Малый бизнес и его развитие в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Малый бизнес и его развитие в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Малый бизнес и его развитие в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1 Малый бизнес в системе национальной экономики
1.1 Сущность малого бизнеса и факторы его развития
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса в национальной экономике
1.3 Мировой опыт развития и государственной поддержки малого бизнеса
2 Особенности развития и государственного регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь
2.1 Институциональные условия функционирования малого бизнеса
2.2 Динамика и отраслевая структура малого бизнеса в Республике Беларусь
2.3 Проблемы развития и поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в мире наблюдается повышенное внимание к проблеме дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства. В этом нет ничего удивительного: малый бизнес – один из важнейших элементов рыночной экономики: он придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Без него не может нормально развиваться и функционировать государство, так как малый бизнес напрямую связан с темпами роста ВВП и его качественными характеристиками.
Малый бизнес – основа современной модели экономики. Он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа, придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки для развития экономки, формируя, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основных нововведений. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для экономики Республики Беларусь имеет важнейшее значение.
Важным фактором развития национальной экономики является успешное развитие малого бизнеса. Развитие малого бизнеса позволяет сгладить неблагоприятные колебания конъюнктуры рынка, обеспечить разнообразие товаров и услуг на рынке. Немаловажной является и инновационная направленность малого бизнеса, способность предоставить предпринимателям возможность независимо реализовать свои идеи, проявить предпринимательский талант.
В условиях рыночной экономики, как показывает опыт экономически развитых государств, устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства. Данный сектор экономики является достаточно мобильным и легко адаптируется к часто изменяющимся рыночным условиям, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является фундаментом для возникновения условий интенсивного экономического роста. Республика Беларусь в данном аспекте не является исключением, и вопросы экономического роста и источников его обеспечения как никогда актуальны сегодня.
История развития малого бизнеса в Республике Беларусь насчитывает более 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса.
1 Малый бизнес в системе национальной экономики
1.1 Сущность малого бизнеса и факторы его развития
Предпринимательство и бизнес – это самостоятельная, инициативная деятельность отдельных граждан, осуществляемая ими на свой страх и риск под имущественную ответственность и направленная главным образом на получение экономической выгоды в форме прибыли.
Чтобы перейти к теме нашей курсовой работы, сначала следует дать понятие малого бизнеса.
Существует и часто используется термин «малое предпринимательство», и им достаточно часто заменяют понятие «малый бизнес», так как на сегодняшний день серьезного разграничения этих понятий нет, и считается, что отличие между этими терминами состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» – это юридический термин и употребляется в основном в нормативных актах, а «малый бизнес» – это экономический термин и используется в основном в увязке с экономическим развитием региона или государства.
Согласно определению, данному М. И. Балашевич, малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [2, с. 14].
Малый бизнес представлен совокупностью предпринимателей и малых фирм, которые по отдельности не имеют веса в рыночной экономике, но образуют обширный сектор экономики. Таким образом, малый бизнес можно рассматривать с точки зрения предпринимательства.
С другой стороны, как отмечает В.Я. Горфинкель малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [7, с. 8].
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником [21, с. 14].
В мировой практике существуют различные подходы к классификации бизнеса и критерии отнесения его к малому бизнесу. К наиболее часто применяемым критериям относятся:
- численность персонала малого предприятия (среднесписочная численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по совместительству);
- размер уставного капитала;
- финансовые показатели деятельности малого предприятия (объём чистой прибыли, размер совокупного дохода, оборачиваемость активов);
- вид деятельности предприятия [28, с. 24].
2 Особенности развития и государственного регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь
2.1 Институциональные условия функционирования малого бизнеса
Для развития важно создание институциональной среды, обеспечивающей защиту прав собственности, низкие барьеры входа-выхода, а также создание условий, обеспечивающих доступность капитала, новых знаний и управленческого опыта. При этом ключевыми элементами являются реструктуризация предприятий и обеспечение широких возможностей доступа частного сектора к ресурсам.
На современном этапе развития экономики страны значительное место отводится малому бизнесу как фактора стабилизации экономического роста в кризисных условиях. В программах и проектах Республики Беларусь уделяется достаточное внимание созданию институциональной среды для дальнейшего устойчивого развития малого бизнеса.
В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве, государственной поддержке малого бизнеса, а также специальный Указ Президента. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.
Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура [24, с. 25].
В соответствии с законодательством в Республике Беларусь могут создаваться следующие элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства:
- инкубаторы малого бизнеса;
- центры поддержки предпринимательства;
- фонд финансовой поддержки предпринимательства;
- научно-технологические парки;
- общества взаимного кредитования;
- союзы малого предпринимательства;
- торгово-промышленные палаты [24, с. 25].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию малого бизнеса выделены основные факторы его развития, определена его роль в национальной экономике, изучен мировой опыт развития и государственной поддержки малого бизнеса, исследованы особенности развития и государственного регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь, проанализирована динамика малого бизнеса, определены проблемы развития и поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь и условия, необходимые для его активизации.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью при определенных установленных законами критериях.
