурент-ной борьбе / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – №2. – С.27-43.
9. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Финпресс», 2008. – 704 с.
10. Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген. – М.: Высшая школа, 1995. – 64 с.
11. Долинская, М. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. – М.: Издательство стандартов, 2011. – 342 с.
12. Дурович, А. П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А. П. Дурович. – М.: Новое знание, 2004. – 512 с.
13. Емельянов, С. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества / С. Емельянов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – №1. – с.107-116.
14. Золотогоров, В. Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В. Г. Золотогоров – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. – 720 с.
15. Зулькарпаев, И. У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарпаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. – № 4. – 84 с.
16. Кругман, П. Р. Международная экономика. Теория и политика: Перевод с английского / П. Р. Кругман, М. Обстфельд. – СПб.: Издательство: Питер., 2003. – 832 с.
17. Лифиц, И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2001. – 366 с.
18. Марков, В. Д. Стратегический менеджмент / В. Д. Марков, С. А. Кузнецов. – М.: Инфра-М, 2000 – 288 с.
19. Мисаков, В. С. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. С. Мисаков. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 284 с.
20. Портер, М.Э. Конкуренция / М. Э. Портер. – М.: Издательство Дом «Вильямс», 2001. – 496 с.
21. Портер, М.Э. Международная конкуренция: пер. с англ. / М. Э. Портер – М.: Международные отношения, 2003. – 896 с.
22. Трубилин, А. Конкурентоспособность – главный фактор эффективного производства / А. Трубилин // АПК: экономика, управление. – 2012. – №12. – С.39-46.
23. Соловьев, Б. А. Коммерческая деятельность: учебник / Б. А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 383 с.
24. Стратегический менеджмент: учебник / Под ред. проф. А.П. Ефремова, - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: специальная литература, 2004. - 589 с.
25. Сыцко, В. Е. Товарная политика предприятия отрасли: учеб. пособие / В. Е. Сыцко, В. В. Садовский, Л. В. Целикова. – Минск: Выш. шк., 2007. – 239 с.
26. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 576 с.
27. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 312 с.
28. Экономика предприятия. Под ред. В.Я. Хрипача – Мн.: Эконом-пресс, 2005. – 464 с.
29. Яшева, Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. // Маркетинговое образование. – 2011. – №1. – С. 20-25.