ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 Сущность, цели и задачи свободных экономических зон
1.2 Классификация свободных экономических зон
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ условий функционирования свободных экономических зон в Республике Беларусь
2.2 Анализ основных показателей функционирования свободных экономических зон в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Удельный вес импортозамещающих и экспортно-ориентированных товаров
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Удельный вес экспорта в страны СНГ и вне СНГ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития любой страны, при переходе к рыночным отношениям, меняется характер территориальных форм развития экономики. Важным путем перехода к рыночной системе являются свободные экономические зоны. Современные мировые тенденции интеграции национальных экономик, расширение всемирной торговой организации ставит проблему исследования СЭЗ достаточно остро.
В основном организация СЭЗ подразумевает собой привлечение инвестиций в страну, а это и снижение налогов на прибыль организаций, а также другие фискальные льготы, такие как амортизационные отчисления, снижение налогов для субъектов предпринимательства начала инвестиционного периода. Можно так же отметить наличие таможенных льгот - отмена импортных пошлин, наличие свободного ввоза предприятиям, возможность отмены экспортных пошлин.
На сегодняшний день свободные экономические зоны вносят большой вклад в развитие своих регионов. А как известно, общая эффективность экономики напрямую зависит от эффективности развития каждого региона страны. Свободные экономические зоны стимулируют инвестиционные поступления, что так же приводит к большему выпуску продукции. В пределах СЭЗ действуют льготные условия для ее резидентов, что привлекает как отечественных, так и иностранных инвесторов, производителей.
В основу концепции создания СЭЗ в нашей стране был положен международный опыт организации и развития этих территориальных образований. Так же необходимо отметить, что сравнительно недавно СЭЗ появились во всех областных центрах, что позволило предоставить более выгодные условия функционирования деятельности резидентов во всех областях страны.
В силу общепризнанной эффективности свободных экономических зон, а также их способности содействовать привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соответствии с этим бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы, необходимо признать целесообразным включение направления на создания таких зон в государственную экономическую политику.
Это особенно важно для Республики Беларусь, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Объект исследования работы - национальная экономика.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 Сущность, цели и задачи свободных экономических зон
В мировой практике внешнеэкономической деятельности имеют место разнообразные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры, которые известны как свободные экономические зоны.
СЭЗ относятся к древнейшим хозяйственным формированиям. Тем не менее определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось относительно недавно. В 1973 году оно было впервые официально объявлено научному миру и деловой общественности. Под свободной экономической зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.
Открытость мировому рынку делает свободные экономические зоны привлекательными для транснациональных компаний, миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех континентах. Международные корпорации в поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятельности рассматривают свободные экономические зоны как очень прибыльные экономические структуры, с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии.
Свободные экономические зоны - это интернациональные экономические формирования. Они приобрели масштабный характер, охватив практически все страны мира, включая развитые и слаборазвитые. С их помощью происходит достаточно интенсивная интеграция целого ряда регионов в систему хозяйственных связей.
Свободные экономические зоны представляют собой области достаточно высокой концентрации финансовых, торговых, производственных и технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти формирования сегодня превратились в важнейший фактор мировой экономики и являются своеобразными «коммерческими центрами», ускоряющими глобальный товарооборот и стимулирующими внешнюю торговлю в целом.
Некоторые ученые-экономисты определяют свободные экономические зоны как инструмент селективного сокращения масштабов государственного
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ условий функционирования свободных экономических зон в Республике Беларусь
Чтобы привлечь инвестиции в экономику страны, в частности иностранные, в Республике Беларусь созданы 6 свободных экономических зон СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Могилев» и СЭЗ «Гродноинвест».
Резиденты СЭЗ уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по целому ряду налогов предоставляются преимущества по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом [9].
Свободная экономическая зона «Брест» создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 года. Она занимает специально отведенную территорию общей площадью около 71 кв. км и имеет достаточно выгодное географическое положение. Уникальное географическое положение, специальный правовой режим, предоставляемые налоговые, таможенные и административные льготы создают благоприятные условия для осуществления производственно-хозяйственной деятельности в СЭЗ «Брест». Здесь выпускается более тысячи наименований промышленной продукции и товаров, в том числе электротехнические изделия, машины и оборудование дорожной разметки, краски и эмали, газовые и электроплиты, мебель, морепродукты, мясные и кондитерские изделия.
В настоящее время СЭЗ «Брест» принимает инвестиции на создание предприятий с использованием высоких технологий в фармацевтической, автомобильной, электронной, машиностроительной и других отраслях промышленности.
Резидентами уплачивается ограниченный перечень налогов и сборов:
- прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров собственного производства в рамках специального правового режима (на экспорт, другим резидентам СЭЗ), освобождается от налога на прибыль в течение десяти календарных лет с даты получения прибыли. По прошествии десяти лет налог уплачивается по ставке сниженной в 2 раза.
- резиденты СЭЗ полностью освобождаются от налога на недвижимость.
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Свободные экономические зоны с давних времен считаются одной из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления. Эта модель может обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов и всей страны в целом посредством активного привлечения иностранных инвестиций и внедрения прогрессивных технологий. Противоречивые в целом результаты и весьма умеренное влияние СЭЗ на экономику Республики Беларусь по сравнению с успешными схемами на международном уровне предполагают, что этот инструмент политики пока еще не использует весь свой возможный потенциал.
В целом открытость белорусской экономики снижается и будет далее сокращаться из-за значительного снижения экспорта и импорта. Экспорт в Россию, согласно прогнозам экономистов, снизится на 4,7%, в другие страны - на 3,6%, импорт (из-за ограничительных мер) - на 11,2 %. Основные причины такого явления относятся к экономической модели СЭЗ и ее позиционированию в рамках экономической политики и системы стимулирования Беларуси.
Несмотря на сходство между СЭЗ в нашей стране и моделями, применяемыми в других странах, с точки зрения стимулов, услуг и нормативно-правовой базы применяемая экономическая модель и несогласованность в рамках проводимой политики и системы стимулирования в Республике Беларусь создают значительные препятствия для достижения успеха.
Согласно международному опыту, СЭЗ оказываются успешными инструментами политики, если они:
- имеют достаточно сильную внешнюю или кластерную ориентацию. Развитые СЭЗ, как правило, привлекают субъектов хозяйствования, которые ориентированы на экспорт, и которые участвуют в мировых цепочках создания добавленной стоимости.
- предлагают инвестиционные условия и преимущества, которые имеют место только в четко разграниченных областях, и значительно отличаются от остальной части страны. С точки зрения субъектов хозяйствования в СЭЗ должны быть четкие бизнес возможности и преимущества, ориентированные на нужды компании, чтобы она осуществляла здесь свои инвестиции.
- привлекают инвестиции, которые без них не пришли бы в страну.
Эти ключевые предпосылки и факторы успеха на сегодняшний день только отчасти имеют место или вовсе не находят отражения в преобладающем режиме функционирования СЭЗ в Беларуси. Они имеют довольно сильную внутреннюю
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы сделаем следующие выводы:
1. Свободные экономические зоны представляют собой области достаточно высокой концентрации финансовых, торговых, производственных и технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма.
2. При создании свободных экономических зон реализуется стратегия ускорения хозяйственного роста - определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. Это дает возможность решить взаимосвязанные цели: экономическую, социальную, производственную и научно - техническую. С позиции государства и инвесторов цели создания СЭЗ существенно различаются.
3. Свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию страны и ее отдельных административно-территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях. Существуют различные виды СЭЗ, каждая из которых характеризуется собственными целям и задачами функционирования. Можно выделить основные из них: торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные зоны.
4. Чтобы привлечь инвестиции в экономику страны, в частности иностранные, в Республике Беларусь созданы 6 свободных экономических зон СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Могилев» и СЭЗ «Гродноинвест». Резиденты СЭЗ уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по целому ряду налогов предоставляются преимущества по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом. Наличие многоотраслевой производственной инфраструктуры, необходимого транспортного и инженерного обеспечения, развитых коммуникаций и земельных участков, пригодных для нового строительства в районах перспективной застройки, подготовленной и относительно дешевой рабочей силы - все это выгодно отличает СЭЗ Республики Беларусь и делает привлекательной для потенциальных инвесторов.
5. Наблюдается незначительный прогресс в развитии деятельности СЭЗ Республики Беларусь, что подтверждается качественным и количественным анализом показателей. Так, за рассматриваемый период СЭЗ вносят незначительный вклад в привлечение ПИИ в Беларусь. Только 5% от накопленного объема прямых иностранных инвестиций сосредоточено в свободных экономических зонах. В СЭЗ работает только около 3% от общего
1. Живицкая Е., Стреж В., Пархименко В. СЭЗ: предпосылки для размышления Финансы, учет, аудит. - 2010. - №3 - с.33-35
2. Неучева М.Ю. Особые экономические зоны: специфика функционирования и развития / М.Ю. Неучева // Экономика и упр.: науч.-практ. журн. - Уфа, 2011. - №4. - с. 28-32
3. Михеев О.Л. Особые экономические зоны: переосмысление накопленного опыта / О.Л. Михеев // Страховое дело. - 2011. - №1. - с. 13-18
4. Свободные экономические зоны // Всемирная Торговая Организация [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: http://wto.kz/ru/object/products/ - Дата доступа: 12.05.2017
5. Боброва В.В. Свободные экономические зоны - динамичные "островки" мирового хозяйства: их сущность и классификация / В.В. Боброва, Е.А. Мартынюк // Вес. ОГУ. - 2011. - №13. - с. 49-54
6. Куцман М.В. Макроэкономика: Курс лекций / Москва: Мади, 2015. -104 с.
7. Лемешевский И.М., Донцова В.И., Макроэкономика: учеб. - мет. комплекс. - Минск / изд. МИУ, 2014. - 266 с.
8. Макроэкономика.: учебное пособие / В.Г. Родионова. - М.: изд. МГТУ, 2013. -206 с.
9. Свободные экономические зоны [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь - Режим доступа: http://president.gov.by/ - Дата доступа: 15.05.2017
10. СЭЗ «Брест» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь - Режим доступа: http://president.gov.by/ - Дата доступа: 15.05.2017
11. СЭЗ «Минск» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь – Режим доступа: http://president.gov.by/ - Дата доступа: 15.05.2017
12. СЭЗ «Гомель-Ратон» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь – Режим доступа: http://president.gov.by/ - Дата доступа: 15.05.2017
13. СЭЗ «Витебск» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь - Режим доступа: http://president.gov.by/ – Дата доступа: 15.05.2017
14. СЭЗ «Могилев» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь - Режим доступа: http://president.gov.by/ - Дата доступа: 15.05.2017
15. СЭЗ «Гродноинвест» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь – Режим доступа: http://president.gov.by/ - Дата доступа: 15.05.2017
16. Официальная статистика [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ Дата доступа 16.05.2017
17. Яна Муратова. Расширение функций СЭЗ Республики Беларусь как условие повышения их эффективности / статья / «Банкаўскі веснік», - 2016. - с. 34-40
18. Бьерн Воглер, Роберт Кирхнер, Ирина Точицкая, Реформирование свободных экономических зон в Беларуси: какую политику выбрать? / статья // Немецкая экономическая группа в Беларуси. Исследовательский центр ИПМ. - 2017