2. Основные экономические черты малого бизнеса:
- обособленность (т.е. хозяйствование на свой 3. Все функции, которые выполняет малый бизнес, чрезвычайно важны для национальной экономики, так как они ведут к развитию и внедрению новых технологий, улучшению качества товаров и услуг, внедрению новых товаров и услуг, нахождению новых видов ресурсов, а также открытию новых рынков. Все эти аспекты улучшают качество жизни социальной сферы государства, а также значительно улучшают экономическое состояние страны.
4. Малый бизнес играет важную роль в экономической и социальной жизни многих развитых стран. Развитие малого бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение таким предприятиям и оказывают им всяческую поддержку в развитии и совершенствовании, разрабатывают огромное количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства и предоставляют всяческие льготы.
5. Малый бизнес в Республике Беларусь играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Он способствует формированию конкурентной среды, обеспечивает рост производства потребительских товаров, благодаря ему расширяется сфера услуг, а экономике придается дополнительная стабильность. Значение малого бизнеса определяется также и такими его особенностями, как способность быстро реагировать на спрос потребителей и оперативно его удовлетворять, быстро откликаться на изменения рыночной конъюнктуры и демонстрировать высокую маневренность. Помимо прочего, малый бизнес страны предоставляет много новых рабочих мест, что ведет, в свою очередь, к сокращению численности нетрудоустроенного населения.
1 Архипенко, К. Ю. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса России в контексте зарубежного опыта / К. Ю. Архипенко // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – № 3 (20). – С. 3–8.
2 Балашевич, М. И. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П.Быкова. – Минск: БГЭУ, 2012. – 335 с.
3 Бокун, Н. Ч. Выборочное обследование малого бизнеса в Беларуси / Н. Ч. Бокун // Бухгалтерский учет и анализ. – 2015. – № 10. – С. 36–47.
4 Вагина, И. А. Зарубежный опыт кредитования малого бизнеса: сб. науч. ст. Вып. 9: в 3–х т. Т. 3 / cост. С. В. Анцух. – Минск: Издательство «Четыре четверти», 2015. – 392 с.
5 Ведение бизнеса. Группа Всемирного банка 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doingbusiness.org.
6 Витко, Ф. П. Организация предпринимательской деятельности: учеб.-метод. пособие / Ф. П. Витко. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2014. – 303 с.
7 Горфинкель, В. Я. Малый бизнес. Организация. Экономика: учеб. пособие / под ред. проф. В. А. Швандара – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2017. – 495 с.
8 Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2016-2020 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 149; г.Минск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
9 Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
10 Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
11 Директива Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
12 Дудинский, М. Опыт становления предпринимательства на примере развитых стран / М. Дудинский // Аграрная экономика. – 2014. – № 6. – С. 57-62.
13 Забродская, Н. Г. Экономика малого бизнеса и предпринимательства: учеб. пособие / Н. Г. Забродская, В. М. Круглик. – Минск: Амалфея, 2016. – 288с.
14 Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
15 Информационно-аналитические материалы о развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb.
16 Исследовательский центр ИПМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://research.by/. (Вкладка «Сборники «Малый и средний бизнес в Беларуси», «Белорусский бизнес: состояние и перспективы»).
17 Калинин А. В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире / А. В. Калинин // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – № 4 (4). – С. 3–12.
18 Комиссаров А. Г. Господдержка малого бизнеса: зарубежный опыт / А. Г. Комиссаров // Российское предпринимательство. – 2016. – №2(200). – С. 92–97.
19 Кононкова, Н. Малый бизнес как источник экономического роста / Н. Кононкова, А. Ширяева // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 9. – С. 114–119.
20 Кунин, В. А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства/ В. А. Кунин, Е. А. Александрова // Российское предпринимательство. – 2017. – №1 (2). – С.36–43.
21 Мазоль, С.И. Экономика малого бизнеса: учебное пособие / С.И. Мазоль. – Минск: Книжный дом, 2014. – 272 с.
22 Малыгина, И. В. Эволюция государственного управления малым и средним бизнесом в Республике Беларусь / И. В. Малыгина // Вестник МГУ. – 2014. – № 4. – С. 83–95.
23 Малый бизнес в США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evroportal.ru/biznes/kak-otkryit-malyiy-biznes-v-amerike.
24 Мясникович, М. В. О создании институциональных условий для развития предпринимательства в Республике Беларусь / М. В. Мясникович // Экономика Беларуси. – 2014. – № 1. – С. 25–27.
25 Насонов, В. В. Некоторые вопросы поддержки малого предпринимательства / В. В. Насонов // Деньги и кредит. – 2015. – № 6. – С. 76–79.
26 Основные экономические показатели деятельности микроорганизаций и малых предприятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
27 Филимонова, Н. М. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учеб. пособие для вузов / Н. М. Филимонова, Н. В. Моргунова, Е. С. Ловкова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
28 Шеремет, А. Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учеб. пособие / А. Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 480 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты